Программа развития познавательных процессов обучающихся с ЗПР
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Рощинская средняя общеобразовательная школа № 17
Рассмотрено: на заседании ШМО зам. учителей, работающих по адаптированным программам руководитель ШМО __________________ __________________ Протокол № ____от ____ | Согласовано: зам. директора по УВР ____________________ Берзина О.В.. | : Утверждаю: директор школы Бураченко Р.Б. ________________ Приказ № ___ от ________2019 г. |
Программа развития познавательных процессов обучающихся с ЗПР (вариант стандарта 7.2)
1 класс
2019-2020 учебный год
педагог-психолог Ситникова Е.В.
п. Рощинский, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса
Задачи курса, соответствующие особым образовательным потребностям детей с ЗПР:
.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Дети с ЗПР обратили на себя внимание исследователей еще в прошлом столетии. Они описывались под разными названиями: «отстающие в педагогическом отношении», «запоздавшие», «малограмотные», «псевдоненормальные», а также как дети, занимающие промежуточное положение между «малограмотными» и «ненормальными» (А.Binet.T.Simon), дети «пограничной черты» (L.Fairfild). В отечественной литературе для обозначения подобных состояний использовались термины «дети с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций» (И.Борисов); переходные формы между нормой и дефективностью; «субнормальные» дети (А.И.Грабов); «слабоодаренные» (В.П.Кащенко, Г.В.Мурашов); «умственно недоразвитые», находящиеся между дебилами и нормальными детьми (П.П.Блонский).
Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» были предложены Г.Е.Сухаревой. Изучением детей данной категории с конца 50-х годов прошлого века занимались Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский и другие исследователи. Ими были выявлены среди неуспевающих младших школьников учащиеся, неуспеваемость и особенности поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми.
В ходе дальнейших исследований Т.А.Власова и М.С.Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом. В дальнейшем этот подход получил свое развитие в ставших классическими работах В.И.Лубовского и В.В.Лебединских, У.В.Ульенковой и других специалистов.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, которые согласно результатам ПМПК, имеют недостатки в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастнойнормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточным развитием познавательных способностей, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера), замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Место курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями. Рабочая программа составлена на 33 часа (1 час индивидуального занятия, 33 учебных недели). Длительность коррекционно-развивающих занятий растет постепенно: с 25-30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Программа курса «Психокоррекционные занятия» составлена по модульному принципу. Содержание, форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная), продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для учащихся определенного класса. Организационные формы занятий зависят от возможностей образовательной организации.
Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Достижение планируемых результатов образования обучающихся с ЗПР предполагает, что коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать уменьшению различных дезадаптирующих проявлений и, соответственно, детских трудностей.
Важнейшей задачей психокоррекционных занятий остается преодоление недостатков системы произвольной регуляции, повышение познавательной активности и общего уровня сформированности познавательной деятельности.
Содержание психокоррекционных занятий в первом классе, реализуемое в модулях по развитию возможностей произвольной регуляции деятельности, временны́х представлений, коммуникативных умений, гармонизации психоэмоционального состояния, способствует расширению сферы жизненной компетенции, опосредованно влияя на отношение ребенка к школе и окружающему социальному миру.
Предполагаемый результат
Результат работы определяется по итогам сравнительного анализа данных психологического обследования (первичная диагностика) и состояния эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, на заключительном тестировании (итоговая диагностика).
К концу программного курса занятий дети должны:
- Различать и называть цвета основные и некоторые оттенки, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); свойства материалов.
- Уметь измерять с помощью условной мерки и сравнивать предметы по высоте, ширине, длине, толщине.
- Знать последовательность дней недели, времен года, ориентироваться в них и находить взаимосвязи.
- Знать диких и домашних животных, птиц, насекомых, рыб.
- Знать фрукты, овощи, ягоды, грибы, деревья, сезонные изменения.
- Знать названия и назначение предметов мебели, посуды, одежды, обуви, головных уборов, бытовой техники.
- Называть свои ФИО и своих родителей, имена ближайших родственников, понимать родственные отношения (кто старше (младше)); знать профессии родителей, особенности работы продавца, повара, врача, парикмахера и др.
- Составлять группы предметов на основании одного признака (цвета, формы, размера), существенных признаков, по аналогии, по обобщающим понятиям.
- Составлять рассказы-описания, рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, устанавливать последовательность серии сюжетных картинок; определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий.
- Выполнять задания до конца, не «терять» инструкцию, последовательно и аккуратно выполнять задания.находить простейшую закономерность, продолжать выявленную закономерность.
- Построить доказательное высказывание определить истинность или ложность высказывания осуществлять простейшие наблюдение по плану и самостоятельно; формулировать простые умозаключения.
