Программа развития познавательных процессов обучающихся с ЗПР

                                                     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                        Рощинская средняя общеобразовательная школа № 17

Рассмотрено: на заседании ШМО зам. учителей, работающих по адаптированным программам

руководитель ШМО

__________________

__________________

Протокол № ____от ____

Согласовано: зам. директора по УВР ____________________

Берзина О.В..

: Утверждаю: директор школы Бураченко Р.Б.

________________

Приказ № ___

от ________2019 г.

Программа развития познавательных процессов обучающихся с ЗПР (вариант стандарта 7.2)

1 класс

2019-2020 учебный год

педагог-психолог Ситникова Е.В.

п. Рощинский, 2019

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса

Задачи курса, соответствующие особым образовательным потребностям детей с ЗПР:

  • способствовать психологической адаптации обучающихся, впервые приступивших к обучению по программе;
  • совершенствовать систему произвольной регуляции в зависимости от ее начального уровня сформированности за счет обучения планированию и контролю результатов действий;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся, корригировать недостатки мыслительных операций, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;
  • корригировать недостатки пространственно-временных представлений дифференцированно, уделяя особое внимание представлениям «неделя-месяц-год», а также развивая «эмоциональное смещение» - предпосылку осознания психологического прошлого и будущего;
  • формировать навыки распознавания эмоциональных состояний, прочтения невербальной информации, продуктивной коммуникации, уделяя особое внимание детям, приступившим к обучению в этом году;
  • содействовать достижению личностных и метапредметных результатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметов для 1 класса.
  • Важнейшей задачей психокоррекционных занятий остается преодоление недостатков системы произвольной регуляции, повышение познавательной активности и общего уровня сформированности познавательной деятельности.

    .

    Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

    Дети с ЗПР обратили на себя внимание исследователей еще в прошлом столетии. Они описывались под разными названиями: «отстающие в педагогическом отношении», «запоздавшие», «малограмотные», «псевдоненормальные», а также как дети, занимающие промежуточное положение между «малограмотными» и «ненормальными» (А.Binet.T.Simon), дети «пограничной черты» (L.Fairfild). В отечественной литературе для обозначения подобных состояний использовались термины «дети с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций» (И.Борисов); переходные формы между нормой и дефективностью; «субнормальные» дети (А.И.Грабов); «слабоодаренные» (В.П.Кащенко, Г.В.Мурашов); «умственно недоразвитые», находящиеся между дебилами и нормальными детьми (П.П.Блонский).

    Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» были предложены Г.Е.Сухаревой. Изучением детей данной категории с конца 50-х годов прошлого века занимались Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский и другие исследователи. Ими были выявлены среди неуспевающих младших школьников учащиеся, неуспеваемость и особенности поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми.

    В ходе дальнейших исследований Т.А.Власова и М.С.Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом. В дальнейшем этот подход получил свое развитие в ставших классическими работах В.И.Лубовского и В.В.Лебединских, У.В.Ульенковой и других специалистов.

    Обучающиеся с ЗПР — это дети, которые согласно результатам ПМПК, имеют недостатки в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.

    Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастнойнормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

    Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточным развитием познавательных способностей, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.

    Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера), замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

    Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

    Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

    Место курса в учебном плане

    Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями. Рабочая программа составлена на 33 часа (1 час индивидуального занятия, 33 учебных недели). Длительность коррекционно-развивающих занятий растет постепенно: с 25-30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия.

    Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса

    Программа курса «Психокоррекционные занятия» составлена по модульному принципу. Содержание, форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная), продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для учащихся определенного класса. Организационные формы занятий зависят от возможностей образовательной организации.

    Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

    Достижение планируемых результатов образования обучающихся с ЗПР предполагает, что коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать уменьшению различных дезадаптирующих проявлений и, соответственно, детских трудностей.

    Важнейшей задачей психокоррекционных занятий остается преодоление недостатков системы произвольной регуляции, повышение познавательной активности и общего уровня сформированности познавательной деятельности.

