Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста с задерж
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
для детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития (ЗПР)
2 класс
Учитель-дефектолог: Л.В. Митряшкина
п. Рощинский
2018 г.
Пояснительная записка.
Данная Программа индивидуально – групповых коррекционно−развивающих занятий разработана на подгруппу учащихся: Маслов Александр, Горленко Артем.
У данных учащихся с ОВЗ сформированные знания, умения, навыки, не соответствуют уровню освоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, дефектолога и логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Цель программы:
- создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.
Задачи:
На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены.
Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:
Обучающие коррекционно-развивающие:
1.развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;
2.развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
4.синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;
5.выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
6.подведение под понятие, выведение следствий;
7.установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:
- умение ориентироваться в задании;
- планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога;
- осуществлять самоконтроль и самооценку и др.
Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.
Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)
Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).
Формирование учебной мотивации.
Формирование ИКТ компетенции.
Воспитывающие:
1.Формирование социально-нравственного поведения:
- ответственное отношение к учебе;
- соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;
- осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.);
- осознание необходимости самоконтроля;
2. Эстетическое и экологическое воспитание.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;
* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
*принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;
* принцип усложнения заданий, упражнений;
* принцип развивающей направленности обучения;
*принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;
* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
*принцип вариативности;
*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
1.развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
2.развитие навыков каллиграфии;
3.развитие артикуляционной моторики
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
1.развитие зрительного восприятия и узнавания;
2.развитие зрительной памяти и узнавания;
3.формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
4.развитие пространственных представлений и ориентации;
5.развитие временных понятий;
6.развитие слухового внимания и памяти;
7.развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
Развитие основных мыслительных операций:
1.формирование навыков относительно анализа;
2.развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
3.формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
4.формирование умения планировать свою деятельность;
5.развитие комбинаторных способностей
Развитие различных видов мышления:
1.развитие наглядно-образного мышления;
2.развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями)
Испытывает трудности в организации собственной целенаправленной деятельности. Свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. Наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и математики.
У данных детей с ОВЗ наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на успеваемости.
У детей с ОВЗ характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.
У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса, нарушено звукопроизношение. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом.
В письменной речи дети с ОВЗ делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.
Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:
* словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
* практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.
Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития
-Наблюдение в ходе занятий.
-Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, тестовые задания, использование ИКТ)
Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый.