Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся с УО

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционной работы по логопедии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учётом методических рекомендаций учебного пособия «Основы логопедической работы с детьми» автор Г. В. Чиркина, д.п.н., профессор., пособия «Обучаем читать и писать без ошибок» автор А.В. Ястребова., пособия « Организация логопедической работы в школе» Автор О.В. Елецкая., Н. Ю. Горбачевская, пособия « Логопедия» автор Л. С. Волкова., профессор.

Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершен­ствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения обучаю­щимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного при­своения ими нового социального опыта.

Цель программы:

Освоение учащимися коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития правильной, чёткой, выразительной устной и грамотной письменной речи .

Основными задачами работы по раз­витию речи детей являются:

  • формирование полноценных произносительных на­выков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематиче­ских представлений , форм звуко­вого анализа и синтеза, доступных возрасту и индивидуальным возможностям обучающихся.

По мере продвижения обучающихся в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:

  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привле­чением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять про­стое распространенное предложение, а затем и слож­ное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над расска­зом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование и развитие навыков письма и чте­ния посредством специальных методов и приемов при коррегировании звукопроизношения и полноценного фонематического
    восприятия

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и на логопедических занятиях.

Программа и содержание коррекционной работы способствует формированию универсальных учебных умений:

  • Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
  • Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
  • Умений выполнять простейшие логические действия, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
  1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность.
  2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации коррекционного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
  3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
  4. Коррекционно-педагогическое сопровождение осуществляется с помощью речевых карт, которые являются процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
  5. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого учащегося и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Содержание программы

направлено:

  • на коррекцию дефектов произношения;
  • на формирование представлений о звуковом составе слова;
  • на развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
  • на формирование связной речи;
  • на повышение орфографической грамотности;
  • на развитие коммуникативных навыков;
  • на расширение и активизацию речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

Рабочая программа коррекции речи включает разделы:

Раздел первый: 1 класс - «Я познаю мир»;

Раздел второй: 2 – 3 классы – «Звуки и буквы»;

Раздел третий: 4 – 5 классы - «Слово»;

Раздел четвертый: 6 – 7 классы – «Предложение».

Разделы рассчитаны на определенный возраст учащихся, структуру речевого дефекта. Т.к. основными причинами речевых дефектов являются нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы, недостаточная сформированность фонематических процессов, нарушения лексико-грамматических компонентов, недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности. Содержание каждого раздела включает несколько направлений работы.

Раздел первый: «Я познаю мир»

1 класс

Раздел «Я познаю мир» рассчитан на обучающихся 1 класса. Данный раздел программы необходим, т.к.большинство из обучающихся не посещали дошкольные образовательные учреждения, имеют задержку в развитии, поэтому у них крайне малый запас знаний, беден словарь. Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям на данном этапе речевого развития крайне затруднительно составление предложений, рассказов, пересказов без помощи взрослого. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей. Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 10 - 15 звуков.


Содержание логопедической работы в на I этапе коррекционной работы

Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:

  • развитие понимания речи;
  • активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
  • развитие произносительной стороны речи;
  • развитие самостоятельной фразовой речи.

На индивидуальных занятиях проводится работа по:

  1. активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
  2. подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
  3. постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

Развитие понимания речи

Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Формировать понимание обобщающего значения слов. Готовить учащихся к овладению диалогической речью.

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные ( один, два, много), согласовывать числительные с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов т.д.) Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -к. Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных. Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности \ неодушевленности. Учить навыку использования в речи прилагательных. Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода. Учить понимать и использовать в речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы. Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он поет, они пишут). Учить подбирать слова к названному предмету по ассоциативному принципу (санки – зима, портфель – школа). Учить употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал.), основных цветов(красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов( резина, дерево, железо, камень и т.п.) Учить составлять простые предложения, распространять предложения.