    Содержание психокоррекционных занятий в первом классе, реализуемое в модулях по развитию возможностей произвольной регуляции деятельности, временны́х представлений, коммуникативных умений, гармонизации психоэмоционального состояния, способствует расширению сферы жизненной компетенции, опосредованно влияя на отношение ребенка к школе и окружающему социальному миру.

    Предполагаемый результат

    Результат работы определяется по итогам сравнительного анализа данных психологического обследования (первичная диагностика) и состояния эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, на заключительном тестировании (итоговая диагностика).

    К концу программного курса занятий дети должны:

    • Различать и называть цвета основные и некоторые оттенки, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); свойства материалов.
    • Уметь измерять с помощью условной мерки и сравнивать предметы по высоте, ширине, длине, толщине.
    • Знать последовательность дней недели, времен года, ориентироваться в них и находить взаимосвязи.
    • Знать диких и домашних животных, птиц, насекомых, рыб.
    • Знать фрукты, овощи, ягоды, грибы, деревья, сезонные изменения.
    • Знать названия и назначение предметов мебели, посуды, одежды, обуви, головных уборов, бытовой техники.
    • Называть свои ФИО и своих родителей, имена ближайших родственников, понимать родственные отношения (кто старше (младше)); знать профессии родителей, особенности работы продавца, повара, врача, парикмахера и др.
    • Составлять группы предметов на основании одного признака (цвета, формы, размера), существенных признаков, по аналогии, по обобщающим понятиям.
    • Составлять рассказы-описания, рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, устанавливать последовательность серии сюжетных картинок; определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий.
    • Выполнять задания до конца, не «терять» инструкцию, последовательно и аккуратно выполнять задания.находить простейшую закономерность, продолжать выявленную закономерность.
    • Построить доказательное высказывание определить истинность или ложность высказывания осуществлять простейшие наблюдение по плану и самостоятельно; формулировать простые умозаключения.
    • Читать и составлять простые схемы, коды;
    • Осознанно относится к собственной деятельности;

    Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.

