Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для детей с лёгкой степенью умственной отстал

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г

На реализацию программы выделено 2 часа в неделю, продолжительность занятий 20-30 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Эти дети испытывают огромные трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений, применения различных видов памяти, внимания, мышления, ориентировки в пространстве, умения комментировать свои действия.

Цель:

на основе создания оптимальных условий каждого объекта и совокупности всех свойств, качеств, признаков, дать ребёнку правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

Задачи:

Обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи).

Корректировать недостатки познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования мыслительных процессов

Формировать пространственно – временные ориентировки

Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир

Совершенство сенсорно – перцептивной деятельности

Обогащение словарного запаса

Исправление недостатков моторики;

Совершенствование зрительно – двигательной координации

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства;

— восприятие времени.

При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.

Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.

Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».

Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.

Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.

Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);

оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видиокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся

должны научиться:

— ориентироваться на сенсорные эталоны;

— узнавать предметы по заданным признакам;

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

— давать полное описание объектов и явлений;

— различать противоположно направленные действия и явления;

— видеть временные рамки своей деятельности;

— определять последовательность событий;

— ориентироваться в пространстве;

— целенаправленно выполнять действия по инструкции;

— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

— опосредовать свою деятельность речью.

Содержание курса

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (10 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов).

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов).

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (7 часов).

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (10 часов).

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Определение и измерение веса разных предметов на весах. Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов).

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Раздел 8. Восприятие пространства (6 часов).

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Раздел 9. Восприятие времени (8 часов).

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Учащиеся должны уметь:

целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий;

выполнять точные движения при штриховке двумя руками;

пользоваться элементами расслабления;

группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;

смешивать цвета, называть их;

конструировать сложные формы из 6-8- элементов;

находить нереальные элементы нелепых картинок;

определять противоположные качества и свойства предметов;

самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;

распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;

моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

определять возраст людей.

Календарно-тематический план курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов». 4 класс

№ урока Количество часов Тема урока Дата проведения
План Факт
1 1 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
2 1 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
Развитие моторики, графомоторных навыков, 10
3 1 Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)
4 1 Соотношение движений с поданным звуковым сигналом
5 -6 2 Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет о выполнении
7 1 Совершенствование точности мелких движений рук.
8-9 2 Графический диктант с усложненными заданиями
10 1 Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)
11 1 Дорисовывание симметричной половины изображения
12 1 Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)
Тактильно-двигательное восприятие, 5
13-14 2 Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)
15 1 Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной
16 1 Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)
17 1 Игры с мелкой мозаикой
Кинестетическое и кинетическое развитие. 4
18 1 Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий
19 1 Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
20-21 2 Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов, 12
22 1 Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом
23-24 2 Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету
25 1 Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов
26-27 2 Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)
28 1 Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)
29 1 Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»
30 1 Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)
31 1 Узнавание предмета по одному элементу
32-33 2 Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Развитие зрительного восприятия, 7
34 - 35 2 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)
36-37 2 Нахождение нелепиц на картинках
38 1 Дидактическая игра «Лабиринт»
39 1 Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»
40 1 Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
Восприятие особых свойств предметов, 10
41 1 Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение
42-43 2 Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха
44 1 Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение
45 1 Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»
46 1 Упражнения в измерении веса предметов на весах
47-48 2 Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)
49-50 2 Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)
Развитие слухового восприятия, 6
51 1 Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)
52 1 Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»
53 1 Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»
54 1 Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»
55 1 Формирование чувства ритма. Игровые упражнения
56 1 Дидактическая игра «Угадай по голосу»
Восприятие пространства, 6
57-58 2 Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции
59 1 Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве
60 1 Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений
61 1 Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)
62 1 Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)
Восприятие времени, 7
63 1 Определение времени по часам
64 1 Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»
65-66 2 Работа с календарем и моделью календарного года
67 1 Дидактическая игра «Когда это бывает?»
68 1 Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей

Литература:

1.Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).

2.Алябьева Е.А Занятия по психогимнастике. Методическое пособие./Е.А Алябьева-М.:Сфера,2008.-158с.

3.Кряжева Н.Л Развитие эмоционального мира детей./КряжеваН.Л.-Ярославль.-1996

4. Чистякова М.И Психогимнастика./ М.:-Сфера, 1990г

5.Короткова Л.Д. « Сказкотерапия для детей дошкольного и школьного возраста» ЦГЛ М. 2003 г

6.Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога» Дубна «Феникс» 2002г.

7.Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!