Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для детей с умеренной степенью умственной отс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Рощинская средняя общеобразовательная школа № 17

Рассмотрено:                                                    Согласовано:                                                         Утверждаю:

на заседании ШМО                                         зам. директора по УВР                                           директор школы

учителей, работающих                                        _____________                                                   ________________

с обучающимися с ОВЗ                                       Берзина О.В..                                                      Бураченко Р.Б

руководитель ШМО                                                                                                                             приказ № ___ от ____________

Протокол № ____от ____

                                                 Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для детей 

                                                       с  умственной отсталостью  умеренной степени (вариант стандарта 8.2)

2 класс

2019-2020 учебный год

педагог-психолог Ситникова Е.В.

п. Рощинский, 2019

Пояснительная записка

Программа  является адаптированным вариантом программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Основная цель коррекционной программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

1. Адаптация ребенка к новым условиям обучения;

2. Снятие психического и физического напряжения, привлечение внимания и интереса ребенка к совместным занятиям;

3. Обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения, восприятия.

4. Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

5. Коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

6. Формирование пространственно-временных ориентировок;

7. Развитие слухоголосовых координации;

8. Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

9. Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

10. Развитие произвольной регуляции

11. Обогащение речевого аппарата;

12. Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

13. Формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Программа включает в себя блоки развития:

  • 1.Развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, сенсорные эталоны, свойства предметов)
  • 2.Развитие моторики
  • 3.Развитие пространственных и временных представлений.

Содержание курса

I. Блок развития восприятия

Раздел 1. Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры с крупной мозаикой.

Раздел 2. Кинестетическое и кинетическое развитие (

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы, вербализация собственных ощущений. Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

Раздел 3. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 4. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

II. Блок развития моторики

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога. Формирование чувства равновесия («дорожка следов»). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

III. Блок развития пространственных и временных представлений.

Закрепление представлений о частях тела, о собственном лице. Умение ориентироваться на листе бумаги. Понимать простейшие пространственные характеристики–название частей суток, ориентировка в понятиях вчера, сегодня, завтра. .

Предполагаемые результаты

Учащиеся должны уметь:

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- правильно пользоваться письменными принадлежностями;

- составлять предмет из частей;

- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

- различать речевые и неречевые звуки;

- ориентироваться в схеме тела;

- определять на ощупь разные свойства предметов;

- различать характер мелодии.

Календарно-тематическое планирование программы развития психомоторики и сенсорных процессов для детей с лёгкой степенью умственной отсталости умеренной степени (вариант стандарта 8.2) , 2 класс

Тема занятия Планируемый результат Количество часов Дата проведения
План факт
1 Психологическое обследование на выявление уровня интеллектуального развития ребёнка Обследование детей
2 Фиксация взгляда и реакция на прикосновения Фиксация взгляда на лице. Установление тактильного контакта через прикосновения.
3 Фиксация взгляда на неподвижном предмете Фиксация взгляда на неподвижном предмете.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков, 18
4 Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) Развитие крупной моторики
5 Стимулирующие упражнения повышающие энергетический потенциал: массаж кистей

и пальцев рук, катание

ладонью шариков, самомассаж

Повышение энергетического потенциала
6 Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.) Развитие крупной моторики
7 Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога Развитие крупной моторики
8 Формирование чувства равновесия (дорожка следов ) Развитие крупной моторики
9 Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук
10 Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики пальцев руки
11-12 Конструирование из счётных палочек. Развитие мелкой моторики рук
13 Выкладывание узора из крупы по контуру. Развитие мелкой моторики рук
14 Работа в технике рваной аппликации. Развитие мелкой моторики пальцев руки.
15-16 Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка Развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков
17 Развитие координации руки и глаза (нанизывание, завязывание) Развитие мелкой моторики рук
18-19 Раскладывание предметов (бусинок, палочек, крупяных изделий) Развитие мелкой моторики рук
20 Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос Развитие мелкой моторики пальцев рук
Развитие пространственных представлений, 6 часов
21 Схема тела Формирование и закрепление представлений о частях тела, о собственном лице.
22-23 Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) Развитие пространственных представлений
24-25 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур Развитие осязательных ощущений
26-27 Расположение предметов на листе бумаги. Развитие осязательных ощущений
Кинестетическое и кинетическое развитие, 2 часа
28 Формирование ощущений от различных поз тела Кинестетическое и кинетическое развитие
29 Движение и позы головы по показу, Вербализация собственных ощущений Кинестетическое и кинетическое развитие
Тактильно-двигательное восприятие, 8 часов
30-31 Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов Развитие тактильно-двигательного восприятия
32-33 Определение на ощупь объёмных фигур. Развитие тактильно-двигательного восприятия
34- 35 Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Развитие осязательных ощущений
36-37 Игры с крупной мозаикой. Развитие тактильно-двигательного восприятия
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 2 часа
38 Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?» Развитие слухового восприятия
39 Упражнения на звукоподражание животным, технике Развитие слухового восприятия
Кинестетическое и кинетическое развитие, 2 часа
40 Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Кинестетическое и кинетическое развитие
41 Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. Кинестетическое и кинетическое развитие
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 18 часов
42 Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов Развитие тактильно- двигательного восприятия
43 Определение на ощупь объемных фигур Развитие тактильно- двигательного восприятия
44 Игры с крупной мозаикой. Развитие тактильно– двигательного восприятия
45-46 Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) Развитие мышления (процессы синтеза, анализа).
47-48 Различение предметов по величине (большой — маленький) Развитие зрительного восприятия
49-50 Сравнение двух предметов по высоте и длине Развитие зрительного восприятия
51-52 Сравнение двух предметов по ширине и толщине Развитие зрительного восприятия
53-54 Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали) Развитие целостности восприятия предмета
55-56 Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале Развитие целостности восприятия предмета
Развитие слухового восприятия . 2 часа
57 Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?» Развитие слухового восприятия
58 Упражнения на звукоподражание животным, технике Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, 3 часа
59 Гимнастика для глаз Профилактика зрения
60 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога) Развитие умения сравнивать предметы
61 Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов Развитие умения сравнивать предметы
Восприятие времени, 4 часа
62-63 Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Развитие временных представлений
64 Последовательность событий (смена времени суток) Развитие временных представлений
65 Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» Развитие временных представлений
66 Итоговая диагностика
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!