    Календарно-тематическое планирование программы коррекционного курса

    1 класс

    № п/п Темы занятий Примерное содержание занятий План Факт
    • 1
    Диагностика
    2 Знакомство. Игры на знакомство. Запоминание имен одноклассников. Оценка мотивационных предпочтений. Любимые игры, игрушки, занятия
    Модуль по развитию пространственно-временных представлений
    • 3
    Ориентировка в схеме тела. Игры-задания на ориентировку в схеме тела (справа – слева, под – над).
    • 4
    Что лежит у нас на парте? Парта (на, под, внутри, справа, слева, спереди, сзади). Правый – левый верхний и нижний углы. Середина (центр). Расположение предметов на парте.
    • 5
    Ориентировка на листе бумаги. Лист бумаги: верх, низ, середина, левый/правый, верхний/нижний угол, разлиновка, строки выше, строки ниже.
    • 6
    Ориентировка на листе бумаги. Выполнение простейших графических диктантов
    • 7
    Пространство и его план. План пространства: знакомство со схематизированными планами, включающими пространственные ориентиры (право-лево, верх-низ)Составление плана комнаты (схематические изображения/готовые графические символы) предметов
    • 8
    Неделя. Вчера-сегодня-завтра Б.Заходер «Мартышкин дом». Дни недели. Независимость числа и дня недели. Подсказки в названиях дней.
    Модуль по формированию произвольной регуляции познавательной деятельности
    • 9
    Поэлементное копирование образцов. Выделение частей в схематическом изображении конструкции. Их последовательная зарисовка в тетради
    • 10
    Целостное копирование образцов Самостоятельное копирование представленной схемы конструкции.
    Модуль по активизации познавательной деятельности
    11. Развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов Анализ объектов по картинке. Загадывание наглядно представленных объектов
    • 12.
    Восприятие как основа познавательной деятельности: анализ наглядно воспринимаемых предметов и явлений окружающей действительности. Описание наглядно представленных объектов. Выделение значимых частей объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы. Анализ объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам (мебель – 4 ножки и крышка – стол). Загадывание наглядно представленных объектов.
    • 13.
    Перцептивное моделирование. Сложение простых узоров геометрической мозаики (по образцу, из индивидуальных наборов). Выполнение аппликации из геометрических фигур.
    • 14.
    Перцептивные группировки объектов Перцептивная классификация (цвет форма, величина). Выделение и вербализация принципа классифицирования. Задание на сериацию.
    • 15.
    Перцептивные группировки объектов
    16. Сенсорные эталоны Соотнесение форм реальных окружающих предметов с сенсорными эталонами. Описание предметов. Какой? Какая?
    17 Сходства и различия Определение различий. 2 картинки для сравнения из каждого ранее проанализированного ряда.
    18 Сходства и различия
    19 Сравнение предметов по размеру
    20 Развитие навыков произвольного сосредоточения внимания. Выбор (вычеркивание) осуществляется на индивидуальных таблицах. Что изменилось? (определение 1 – 2 недостающих, перемещенных предметов).
    21 Развитие навыков произвольного сосредоточения внимания.
    • 22
    Развитие зрительной, памяти. Восстановление по памяти места объекта: 6 объектов.
    23 Развитие слуховой памяти Повторение слов, фраз партнера по общению «Хомяк-повторюша» с постепенным удлинением ряда повторяемых слов (от 1 до 5 в произнесенной фразе).
    24 Развитие основ абстрактно-логического мышления: поиск закономерностей. Продолжение определенной последовательности геометрических элементов. Учет двух признаков в нахождении места объекта (цвет и величина, форма и величина, цвет и форма).
    Модуль по активизации познавательной деятельности детей с ЗПР (8 часов).
    • 25
    Развитие основ абстрактно-логического мышления: поиск связей и отношений в вербально представленном материале. решение логических задач (аналитические задачи 1 типа с прямым утверждением); аналитический вывод из прослушанного текста (типа «Маленький Саша») – проводится без обучения. Обучающее занятие: другие детские тексты со скрытым смыслом, угадывание загадок.
    • 26
    Развитие основ абстрактно-логического мышления: поиск связей и отношений в вербально представленном материале.
    • 27.
    Развитие основ абстрактно-логического мышления: учет двух оснований вывода на наглядно представленном материале. Самый непохожий. Найди четвертое. Продолжи ряд. Определи место (5 субтест теста под ред.Л.А. Венгера, В.В. Холмовской
    • 28.
    Развитие основ абстрактно-логического мышления: учет двух оснований вывода на наглядно представленном материале.
    • 29.
    Произвольное длительное удержание внимания (запутанные линии, корректурная проба - буквенный вариант). Развитие произвольного внимания (концентрация, переключение): задания на стандартных бланках корректурной пробы с необходимостью переключения (А вычеркиваем, И подчеркиваем). Длительное отслеживание перепутанной линии.
    • 30.
    Произвольное длительное удержание внимания (запутанные линии, корректурная проба - буквенный вариант).
    • 31
    Элементы конструктивной деятельности (по схеме). Геометрические тела (куб, параллелепипед, конус) и шаблоны их развертки. Соотнесение фигуры и шаблона. План конструкции.
    • 32.
    Элементы конструктивной деятельности (по схеме). Геометрические тела (куб, параллелепипед, конус) и шаблоны их развертки. Соотнесение фигуры и шаблона. План конструкции.
    • 33.
    Итоговая диагностика

    ОСНОВНАЯ литература

    ОСНОВНАЯ литература

    • 1.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М., 2004.
    • 2.Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология – 2006.- №5.
    • 3.Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., 2007. 
    RSS
    Нет комментариев. Ваш будет первым!