Развитие самостоятельной фразовой речи

Формировать у детей навыки составления простых предложений по модели « Кто? Что делает? Что?». Учить запоминать короткие двустишия и потешки. Формировать навыки ведения диалога, умения выслушивать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу, учителю. Учить самостоятельному формулированию вопросов. Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Формировать умение заканчивать предложение, начатое логопедом. Формировать у учащихся навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она). Учить составлять предложения, рассказы из 2-3 предложений (по вопросному плану).

Лексические темы: «Школа», «Части тела», «Геометрические фигуры», «Основные цвета», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Осень, «Хлеб», «Деревья», «Грибы», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Транспорт», «Дикие и домашние животные», «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Животные севера», «Книга», «Новогодний праздник», «Семья», «Животные жарких стран», «Весна», «Наша страна», «Наша столица», «Космос», «Лето», «Насекомые», «Ягоды», и др.

Развитие произносительной стороны речи

Учить различать речевые и неречевые звуки. Учить определять источник звука. Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. Учить вызывать отсутствующие звуки. Автоматизировать поставленные звуки на уровне логов, слов, предложений. Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов. Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов ( па-па-па) с разным ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пэ), и из разных согласных и гласных звуков (па – то – ку). Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та – кта, по – пто).

Лексические темы: «Игры и развлечения», «Рождество», «Помощь птицам и животным зимой», «Теплая одежда», «Масленница», «Прилет птиц», «Природные явления весны», «Труд людей весной», «Профессии», «Лето» и др.

Планируемые результаты обучающихся к концу 1 класса:

  • соотносить предметы с их признаками и функциональным назначением;
  • узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
  • сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
  • понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных;
  • фонетически правильно оформлять согласные звуки ( [ п], [б ], [м ], [ т], [ д], [н ], [ к], [х ], [г ]), гласные первого ряда ( [о ],[у ], [ы ], [и], [а]);
  • воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
  • общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения;

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной к ним речи, развивается речевая активность.

-приложение № 1 мониторинг (тесты) Иншакова, Акутина

Пояснительная записка

Раздел второй: «Звуки и буквы»

2-3 классы

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют. В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: антиципации, добавление лишних звуков, усечение слогов, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети еще мало употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением , незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.

Типичным является использование простых, чаще распространенных предложений. Присутствуют существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах

Содержание логопедической работы на II этапе коррекционной работы

Основными задачами коррекционно-развивающей работы являются:

  • развитие звуковой стороны речи, формирование представлений о звуковом составе слова;
  • развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
  • формирование коммуникативных умений и навыков;
  • формирование навыков грамотного чтения и письма.

Развитие звуковой стороны речи, формирование представлений о звуковом составе слова

Закреплять навыки различения речевых и неречевых звуков. Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м ,], [н], [н,], [п], [п,], [т], [т,], [ф], [ф,],

[б], [б ,], [в], [в,]. Вызвать отсутствующие звуки: [к], [к,], [г], [г,], [х], [х,], [л], [л,], [j], [c], [c,], [p,], [р] и закрепить их на уровне слогов, слов, предложений. Коррегировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слога, слова. Учить дифференцировать звуки по участию голоса , по мягкости – твердости, по месту образования.

Учить различать на слух гласные и согласные звуки. Учить выделять согласный и гласный звук в словах, анализировать звуковые сочетания, слова; определять наличие звука в слове ударного гласного в начале и конце слова. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость. Закрепить навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Лексические темы: «Праздник», «День защитников Отечества», «8 Марта».

Развитие лексического запаса и грамматического строя

Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений. Учить согласовать прилагательное с существительным в роде. Числе.

Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых и дополнений. Учить подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос. Учить изменять существительные по категории падежа. Учить называть части предмета для определения целого ( спинка – стул, ветки – дерево, стрелки – часы). Учить подбирать существительные к названию действия (варить – суп, резать –хлеб). Заучивать короткие стихи. Закреплять навыки ведения диалога. Формировать навыки составления коротких рассказов( по картинному и вопросному плану) из 2-4 простых предложений. Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом. Формировать навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих оттенки действий. Учить определть количество слов в предложении в собственной и чужой речи. Учить образовывать прилагательные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- - -оньк-.

