Рабочая программа по профориентационной работе « Шаги к профессии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Рощинская средняя общеобразовательная школа № 17

Рабочая программа по профориентационной работе « Шаги к профессии»

9 класс

педагог — психолог: Ситникова Е.В.

п. Рощинский

Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения школьников. В подростковом возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления. Для подростка характерен недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка. Недостаток жизненного опыта, поверхностные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии - все эти компоненты часто являются основной причиной затруднения при определении своей будущей профессиональной направленности старшеклассниками. Как показывает практика, в большей степени выпускники 9, 11 классов ориентируются на престижность профессии, уровень заработка, не учитывая при этом свои интересы и возможности.

Целью курса является осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Задачи курса:

Мотивация личностного роста ученика.

Создание условий для сознательного выбора профессии.

Актуализация чувства ответственности за совершаемый выбор.

Научить ориентироваться в мире современных профессий.

Программа курса рассчитана на 16 часов.

Тесты и задания в программе подобраны с учетом возрастных особенностей восприятия подростков.

Особенности проведения: занятия — «шаги», которые проводятся как в традиционной форме урока, когда учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения, так и в форме ролевых игр, упражнений, активизирующих самопознание и рефлексию; в форме психодиагностических тестов, тренинга по практическим навыкам принятия решения.

Работа по программе проводится в 6 этапов.

Подготовительный этап: подготовка материала, составление плана работы.

Информационный этап: информирование учащихся о возможных вариантах образовательного маршрута при переходе на новый этап обучения или после окончания школы.

Диагностический этап: сбор информации об интересах, склонностях, потребностях учащихся, их мотивации

Аналитический этап: обработка результатов диагностик (методики преимущественно обрабатываются сразу после заполнения непосредственно на уроках; первичный анализ результатов проводится каждым учащимся самостоятельно после пояснения; выводы обсуждаются в индивидуальном порядке).

Обобщающий этап: индивидуальные консультации

Этап принятия решений: продумывание возможных путей оказания помощи подростку в выборе образовательного пути с учётом результатов диагностик, успеваемости и т.д. работа ведётся по схеме «ХОЧУ+МОГУ+НАДО+ Варианты выбора». Цель - самостоятельное принятие решений подростком

По завершении изучения курса учащиеся должны:

  • знать свои способности и возможности;
  • знать основные правила выбора профессии;
  • владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
  • быть знакомыми с особенностями нервной системы, мышления, памяти, внимания.
  • адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;
  • ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями;
  • составлять личный профессиональный план и аргументировать свой выбор.
  • Календарно-тематическое планирование элективного курса

    «Шаги к профессии»

    № п/п Тема занятия. Количество часов Диагностика. Дата
    1 Вводное занятие. Знакомство. Личная и профессиональные цели. 1 Мои жизненные ценности
    2 Условия правильного выбора. Интересы, склонности, и потребности. 1
    3 Я и мои интересы, склонности, возможности и потребности. 1 Тест «Карта интересов», «Тип интеллекта», «Моя успеваемость»
    4 Темперамент. Понятие. Виды. Диагностика. 1 «Тип темперамента Айзенка "
    5 Темперамент в профессиональной деятельности. 1
    6 Стратегия выбора профессии. Самооценка и уровень притязаний. 1 Уровень самооценки
    7 Человеческий фактор. Эмоциональный интеллект. 1 «Эмоциональный интеллект», (методики Н. Холла в модификации Г. Резапкиной)
    8 Человеческий фактор. Эмоциональный интеллект. 1
    9 Мышление. Виды мышления. Диагностика типа мышления 1 "Тип мышления"
    10 Типы профессий. 1 Анкета Я хочу Я могу
    11 Планирование профессиональной карьеры. Современный рынок труда. 1
    12 Планирование профессиональной карьеры. Пути получения профессии. 1
    13 Обоснование выбора. Основной и запасные варианты. Принятие решения. 1
    14 Искусство самопрезентации. Собеседование 1
    15 Искусство самопрезентации. Резюме. 1
    16 Итоговое занятие. 1

    Литература

    1.Думайте сами, решайте сами!: методические материалы в помощь выбору профессии / Краснояр. краев. юнош. б-ка; сост. В. И Жирникова; Краев. центр профориентации и психолог. поддержки населения; сост. Н.н. Храпова: Центр. б-ка г. Сосновоборска, Отд. обслуживания; сост. Е.Ю. Мисюра. – Красноярск, 2007 – 40 с. – (серия «Мильон терзаний»; вып. 6)

    2.Овчарова Р.В.: Справочная книга практического психолога.-2-е изд., дораб.-М.: «Просвещение, «Учебная литература», 1996.-352 с.

    3.Учимся выбирать профиль обучения/для учащихся 7-11 классов -СПб.:КАРО, 2006.-128 с.

    RSS
    Нет комментариев. Ваш будет первым!