РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционно -развивающему курсу «Предметно - практические действия» 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционно -развивающему курсу
«Предметно - практические действия»
2 класс
учитель — дефектолог Л. В. Митряшкина
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Предметно –практические действия» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью - СПб , ЦДК проф. Баряевой,2011, и следующих нормативно - правовых документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умеренной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).
3. Учебного плана МБОУ Рощинская сош №17 на 2018-2019 уч.год
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2018-2019 уч.год.
5. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития 2 вариант.)
Цель данного курса: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструктивная, действия с разнообразными игрушками, элементы ручного труда и т.д.), корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью.
Задачи образовательные:
учить выполнять правильно и аккуратно действия с предметами в многообразных видах деятельности (предметная деятельность, игровая, конструктивная, действия с разнообразными игрушками, элементы ручного труда и т.д.)
Задачи воспитательные:
формирование мотивации к обучению;
формировать положительное отношение к педагогу и к сверстникам;
воспитывать интерес к самостоятельной работе.
Коррекционно-развивающие задачи данного курса.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики и пальцев рук.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция и развитие памяти;
коррекция и развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
умение работать по словесной инструкции;
умение планировать деятельность
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
формирование умения преодолевать трудности;
формирование адекватности чувств;
воспитание правильного отношения к критике;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция и развитие речи:
коррекция нарушений устной речи;
коррекция диалогической речи.
Информация о внесенных изменениях и их обоснование.
Уроки по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения детей со сложной структурой дефекта.
Содержание обучения на уроках предметно - практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям со сложной структурой дефекта. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно - двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работ не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, сенсорное развитие этих детей осуществляется по разнообразной системе в предметно – манипуляционной деятельности и в дидактических играх.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, элементы ручного труда и т.п.). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким способом предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.
Указанные в программе предметно – практической деятельности игры не исключают применения данных игр на переменах и других уроках: подвижных игр на уроках физкультуры, направленных на общие физическое развитие учащихся, речевых игр на уроках русского языка и различных дидактических игр на уроках счета и т. д. В данную программу отобраны и включены игры, дидактические задачи, которые в наибольшей степени согласуются с целями и задачами данного предмета.
Организация и оборудование занятий.
Для проведения уроков предметно-практической деятельности необходимо подготовить большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, всемерно побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках предметно – практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках и в различных жизненных ситуациях.
Формами организации урока являются: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Виды занятий: занятия
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
технология уровневой дифференциации: педагогическая дифференциация по Воронковой;
технология развивающего обучения;
технология поэтапного формирования умственных действий;
ИКТ – технология;
игровые;
здоровьесберегающие;
информационно-коммуникационные;
личностно-ориентированные;
технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Работа с мозаикой .
Выкладывание прямых рядов:
-из одноцветных деталей;
-из деталей двух цветов параллельными рядами;
-«Чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента (красный – два синих – красный – два синих и т.д.).
Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов:
-треугольник (по трем опорным точкам в виде деталей, мозаики, поставленных учителем);
-прямоугольник (по четырем опорным точкам).
Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики:
-дом с крышей и трубой;
-цветок на стебле;
-букет (два, три цветка разного цвета на стеблях);
Выкладывание свободного узора по замыслу детей:
-мозаика;
-прочное соединение деталей;
-составление длинных рядов;
-составление рядов из одноцветных деталей;
-составление «чередующихся рядов» (через один элемент);
-составление свободного узора по замыслу детей.
Предметно - манипулятивные действия .
Выполнение более сложных подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе»: общие широкие движения рук, движения кистей («Замочек», «Топор», «Мельница» и др.). Постепенно убыстрять темп подражательных движений.
Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук (противопоставление большого пальца, выпрямление по одному пальцу из кулака, «пальчики здороваются» и пр.).
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:
-открывание и закрывание коробок, флаконов, с завинчивающимися крышками;
-нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).
Использование несложных предметов как орудий:
-использование палки с кольцом на конце (придвинуть к себе предмет с острой выступающей частью, накинув на нее кольцо);
-самостоятельный выбор между палкой без крючка и палкой с крючком для доставания предмета;
-самостоятельный выбор между палкой с крючком, сачком, ложкой, вилкой для доставания предмета из сосуда;
-самостоятельный выбор между несколькими веревками, к одной из которых привязан предмет, для доставания этого предмета.
Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
Цвет.Выбор по образцу и группировка предметов, окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов двух сходных цветов (красные и оранжевые, зеленые и синие и т. д.) по образцу и инструкции «Дай такой».
Раскладывание предметов двух сходных цветов.
Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов (шесть основных и промежуточные цвета и оттенки; оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой) – без названия цветов.
Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.
Форма.Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм (куб - параллелепипед, цилиндр- шар).
Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм.
Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллелепипед («брусок»), треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), цилиндр («столбик») – без названия форм.
Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»).
Величина. Определение неконтрастной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов: большой и маленький, побольше, поменьше, самый большой, толстый – тонкий, длинный – короткий, широкий – узкий (на бытовых предметах, картинках, специальном дидактическом материале).
Подбор и группировка одинаковых по величине предметов.
Дидактические игры .
Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов.
«Подбери по цвету», «Разложи в ряд», «Картинное лото», «Картинное цветовое лото», «Геометрическое лото», «Что куда подходит», «Почтовый ящик», «Поиск в окружающем», «Светофор», «Что лишнее», «Чудесный мешочек», «Что изменилось».
Деятельность с разборными игрушками .
Собирание вкладных кубов разных по величине. Складывание 3-х ,5-ти местных матрешек. Осмысленное соотнесение частей (верх – низ).
Собирание по величине пирамиды из 8-10 колец по возрастающей величине, затем по убывающей.
Элементарное конструирование .
Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции (стул, домик, кровать, стол, снежинка, лестница).
Буквы: А, О, У
Складывание разрезных картинок из трех, четырех частей, не только разрезанных по вертикали и горизонтали, но и по скошенной линии, делящей картину на треугольники.
Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета и величины (не больше 4-5) различных комбинации при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур:
а) без экрана, т. е. по непосредственному показу, в сопряженных действиях с учителем;
б) с экраном, т.е. по образцу, подготовленному учителем за экраном: ученик должен самостоятельно проанализировать готовый образец конструкции, отобрать необходимые детали и выполнить постройку.
Постройки из детских наборов, строительного материала, также по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции:
стол, стул, кресло, кровать, этажерка;
рельсы для трамвая, поезда;
загон для животных;
ворота с аркой и забором;
мост со ступеньками и перилами;
дом;
дом с воротами и дорожкой.