Лексические темы: «Весна», «Лето», «Огород», «Профессии», «Мебель».

Формирование коммуникативных умений и навыков

Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Расширять возможности использования диалогической речи. Учить задавать вопросы (взрослому, сверстнику). Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа). Учить работать в паре, в группе.

Формирование навыков грамотного чтения и письма

Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов, односложных слов. Формировать умение различать звук и букву, дифференцировать печатные и письменные буквы. Дифференцировать печатные и письменные буквы по визуальному сходству. Формировать навык плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами.

Планируемые результаты обучающихсяк концу 3 класса:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми, распространенными предложениями;
  • понимать содержание прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию;
  • владеть элементарными навыками словообразования;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;
  • владеть навыком слогового осознанного чтения;
  • уметь писать под диктовку слова, простые по составу предложения; знать и приметь на практике изученные правила орфографии.

Пояснительная записка

Раздел третий: «Слово»

4-5 классы

Речь детей на данном этапе производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, позволяет выявить проявления общего недоразвития речи.
Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости является диагностическим критерием при обследовании речи школьников. Ребенок испытывает трудности, как только возникает необходимость усвоения новой лексики, сложной по звуко-слоговой структуре и морфологической организации (например: регулировщик, баскетболистка, велосипедистка, строительство и т. д.). Низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен.

Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при, казалось бы, достаточно разнообразном предметном словаре, дети могут неточно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике: названия некоторых животных и птиц, растений, профессий, частей тела человека и животных . В самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия («креслы» — стулья, кресло, диван, тахта).

Дети склонны использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации, в смешении признаков. Недоступными являются задания на подбор антонимов к словам с более абстрактным значением, таким, как: молодость, свет, горе и т. д.
Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, эти дети по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких вариантов. К ним относятся случаи образования увеличительных и многих уменьшительно-ласкательных форм существительных, наименований единичных предметов, относительных и притяжательных прилагательных, а также некоторых форм приставочных глаголов. Наряду с этими ошибками у детей наблюдаются существенные затруднения в понимании и объяснении значений этих и других производных наименований: ( кипятильник, виноградник, танцовщик) и т. п. При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т. д. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ, дети используют преимущественно короткие малоинформативные предложения. При этом ребенку сложно переключиться на изложение истории от третьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять концовку рассказа и т. д.

Содержание логопедической работы на III этапе коррекционной работы

Работа на данном этапе проводится в в соответствии со следующими задачами:

  • развитие звуковой стороны речи, формирование представлений о звуковом составе слова;
  • развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
  • формирование коммуникативных умений и навыков;
  • формирование навыков грамотного чтения и письма.



Развитие звуковой стороны речи, формирование представлений о звуковом составе слова

Уточнять произношение у детей звуков: [к], [к ,], [г], [г,], [х], [х,], [л], [л,], [j], [c], [c,], [p,], [р], корригировать произношение звуков: [л], [с,], [с], [з,], [з], [ш], [щ,], [р,], [л], [ц]. Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных, согласных). Закреплять умение дифференцировать на слух и в речи звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

Закрепить умение выделять ударный звук.

Закреплять умение дифференцировать звуки по разным признакам. Упражнять в произношении многосложных слов. Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры.

Развитие лексического запаса и грамматического строя

Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать, обобщать значение слов. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения единственного и множественного числа. Учить изменять иена существительные по падежам. Учить детей способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками.

Учить образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков предметов (имена прилагательные); обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в составлении сначала двух, затем трех форм одних и тех же глаголов. Учить изменять форму глагола (изменение по лицам).

Учить использовать предлоги « на, под, в, из», обозначающие расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.

