Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста с задерж

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

для детей младшего школьного возраста

с задержкой психического развития (ЗПР)

2 класс

Учитель-дефектолог: Л.В. Митряшкина

п. Рощинский

2018 г.

Пояснительная записка.

Данная Программа индивидуально – групповых коррекционно−развивающих занятий разработана на подгруппу учащихся: Маслов Александр, Горленко Артем.

У данных учащихся с ОВЗ сформированные знания, умения, навыки, не соответствуют уровню освоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, дефектолога и логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Цель программы:

- создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.

Задачи:

На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены.

Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:

Обучающие коррекционно-развивающие:

1.развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;

2.развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;

3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

4.синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;

5.выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

6.подведение под понятие, выведение следствий;

7.установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:

- умение ориентироваться в задании;

- планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога;

- осуществлять самоконтроль и самооценку и др.

Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.

Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)

Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).

Формирование учебной мотивации.

Формирование ИКТ компетенции.

Воспитывающие:

1.Формирование социально-нравственного поведения:

- ответственное отношение к учебе;

- соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;

- осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.);

- осознание необходимости самоконтроля;

2. Эстетическое и экологическое воспитание.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;

* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

*принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;

* принцип усложнения заданий, упражнений;

* принцип развивающей направленности обучения;

*принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;

* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;

*принцип вариативности;

*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

1.развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

2.развитие навыков каллиграфии;

3.развитие артикуляционной моторики

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

1.развитие зрительного восприятия и узнавания;

2.развитие зрительной памяти и узнавания;

3.формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

4.развитие пространственных представлений и ориентации;

5.развитие временных понятий;

6.развитие слухового внимания и памяти;

7.развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

Развитие основных мыслительных операций:

1.формирование навыков относительно анализа;

2.развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

3.формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

4.формирование умения планировать свою деятельность;

5.развитие комбинаторных способностей

Развитие различных видов мышления:

1.развитие наглядно-образного мышления;

2.развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями)

Испытывает трудности в организации собственной целенаправленной деятельности. Свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. Наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и математики.

У данных детей с ОВЗ наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на успеваемости.

У детей с ОВЗ характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.

У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса, нарушено звукопроизношение. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом.

В письменной речи дети с ОВЗ делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.

Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:

* словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;

* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;

* практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.

Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития

-Наблюдение в ходе занятий.

-Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, тестовые задания, использование ИКТ)

Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!