Программа коррекционно-развивающих по развитию внимания 2 класс

                                     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                         Рощинская средняя общеобразовательная школа № 17

Согласовано:                                                                                                    Утверждаю:

Замдиректора по УВР                                                                                     директор школы

Берзина О.В.                                                                                                   Бураченко Р.Б.

________________                                                                                        ______________

«____» __________2019                                                                               приказ № _____ от «___»_____2019 г.

Программа коррекционно-развивающих занятию по развитию концентрации внимания для 2 класса

Педагог-психолог Ситникова Е.В.,

I квалификационная категория

п. Рощинский, 2019

Актуальность

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Недостаточный уровень развития внимания часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах.

Среди психических явлений внимание занимает особое место: как отмечают многие психологи, оно не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и познавательные процессы. Благодаря вниманию выражаются интересы, определяется направленность личности. Внимание выступает как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.

Внимание является одним из компонентов ориентировочно - исследовательской деятельности, оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли и других явлений. Оно играет огромную роль в регуляции интеллектуальной активности, кроме того не имеет своего специфического продукта, его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.

Учитывая все это необходимо развивать внимание первоклассников на коррекционных занятиях, а так же целесообразно включать в урок разнообразные виды деятельности, чередуя упражнения и игры, для развития различных видов внимания.

Цель программы: развитие взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности ребенка; развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, распределения, концентрации и объема).

Задачи:

  • 1.Развитие произвольного внимания и его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
  • 2.Развитие способности запоминать любой объем материала через игровую деятельность.
  • 3.Развитие способности к установлению связей и отношений между предметами логическим путем, умения выделять существенные признаки предмета; синтезировать различные при­знаки в целое представление о предмете; сравнивать предметы и выявлять различия в них и т.д.

Принципы построения программы:

  • 1.Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
  • 2.Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
  • 3.Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • 4.Деятельностный принцип коррекции. Главным способом коррекционно- развивающего воздействия является организация активной деятельности каждого подростка.
  • Форма организации занятий:
  • - Занятия проводятся 1- 2 раза в неделю.
  • - Продолжительность занятия 30 минут.
  • - Среднее количество детей в группе 15 человек.
  • Требования к реализации программы
  • Данная программа рассчитана на работу с детьми, имеющими низкий уровень развития свойств внимания. Система занятий предназначена для коррекции внимания у детей с особенностями психофизического развития.
  • Предлагаемая программа построена таким образом, что ее можно корректировать и подстраивать под ребенка в зависимости от усвоения программного материала ребенком.
  • Каждое занятие программы включает в себя графические задания, которые направлены на формирование умения работать в соответствии с инструкцией педагога, а также способствуют развитию ориентировки в пространстве.
  • Предполагаемые результаты:
  • Внимание должно стать произвольным, устойчивым, объем и концентрация близкими к норме.
  • Календарно-тематическое планирование программы (12 часов)
№ занятия Задачи Содержание Дата проведения
  • 1.
Развитие концентрации и устойчивости внимания. Развивать внимательность, переключение внимания. Упражнение «Приветствие» «Мы самые внимательные!» Упражнение «Муха»

«Что изменилось? »

«Найди различия».

  • 2.
Развитие переключаемости произвольного внимания. Упражнение «Приветствие» Упражнение «Будь внимательным» Упражнение "Что слышно?"

Игра «Запретное слово»

Упражнение «Корректурная проба»

  • 3.
Развитие умения копировать образец. Развитие концентрации внимания. Развитие наблюдательности Упражнение «Приветствие» Упражнение «Найди отличия» Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания).

Упражнение «Корректурная проба»

  • 4.
Развитие концентрации внимания. Развитие пространственных представлений. Упражнение «Приветствие» Игра «Запретная цифра» Упражнение «Муха»

Упражнение «Корректурная проба»

Игра «Перепуганные линии».

Графический диктант

  • 5.
Развитие наблюдательности. Развитие произвольного внимания Упражнение «Приветствие» Упражнение "Найди отличие". Упражнение «Корректурная проба»

Упражнение «Закрась фигуры»

  • 6.
Развитие устойчивости и концентрации внимания. Развитие пространственных представлений. Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Графический диктант

Упражнение «Муха»

Упражнение «Художник» (раскрашивание половин рисунка правой и левой рукой)

Упражнение «Найди отличия»

  • 7.
Развитие умения копировать образец. Развитие устойчивости внимания. Развитие произвольного внимания Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Копирование по точкам.

Упражнение «Раскрась по маршруту» (закрашивание фигур по инструкции педагога)

  • 8.
Развитие распределения внимания. Развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений. Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Графический диктант

Упражнение «Запретное движение»

  • 9.
Развитие концентрации внимания. Развитие распределение внимания. Развитие умения копировать образец. Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Упражнение «Каждой руке свое дело»

Копирование по точкам.

  • 10.
Развитие наблюдательности. Развитие пространственных представлений. Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Графический диктант

Упражнение «Найди отличия»

Упражнение «Лабиринт»

  • 11.
Развитие распределения внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие произвольного внимания. Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Упражнение «Половинки». (По половинке рисунка нарисовать симметрично вторую половинку по клеточкам.)

Упражнение «Перепутанные линии»

  • 12.
Развитие устойчивости и концентрации внимания. Развитие пространственных представлений. Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Упражнение «Найди и вычеркни слова»

Упражнение «Муха»

  • 13.
Итоговое занятие Диагностика уровня сформированности внимания (Графический диктант, корректурная проба и др.)
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!