Учить употреблять в речи доступные синонимы, антонимы.

Уточнять значения обобщающих слов. Расширить лексический запас в процессе изучения новых текстов.

Закреплять навык составления рассказов по картине, серии сюжетных картинок. Учить составлять рассказы по теме.

Формирование коммуникативных умений и навыков

Совершенствовать навык ведения диалога. Расширять навык построения разных типов предложений. Работать над интонационной выразительностью речи, культурой поведения во время разговора. Работать над устранением просторечных выражений и слов, жаргонизмов.

Формирование навыков грамотного чтения и письма

Развивать навыки произвольного внимания, слуховую память. Развивать оптико-пространственные ориентировки. Развивать графо-моторные навыки.

Формировать навык грамотного письма. Работать над орфографической зоркостью (при наличии орфограмм: безударный гласный в корне слова, парный согласный в конце и середине слова, правописание гласных после шипящих). Обозначение мягкости согласных на письме.

Формировать навык плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами.

Формировать навык осознанного беглого и выразительного чтения. Совершенствовать навыки пересказа рассказа, сказки с опорой на план. Познакомить с выборочным, кратким и творческим пересказом.

Планируемые результаты обучающихся к концу 5 класса :

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
  • понимать содержание прочитанного, владеть элементарными навыками пересказа ;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.п.;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка
  • владеть навыком плавного осознанного чтения;
  • уметь писать под диктовку слова с безударными гласными, парными согласными; предложения, тексты; знать и приметь на практике изученные правила орфографии;
  • владеть навыками диалогической речи.

Пояснительная записка

Раздел четвертый: «Предложение»

6 -7 классы

В большинстве случаев дети на данном этапе развития речи неточно понимают и употребляют пословицы, слова и фразы с переносным значением.

Наблюдаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, некоторых сложных предлогов. Кроме этого, нередко отмечаются нарушения в согласовании порядковых числительных и прилагательных с существительными мужского и женского рода, единственного и множественного числа. Особую сложность для этих учащихся представляют конструкции сложных предложений, присутствуют аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Вследствие этого наблюдаются трудности овладения учебными понятиями, терминами. В процессе учебной работы у учащихся присутствуют трудности в формулирования собственных мыслей, недостатки в развитии связной речи.

Учащиеся СКК в силу своих индивидуально-психологических особенностей испытывают дополнительные трудности и плане планирования предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели, не могут полностью контролировать свою деятельность. Поэтому данный раздел программы важен и в плане совершенствования коммуникативной стороны обучения.

Содержание логопедической работы на IV этапе коррекционной работы

Развитие звуковой стороны речи, формирование представлений о звуковом составе слова

Продолжать закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи. Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки ( [р]-[л], [с]-[ш], [ш]-[ж] и т.д.); тонкие звуковые дифференцировки [т]-[т ,]-[ч,], [ш]-[щ,], [т]-[с]-[ц], [ч,]-[щ,] и т.д.), дифференцировать их на письме.

Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления.

Продолжать работу по исправлению нарушенных звуков.

Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной структурыи звуконаполняемости.

Продолжить работу по воспитанию правильного темпа и ритма речи, ее богатой интонационно-мелодической окраской.

Развитие лексического запаса и грамматического строя

Уточнять и расширять знания значения слов (с опорой на лексические темы). Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов; объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением. Совершенствовать навык употребления сложных предлогов.

Совершенствовать умение подбирать синонимы и антонимы, использовать их в речи.

Совершенствовать умение преобразовывать одни грамматические формы в другие; объяснять и практически использовать в речи слова переносного значения, фразеологизмы.

Развитие самостоятельной фразовой речи

Формировать навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними. Продолжать совершенствовать навыки распространения предложений.

Продолжать совершенствовать навык пересказа сказок, рассказов:

  • с распространением предложений;
  • с добавлением эпизодов;
  • с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, завершения сюжета).

