Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для детей с умеренной степенью умственной отс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Рощинская средняя общеобразовательная школа № 17
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании ШМО зам. директора по УВР директор школы
учителей, работающих _____________ ________________
с обучающимися с ОВЗ Берзина О.В.. Бураченко Р.Б
руководитель ШМО приказ № ___ от ____________
Протокол № ____от ____
Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для детей
с умственной отсталостью умеренной степени (вариант стандарта 8.2)
2 класс
2019-2020 учебный год
педагог-психолог Ситникова Е.В.
п. Рощинский, 2019
Пояснительная записка
Программа является адаптированным вариантом программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Основная цель коррекционной программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
1. Адаптация ребенка к новым условиям обучения;
2. Снятие психического и физического напряжения, привлечение внимания и интереса ребенка к совместным занятиям;
3. Обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения, восприятия.
4. Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
5. Коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
6. Формирование пространственно-временных ориентировок;
7. Развитие слухоголосовых координации;
8. Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
9. Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
10. Развитие произвольной регуляции
11. Обогащение речевого аппарата;
12. Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
13. Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Программа включает в себя блоки развития:
- 1.Развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, сенсорные эталоны, свойства предметов)
- 2.Развитие моторики
- 3.Развитие пространственных и временных представлений.
Содержание курса
I. Блок развития восприятия
Раздел 1. Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры с крупной мозаикой.
Раздел 2. Кинестетическое и кинетическое развитие (
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы, вербализация собственных ощущений. Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)
Раздел 3. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 4. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
II. Блок развития моторики
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога. Формирование чувства равновесия («дорожка следов»). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.
III. Блок развития пространственных и временных представлений.
Закрепление представлений о частях тела, о собственном лице. Умение ориентироваться на листе бумаги. Понимать простейшие пространственные характеристики–название частей суток, ориентировка в понятиях вчера, сегодня, завтра. .
Предполагаемые результаты
Учащиеся должны уметь:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- составлять предмет из частей;
- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
- различать речевые и неречевые звуки;
- ориентироваться в схеме тела;
- определять на ощупь разные свойства предметов;
- различать характер мелодии.
Календарно-тематическое планирование программы развития психомоторики и сенсорных процессов для детей с лёгкой степенью умственной отсталости умеренной степени (вариант стандарта 8.2) , 2 класс
Тема занятия | Планируемый результат | Количество часов | Дата проведения | ||
План | факт | ||||
1 | Психологическое обследование на выявление уровня интеллектуального развития ребёнка | Обследование детей | |||
2 | Фиксация взгляда и реакция на прикосновения | Фиксация взгляда на лице. Установление тактильного контакта через прикосновения. | |||
3 | Фиксация взгляда на неподвижном предмете | Фиксация взгляда на неподвижном предмете. | |||
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков, 18 | |||||
4 | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) | Развитие крупной моторики | |||
5 | Стимулирующие упражнения повышающие энергетический потенциал: массаж кистей и пальцев рук, катание ладонью шариков, самомассаж | Повышение энергетического потенциала | |||
6 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.) | Развитие крупной моторики | |||
7 | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога | Развитие крупной моторики | |||
8 | Формирование чувства равновесия (дорожка следов ) | Развитие крупной моторики | |||
9 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Развитие мелкой моторики пальцев рук | |||
10 | Пальчиковые игры. | Развитие мелкой моторики пальцев руки | |||
11-12 | Конструирование из счётных палочек. | Развитие мелкой моторики рук | |||
13 | Выкладывание узора из крупы по контуру. | Развитие мелкой моторики рук | |||
14 | Работа в технике рваной аппликации. | Развитие мелкой моторики пальцев руки. | |||
15-16 | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка | Развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков | |||
17 | Развитие координации руки и глаза (нанизывание, завязывание) | Развитие мелкой моторики рук | |||
18-19 | Раскладывание предметов (бусинок, палочек, крупяных изделий) | Развитие мелкой моторики рук | |||
20 | Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос | Развитие мелкой моторики пальцев рук | |||
Развитие пространственных представлений, 6 часов | |||||
21 | Схема тела | Формирование и закрепление представлений о частях тела, о собственном лице. | |||
22-23 | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) | Развитие пространственных представлений | |||
24-25 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур | Развитие осязательных ощущений | |||
26-27 | Расположение предметов на листе бумаги. | Развитие осязательных ощущений | |||
Кинестетическое и кинетическое развитие, 2 часа | |||||
28 | Формирование ощущений от различных поз тела | Кинестетическое и кинетическое развитие | |||
29 | Движение и позы головы по показу, Вербализация собственных ощущений | Кинестетическое и кинетическое развитие | |||
Тактильно-двигательное восприятие, 8 часов | |||||
30-31 | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | Развитие тактильно-двигательного восприятия | |||
32-33 | Определение на ощупь объёмных фигур. | Развитие тактильно-двигательного восприятия | |||
34- 35 | Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). | Развитие осязательных ощущений | |||
36-37 | Игры с крупной мозаикой. | Развитие тактильно-двигательного восприятия | |||
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 2 часа | |||||
38 | Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?» | Развитие слухового восприятия | |||
39 | Упражнения на звукоподражание животным, технике | Развитие слухового восприятия | |||
Кинестетическое и кинетическое развитие, 2 часа | |||||
40 | Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. | Кинестетическое и кинетическое развитие | |||
41 | Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. | Кинестетическое и кинетическое развитие | |||
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 18 часов | |||||
42 | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | Развитие тактильно- двигательного восприятия | |||
43 | Определение на ощупь объемных фигур | Развитие тактильно- двигательного восприятия | |||
44 | Игры с крупной мозаикой. | Развитие тактильно– двигательного восприятия | |||
45-46 | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) | Развитие мышления (процессы синтеза, анализа). | |||
47-48 | Различение предметов по величине (большой — маленький) | Развитие зрительного восприятия | |||
49-50 | Сравнение двух предметов по высоте и длине | Развитие зрительного восприятия | |||
51-52 | Сравнение двух предметов по ширине и толщине | Развитие зрительного восприятия | |||
53-54 | Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали) | Развитие целостности восприятия предмета | |||
55-56 | Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале | Развитие целостности восприятия предмета | |||
Развитие слухового восприятия . 2 часа | |||||
57 | Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?» | Развитие слухового восприятия | |||
58 | Упражнения на звукоподражание животным, технике | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | |||
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, 3 часа | |||||
59 | Гимнастика для глаз | Профилактика зрения | |||
60 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога) | Развитие умения сравнивать предметы | |||
61 | Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов | Развитие умения сравнивать предметы | |||
Восприятие времени, 4 часа | |||||
62-63 | Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). | Развитие временных представлений | |||
64 | Последовательность событий (смена времени суток) | Развитие временных представлений | |||
65 | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» | Развитие временных представлений | |||
66 | Итоговая диагностика |