- Читать и составлять простые схемы, коды;
- Осознанно относится к собственной деятельности;
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
Календарно-тематическое планирование программы коррекционного курса
1 класс
№ п/п | Темы занятий | Примерное содержание занятий | План | Факт |
| Диагностика | |||
2 | Знакомство. | Игры на знакомство. Запоминание имен одноклассников. Оценка мотивационных предпочтений. Любимые игры, игрушки, занятия | ||
Модуль по развитию пространственно-временных представлений | ||||
| Ориентировка в схеме тела. | Игры-задания на ориентировку в схеме тела (справа – слева, под – над). | ||
| Что лежит у нас на парте? | Парта (на, под, внутри, справа, слева, спереди, сзади). Правый – левый верхний и нижний углы. Середина (центр). Расположение предметов на парте. | ||
| Ориентировка на листе бумаги. | Лист бумаги: верх, низ, середина, левый/правый, верхний/нижний угол, разлиновка, строки выше, строки ниже. | ||
| Ориентировка на листе бумаги. | Выполнение простейших графических диктантов | ||
| Пространство и его план. | План пространства: знакомство со схематизированными планами, включающими пространственные ориентиры (право-лево, верх-низ)Составление плана комнаты (схематические изображения/готовые графические символы) предметов | ||
| Неделя. Вчера-сегодня-завтра | Б.Заходер «Мартышкин дом». Дни недели. Независимость числа и дня недели. Подсказки в названиях дней. | ||
Модуль по формированию произвольной регуляции познавательной деятельности | ||||
| Поэлементное копирование образцов. | Выделение частей в схематическом изображении конструкции. Их последовательная зарисовка в тетради | ||
| Целостное копирование образцов | Самостоятельное копирование представленной схемы конструкции. | ||
Модуль по активизации познавательной деятельности | ||||
11. | Развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов | Анализ объектов по картинке. Загадывание наглядно представленных объектов | ||
| Восприятие как основа познавательной деятельности: анализ наглядно воспринимаемых предметов и явлений окружающей действительности. | Описание наглядно представленных объектов. Выделение значимых частей объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы. Анализ объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам (мебель – 4 ножки и крышка – стол). Загадывание наглядно представленных объектов. | ||
| Перцептивное моделирование. | Сложение простых узоров геометрической мозаики (по образцу, из индивидуальных наборов). Выполнение аппликации из геометрических фигур. | ||
| Перцептивные группировки объектов | Перцептивная классификация (цвет форма, величина). Выделение и вербализация принципа классифицирования. Задание на сериацию. | ||
| Перцептивные группировки объектов | |||
16. | Сенсорные эталоны | Соотнесение форм реальных окружающих предметов с сенсорными эталонами. Описание предметов. Какой? Какая? | ||
17 | Сходства и различия | Определение различий. 2 картинки для сравнения из каждого ранее проанализированного ряда. | ||
18 | Сходства и различия | |||
19 | Сравнение предметов по размеру | |||
20 | Развитие навыков произвольного сосредоточения внимания. | Выбор (вычеркивание) осуществляется на индивидуальных таблицах. Что изменилось? (определение 1 – 2 недостающих, перемещенных предметов). | ||
21 | Развитие навыков произвольного сосредоточения внимания. | |||
| Развитие зрительной, памяти. | Восстановление по памяти места объекта: 6 объектов. | ||
23 | Развитие слуховой памяти | Повторение слов, фраз партнера по общению «Хомяк-повторюша» с постепенным удлинением ряда повторяемых слов (от 1 до 5 в произнесенной фразе). | ||
24 | Развитие основ абстрактно-логического мышления: поиск закономерностей. | Продолжение определенной последовательности геометрических элементов. Учет двух признаков в нахождении места объекта (цвет и величина, форма и величина, цвет и форма). | ||
Модуль по активизации познавательной деятельности детей с ЗПР (8 часов). | ||||
| Развитие основ абстрактно-логического мышления: поиск связей и отношений в вербально представленном материале. | решение логических задач (аналитические задачи 1 типа с прямым утверждением); аналитический вывод из прослушанного текста (типа «Маленький Саша») – проводится без обучения. Обучающее занятие: другие детские тексты со скрытым смыслом, угадывание загадок. | ||
| Развитие основ абстрактно-логического мышления: поиск связей и отношений в вербально представленном материале. | |||
| Развитие основ абстрактно-логического мышления: учет двух оснований вывода на наглядно представленном материале. | Самый непохожий. Найди четвертое. Продолжи ряд. Определи место (5 субтест теста под ред.Л.А. Венгера, В.В. Холмовской | ||
| Развитие основ абстрактно-логического мышления: учет двух оснований вывода на наглядно представленном материале. | |||
| Произвольное длительное удержание внимания (запутанные линии, корректурная проба - буквенный вариант). | Развитие произвольного внимания (концентрация, переключение): задания на стандартных бланках корректурной пробы с необходимостью переключения (А вычеркиваем, И подчеркиваем). Длительное отслеживание перепутанной линии. | ||
| Произвольное длительное удержание внимания (запутанные линии, корректурная проба - буквенный вариант). | |||
| Элементы конструктивной деятельности (по схеме). | Геометрические тела (куб, параллелепипед, конус) и шаблоны их развертки. Соотнесение фигуры и шаблона. План конструкции. | ||
| Элементы конструктивной деятельности (по схеме). | Геометрические тела (куб, параллелепипед, конус) и шаблоны их развертки. Соотнесение фигуры и шаблона. План конструкции. | ||
| Итоговая диагностика |
ОСНОВНАЯ литература
ОСНОВНАЯ литература
- 1.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М., 2004.
- 2.Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология – 2006.- №5.
- 3.Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., 2007.