Заучивание стихов, их выразительное чтение.

Продолжать учить составлять рассказ по картине, серии сюжетных картинок.

Учить составлять развернутый рассказ о каком-либо событии, путем последовательного описания действий, поступков и т.д.

Формирование коммуникативных умений и навыков

Совершенствовать навык ведения диалога в зависимости от ситуации. Учить примерять на себя различные роли (ученик, учитель и т.д.). учить соблюдать речевой этикет при общении.

Учить пользоваться различными источниками информации.

Совершенствовать навык построения предложений разных типов. Работать над интонационной выразительностью речи, культурой поведения во время разговора. Работать над устранением просторечных выражений и слов, жаргонизмов.

Планируемые результаты к концу 7 класса:

  • составлять рассказы, пересказы;
  • владеть навыками творческого рассказывания;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными, однородными членами предложения и т. д.;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • понимать и применять в речи основные лексико-грамматические категории слов;
  • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

КАЛЕНДАРНО- Тематическое планирование логопедических занятий

1 класс

I четверть 36 часов

1. Обследование учащихся 4 ч

2. Развитие артикуляционного аппарата. Дыхательные упражнения. Развитие

мелкой моторики руки 3 ч

3. Совершенствование представлений о звуках и окружающем мире. 1 ч

4. Мир звуков. Речевые и неречевые звуки 2 ч

5. Наша речь. Развитие слухового внимания 3 ч

6. Целевая экскурсия «Моя школа» 1 ч

7. Ролевая игра «В школе» 1 ч

8. Обучение составлению предложений по демонстрации действий. 2 ч

9. «В мире животных». Составление предложений о животных. 3 ч

10. Игра «Путешествие по сказке». Рассказывание сказок, составление

предложений по картинкам 3 ч

11. «Геометрические фигуры». Количественные числительные (один, два, много).

Согласование числительных с существительными 4 ч

12. Основные цвета. Согласование прилагательных с существительными.

Образно-ролевые игры 4 ч

13. Рисование любимой игрушки, ее описание, обучение составлению вопросов 3 ч

14. Составление предложений по схеме, игра «Заселяем дом» 2 ч

II четверть 28 часов

1. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных 2 ч

2. Образование формы множественного числа имен существительных 2 ч

3. Образование прилагательных от существительных. Игра «Что из чего?» 2 ч

4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие». Использование в речи глаголов 2 ч

5. Обогащения словарного запаса по теме «Профессии». Сюжетно-ролевая

игра 3 ч

6. Употребление в речи личных местоимений. Составление предложений 2 ч

7. Практическое использование в речи притяжательных местоимений. Ролевая

игра «Семья» 2 ч

8. Целевая прогулка: отслеживание состояния природы. Образование глаголов

с помощью приставок. Совершенствование представлений о действии

предмета 3 ч

9. Словесно-дидактическая игра «Измени ситуацию». Различие смыслового

значения приставочных глаголов 3 ч

10. Заселение огорода, сада, водоёмов с помощью общего рисунка и предметных

картинок. Согласование существительное + прилагательное (множ. число) 3 ч

11. Интегрированное занятие: конструирование, развитие речи. Согласование

числительных с существительными 2 ч

12. «Доскажи словечко». Подбор слов, подходящих по смыслу 2 ч

III четверть 40 часов

1. Слова-обобщения 3 ч

2. Формирование понятия «слово» как части предложения. Различение слов,

обозначающих оду­шевленные и неодушевленные предме­ты. Постановка

вопросов к этим словам 5 ч

3. Длинные – короткие слова (деление слов на слоги) 2 ч

Определение первого, последнего звука в односложных словах. 2 ч

4. Развитие слухового внимания. Уточнение артикуляции гласных звуков.

