Программа коррекционно-развивающих по развитию внимания 2 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Рощинская средняя общеобразовательная школа № 17
Согласовано: Утверждаю:
Замдиректора по УВР директор школы
Берзина О.В. Бураченко Р.Б.
________________ ______________
«____» __________2019 приказ № _____ от «___»_____2019 г.
Программа коррекционно-развивающих занятию по развитию концентрации внимания для 2 класса
Педагог-психолог Ситникова Е.В.,
I квалификационная категория
п. Рощинский, 2019
Актуальность
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Недостаточный уровень развития внимания часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах.
Среди психических явлений внимание занимает особое место: как отмечают многие психологи, оно не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и познавательные процессы. Благодаря вниманию выражаются интересы, определяется направленность личности. Внимание выступает как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.
Внимание является одним из компонентов ориентировочно - исследовательской деятельности, оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли и других явлений. Оно играет огромную роль в регуляции интеллектуальной активности, кроме того не имеет своего специфического продукта, его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.
Учитывая все это необходимо развивать внимание первоклассников на коррекционных занятиях, а так же целесообразно включать в урок разнообразные виды деятельности, чередуя упражнения и игры, для развития различных видов внимания.
Цель программы: развитие взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности ребенка; развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, распределения, концентрации и объема).
Задачи:
- 1.Развитие произвольного внимания и его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
- 2.Развитие способности запоминать любой объем материала через игровую деятельность.
- 3.Развитие способности к установлению связей и отношений между предметами логическим путем, умения выделять существенные признаки предмета; синтезировать различные признаки в целое представление о предмете; сравнивать предметы и выявлять различия в них и т.д.
Принципы построения программы:
- 1.Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
- 2.Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
- 3.Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- 4.Деятельностный принцип коррекции. Главным способом коррекционно- развивающего воздействия является организация активной деятельности каждого подростка.
- Форма организации занятий:
- - Занятия проводятся 1- 2 раза в неделю.
- - Продолжительность занятия 30 минут.
- - Среднее количество детей в группе 15 человек.
- Требования к реализации программы
- Данная программа рассчитана на работу с детьми, имеющими низкий уровень развития свойств внимания. Система занятий предназначена для коррекции внимания у детей с особенностями психофизического развития.
- Предлагаемая программа построена таким образом, что ее можно корректировать и подстраивать под ребенка в зависимости от усвоения программного материала ребенком.
- Каждое занятие программы включает в себя графические задания, которые направлены на формирование умения работать в соответствии с инструкцией педагога, а также способствуют развитию ориентировки в пространстве.
- Предполагаемые результаты:
- Внимание должно стать произвольным, устойчивым, объем и концентрация близкими к норме.
- Календарно-тематическое планирование программы (12 часов)
№ занятия | Задачи | Содержание | Дата проведения |
| Развитие концентрации и устойчивости внимания. Развивать внимательность, переключение внимания. | Упражнение «Приветствие» «Мы самые внимательные!» Упражнение «Муха» «Что изменилось? » «Найди различия». | |
| Развитие переключаемости произвольного внимания. | Упражнение «Приветствие» Упражнение «Будь внимательным» Упражнение "Что слышно?" Игра «Запретное слово» Упражнение «Корректурная проба» | |
| Развитие умения копировать образец. Развитие концентрации внимания. Развитие наблюдательности | Упражнение «Приветствие» Упражнение «Найди отличия» Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания). Упражнение «Корректурная проба» | |
| Развитие концентрации внимания. Развитие пространственных представлений. | Упражнение «Приветствие» Игра «Запретная цифра» Упражнение «Муха» Упражнение «Корректурная проба» Игра «Перепуганные линии». Графический диктант | |
| Развитие наблюдательности. Развитие произвольного внимания | Упражнение «Приветствие» Упражнение "Найди отличие". Упражнение «Корректурная проба» Упражнение «Закрась фигуры» | |
| Развитие устойчивости и концентрации внимания. Развитие пространственных представлений. | Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Графический диктант Упражнение «Муха» Упражнение «Художник» (раскрашивание половин рисунка правой и левой рукой) Упражнение «Найди отличия» | |
| Развитие умения копировать образец. Развитие устойчивости внимания. Развитие произвольного внимания | Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Копирование по точкам. Упражнение «Раскрась по маршруту» (закрашивание фигур по инструкции педагога) | |
| Развитие распределения внимания. Развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений. | Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Графический диктант Упражнение «Запретное движение» | |
| Развитие концентрации внимания. Развитие распределение внимания. Развитие умения копировать образец. | Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Упражнение «Каждой руке свое дело» Копирование по точкам. | |
| Развитие наблюдательности. Развитие пространственных представлений. | Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Графический диктант Упражнение «Найди отличия» Упражнение «Лабиринт» | |
| Развитие распределения внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие произвольного внимания. | Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Упражнение «Половинки». (По половинке рисунка нарисовать симметрично вторую половинку по клеточкам.) Упражнение «Перепутанные линии» | |
| Развитие устойчивости и концентрации внимания. Развитие пространственных представлений. | Упражнение «Приветствие» Упражнение «Корректурная проба» Упражнение «Найди и вычеркни слова» Упражнение «Муха» | |
| Итоговое занятие | Диагностика уровня сформированности внимания (Графический диктант, корректурная проба и др.) |