Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Готовность к восприятию учебного материала» 1

Рабочая программа

коррекционно-развивающего курса

«Готовность к восприятию учебного материала»

1 класс

(ФГОС НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)

на 2018 – 2019 учебный год

Учитель-дефектолог: Л.В. Митряшкина

п. Рощинский

2018 г.

Общая характеристика курса

Данная программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), нуждающихся в помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающие занятия по формированию готовности к восприятию учебного материала.

Дети с ЗПР имеют недостатки в развитие предпосылок к формированию учебных навыков. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.

Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Основная цель программы: коррекция и развитие предпосылок к формированию учебных навыков с учетом возможностей школьников.

Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и коррекции имеющихся нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  3. Формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие предпосылок к формирование учебных, графических навыков, пространственно – временных представлений, формирование (развитие) элементарных математических представлений, развитие связной речи.

Принципы:

  1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
  2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
  4. Принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
  5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования.

Планирование предназначено для детей с ЗПР, обучающихся в 1 дополнительном классе. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 минут.

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие формирование предпосылок к успешной учебной деятельности. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку.

У детей с ЗПР отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт.

Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Сделана подборка игр и заданий на развитие речи, пространственной и временной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук, математических представлений. Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.

Планирование составлено с опорой на следующую литературу:

- Костенкова Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения: пособие для учителей начальных классов и студентов / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. М., 2004.

- Тригер Р.Д. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. – М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2010.

- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

Планируемые результаты изучения коррекционного курса

Основная цель рабочей программы – устранение/ сглаживание дефекта

в формировании учебных навыков.

Задачи:
1. Преодоление недостатков познавательной деятельности с учетом возможностей, потребностей и интересов школьников.

2. Формирование определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний,

умений, навыков, предусмотренных стандартом НОО по

формированию элементарных математических представлений, речи, пространственно –временных представлений.
3. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы

дефектолога в соответствии с программным содержанием

Принципы
1. Принцип единства диагностики и коррекции.

2. Принцип гуманизации.

3. Принцип системности и доступности.

4. Принцип комплексного подхода.

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний.

6. Принцип психологической комфортности.

Психофизические особенности детей с ЗПР

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности; может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Вариативность отклонений в развитии имеет широкий диапазон:от состояния пограничного с умственной отсталостью – до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общейпознавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и вее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности).

Методы работы:

- Методы, повышающие познавательную активность

- Элементарный анализ

- Сравнение по контрасту и подобию, сходству

- Группировка и классификация

- Моделирование и конструирование

- Ответы на вопросы детей

- Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

- Методы, вызывающие эмоциональную активность

- Воображаемая ситуация

- Придумывание сказок

- Игры-драматизации

- Игры-презентации

- Сюрпризные моменты и элементы новизны

- Юмор и шутка

- Сочетание разнообразных средств на одном занятии

- Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

- Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности

- Перспективное планирование

- Перспектива, направленная на последующую деятельность

- Беседа

- Методы коррекции и уточнения детских представлений

- Повторение

- Наблюдение

- Экспериментирование

- Создание проблемных ситуаций

- Беседа

Планируемые промежуточные результаты освоения программы

В результате коррекционно – образовательной работы к концу года дети должны

уметь:

-Считать до 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»;

- сравнивать количество предметов в группах;

- сравнивать два предмета по величине на основе их приложения или наложения;

- различать и называть геометрические фигуры;

- определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении;

- определять времена года;

- называть разные предметы, которые окружают ребенка, знать их назначение;

- называть диких, домашних животных и птиц;

- различать и называть некоторые растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения;

Планируемые результаты освоения программы

Знать:

состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого

пятка из двух меньших; как получить каждое число первого десятка, прибавляя

или вычитая единицу; цифры от 0 до 9, знаки +, -, =; монеты достоинством 5,

10 копеек; название текущего месяца, последовательность дней недели.

Уметь:

называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10; соотносить

цифру и количество предметов; составлять и решать задачи в одно действие на

сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий;

измерять длину предметов с помощью условной меры; составлять из нескольких

треугольников, четырехугольников фигуры большего размера; делить круг,

квадрат на две и четыре части; ориентироваться на листе клетчатой бумаги;

считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20;составлять число из единиц

(в пределах 10).

Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;

высказывать разнообразные впечатления о предметах окружающего мира;

иметь представления о родном крае.

Система мониторинга и достижения детьми планируемых результатов

Мониторинг представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу,

оценке и прогнозу дальнейшего развития ребенка.

Проводится индивидуально три раза в год в сентябре, январе и мае.

Определяется уровень познавательного развития - сентябрь, январь, май; уровень

овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Результаты оцениваются по 4 критериям: высокий уровень развития, средний,

ниже среднего и низкий уровень и отражают эффективность воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процессов.

На основе полученных данных подбираются технологии, методы педагогического

воздействия, соответствующие уровню развития каждого ребенка на данном этапе

его развития.

Если ребенок по результатам первичной комплексной диагностики

или при отсутствии положительной динамики промежуточной диагностики по

разным причинам не готов к усвоению данной программы, то для него

разрабатывается индивидуальную образовательную программу.

Структура мониторинга: ребенку предлагается выполнить задания в игровой форме, что делает процедуру интересной и увлекательной.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!