Рабочая программа по профориентационной работе « Шаги к профессии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Рощинская средняя общеобразовательная школа № 17
Рабочая программа по профориентационной работе « Шаги к профессии»
9 класс
педагог — психолог: Ситникова Е.В.
п. Рощинский
Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения школьников. В подростковом возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления. Для подростка характерен недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка. Недостаток жизненного опыта, поверхностные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии - все эти компоненты часто являются основной причиной затруднения при определении своей будущей профессиональной направленности старшеклассниками. Как показывает практика, в большей степени выпускники 9, 11 классов ориентируются на престижность профессии, уровень заработка, не учитывая при этом свои интересы и возможности.
Целью курса является осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.
Задачи курса:
Мотивация личностного роста ученика.
Создание условий для сознательного выбора профессии.
Актуализация чувства ответственности за совершаемый выбор.
Научить ориентироваться в мире современных профессий.
Программа курса рассчитана на 16 часов.
Тесты и задания в программе подобраны с учетом возрастных особенностей восприятия подростков.
Особенности проведения: занятия — «шаги», которые проводятся как в традиционной форме урока, когда учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения, так и в форме ролевых игр, упражнений, активизирующих самопознание и рефлексию; в форме психодиагностических тестов, тренинга по практическим навыкам принятия решения.
Работа по программе проводится в 6 этапов.
Подготовительный этап: подготовка материала, составление плана работы.
Информационный этап: информирование учащихся о возможных вариантах образовательного маршрута при переходе на новый этап обучения или после окончания школы.
Диагностический этап: сбор информации об интересах, склонностях, потребностях учащихся, их мотивации
Аналитический этап: обработка результатов диагностик (методики преимущественно обрабатываются сразу после заполнения непосредственно на уроках; первичный анализ результатов проводится каждым учащимся самостоятельно после пояснения; выводы обсуждаются в индивидуальном порядке).
Обобщающий этап: индивидуальные консультации
Этап принятия решений: продумывание возможных путей оказания помощи подростку в выборе образовательного пути с учётом результатов диагностик, успеваемости и т.д. работа ведётся по схеме «ХОЧУ+МОГУ+НАДО+ Варианты выбора». Цель - самостоятельное принятие решений подростком
По завершении изучения курса учащиеся должны:
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Шаги к профессии»
№ п/п | Тема занятия. | Количество часов | Диагностика. | Дата | |
1 | Вводное занятие. Знакомство. Личная и профессиональные цели. | 1 | Мои жизненные ценности | ||
2 | Условия правильного выбора. Интересы, склонности, и потребности. | 1 | |||
3 | Я и мои интересы, склонности, возможности и потребности. | 1 | Тест «Карта интересов», «Тип интеллекта», «Моя успеваемость» | ||
4 | Темперамент. Понятие. Виды. Диагностика. | 1 | «Тип темперамента Айзенка " | ||
5 | Темперамент в профессиональной деятельности. | 1 | |||
6 | Стратегия выбора профессии. Самооценка и уровень притязаний. | 1 | Уровень самооценки | ||
7 | Человеческий фактор. Эмоциональный интеллект. | 1 | «Эмоциональный интеллект», (методики Н. Холла в модификации Г. Резапкиной) | ||
8 | Человеческий фактор. Эмоциональный интеллект. | 1 | |||
9 | Мышление. Виды мышления. Диагностика типа мышления | 1 | "Тип мышления" | ||
10 | Типы профессий. | 1 | Анкета Я хочу Я могу | ||
11 | Планирование профессиональной карьеры. Современный рынок труда. | 1 | |||
12 | Планирование профессиональной карьеры. Пути получения профессии. | 1 | |||
13 | Обоснование выбора. Основной и запасные варианты. Принятие решения. | 1 | |||
14 | Искусство самопрезентации. Собеседование | 1 | |||
15 | Искусство самопрезентации. Резюме. | 1 | |||
16 | Итоговое занятие. | 1 |
Литература
1.Думайте сами, решайте сами!: методические материалы в помощь выбору профессии / Краснояр. краев. юнош. б-ка; сост. В. И Жирникова; Краев. центр профориентации и психолог. поддержки населения; сост. Н.н. Храпова: Центр. б-ка г. Сосновоборска, Отд. обслуживания; сост. Е.Ю. Мисюра. – Красноярск, 2007 – 40 с. – (серия «Мильон терзаний»; вып. 6)
2.Овчарова Р.В.: Справочная книга практического психолога.-2-е изд., дораб.-М.: «Просвещение, «Учебная литература», 1996.-352 с.
3.Учимся выбирать профиль обучения/для учащихся 7-11 классов -СПб.:КАРО, 2006.-128 с.