Выделение гласных звуков в словах 4 ч

5. Подсчет гласных звуков с определением первого и последнего в ряду их

звучания и воспроизведение ряда звучащих звуков. Пропевание гласными

звуками знакомых песен 3 ч

6. Определение различий в произношении гласного и согласного звуков 2 ч

7. Подсчет произносимых в одном ряду гласных и согласных звуков.

Воспроизведение цепочек слогов, состоящих из разных звуков 3 ч

8. Гласные, согласные звуки. Сказка «На лесной полянке» 2 ч

9. Подвижные игры с использованием гласных, согласных звуков. Выделение

гласного, согласного звука из звукового потока. 3 ч

10. «Собери слово» - составление слогов, слов из звуков 3 ч

11. Образование двусложных слов с открытыми слогами путем добавления

гласного звука к односложным словам. 2 ч

12. Соотношение количества слогов и количества гласных звуков в двусложных

словах 2 ч

13. Выделение первого гласного, согласного звука в словах. 2 ч

14. Выделение последнего согласного, гласного звука в словах 2 ч

IV четверть 32 часа

1. Звук [a], буква А 1 ч

2. Звук [о], буква О 1 ч

3. Дифференциация гласных звуков [a] -[о] 1 ч

4. Деление слов на слоги: с подсчетом количества слогов, гласных звуков.

Сравнение звучания слов 2 ч

5. Звук [и], буква И 1 ч.

6. Звук [ы], буква Ы 1 ч.

7. Дифференциация гласных звуков [и] -[ы] 1 ч

8. Деление на слоги слов с тремя слогами. Подсчет гласных звуков в слове 2 ч

9. Сходство и различие слов по звучанию: сон-сын, кот-кит, сам-сом 2 ч

10. Сходство и различие слов по звучанию: сом-сок, сын-сыр 2 ч

11. Звук собственного имени, обозначение его буквой 1 ч

12. Ассоциативный подбор слов (санки – зима). Игра «Подбери картинку» 3 ч

13. Работа над диалогичной речью. Игровые ситуации. Театрализация, сюжетно-

ролевые игры 8 ч

14. Подбор слов-действий и слов-признаков. 2 ч

15. Составление предложений по сюжетным картинкам 2 ч

16. Обследование учащихся 2 ч

КАЛЕНДАРНО -Тематическое планирование логопедических занятий

2 класс

I четверть 36 часов

  1. Обследование учащихся 4 ч.
  2. Слово. Слово – часть предложения, лексическое значение. Практическое

усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы 8 ч.

  1. Предложение. Дифференциация предложений по цели высказывания по цели

высказывания 6 ч.

  1. Артикуляционный аппарат человека 1 ч.
  2. Звуки гласные и согласные, обозначение их буквами 2 ч.
  3. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков 2 ч.
  4. Развитие умения переключать слуховое внимание 1 ч.
  5. Темп звучания речи 1 ч.
  6. Изменение силы голоса 1 ч.
  7. Высота голоса, тембр голоса 1 ч.
  8. Звук [a], буква А 1 ч.
  9. Звук [у], буква У 1 ч.
  10. Звуки [a], [у], буквы А,У 1 ч.
  11. Звук [и], буква И 1 ч.
  12. Звук [o], буква О 1 ч.
  13. Звуки [п], [п’], Буква П 1 ч.
  14. Звуки [б], [б’], буква Б 1 ч.
  15. Дифференциация звуков [б] - [п] 1 ч.
  16. Дифференциация звуков [б’] - [п’] 1 ч.

II четверть 28 часов

1. Звуки [т], [т’], буква Т 2 ч.

  1. Звуки [д], [д’], буква Д 1 ч.
  2. Дифференциация звуков [д - т] , д’ – т’ 1 ч.
  3. Звуки [к], [к’]. Буква К 1 ч.
  4. Звуки [г], [г’], Буква Г 1 ч.
  5. Дифференциация звуков [г] - [к] 1 ч.
  6. Звуки [м], [м’]. Буква М 1 ч.
  7. Звуки [н], [н’]. Буква М 1 ч.
  8. Дифференциация звуков [ы] - [и] 1 ч.
  9. Звуки [ы] – [э] 1 ч.

  1. Звуки [с] - [с]2 ч.
  2. Звуки [з] - [з] 1 ч.
  3. Дифференциация звуков [с] - [з], [с’] - [з’] 1 ч.
  4. Звук [ш]. Буква Ш 1 ч.
  5. Дифференциация звуков [с] - [ш] 1 ч.
  6. Звук [ж]. Буква Ж 1 ч.
  7. Дифференциация звуков [ж] - [ш] 1 ч.
  8. Дифференциация звуков [з] - [ж] 1 ч.
  9. Звук [щ]. Буква Щ 1 ч.
  10. Дифференциация звуков [ш] - [щ,] – [с] 1 ч.
  11. Дифференциация звуков с – щ, – ш – ж 1 ч.
  12. Звук [ч’]. Буква Ч 1 ч.
  13. Дифференциация г’ – щ’ 1 ч.
  14. Звук [ц]. Буква Ц 1 ч.
  15. Дифференциация звуков [ц] - [с] 1 ч.
  16. Закрепление изученного по теме «Согласные буквы и звуки» 1 ч

III четверть 40 часов

1. Звук [j] 2 ч.

2. Звуки [й’ о], [й’ э] 2 ч.

  1. Дифференциация букв ую 1 ч.
  2. Дифференциация букв ёю 1 ч.
  3. Звуки [л] - [л]4 ч.
  4. Звуки [р] - [р] 3 ч.
  5. Дифференциация звуков [л - р], [л’] – [р’] 2 ч.
  6. Звуки [в], [в’]. Буква В 1 ч.
  7. Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф 1 ч.
  8. Дифференциация звуков [в] - [ф] 1 ч.
  9. Звук [х]. Буква Х 1 ч.
  10. Дифференциация звуков [х] - [г] - [к] 1 ч.

13. Закрепление изученного. Дифференциация звуков. 2 ч.

14. Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква». 2 ч.

15. Мягкий знак на конце слова. 2 ч.

16. Звуки и буквы: гласные и согласные. 2 ч.

17. Звукобуквенный анализ слов. 3 ч.

18. Деление слов на слоги 3 ч.

19. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения 2 ч

20. Преобразование слогов, слов при помощи замены букв, удаления или добавления

букв 2 ч

21. Дифференциация букв, имеющих графическое сходство 2 ч

IV четверть 32 часа

1. Наша речь. 2 ч.

2. Предложение. Составление предложений. 2 ч.

3. Анализ состава предложения. 2 ч.

4. Обучение составлению предложений . 3 ч.

5. Составление предложений по предметным картинкам. 2 ч.

6. Составление предложений по серии картинок. 2 ч.

7. Игра «Кто больше знает». 1 ч.

8. Обучение распространению предложений 3 ч.

9. Выразительность речи. Разучивание стихотворений, чтение стихов, сказок. 5 ч.

10. Формирование навыков четкого произношения звуков с использованием потешек, чистоговорок, скороговорок. Конкурс «Кто лучше». 2 ч.

11. Загадка как форма развития словаря. Отгадай, нарисуй, покажи. 2 ч

12. Как мы читаем. 1 ч.

13. Профессии. Преобразование названий профессий мужского рода в профессию

женского рода. . 2 ч.

14. Диалог (просьба, вопрос, замечание) 1 ч.

15. Культура поведения на улице, в транспорте. 2 ч.

КАЛЕНДАРНО - Тематическое планирование логопедических занятий

3 класс

I четверть 36 часов

1. Обследование учащихся 4 ч

2. Техника речи: дыхание, голос, интонация 3 ч

3. Техника речи: дикция. Работа со скороговорками, чистоговорками. 3 ч

4. Дифференциация согласных и гласных звуков, звуков и букв 3 ч

5. Дифференциация звуков и букв 2 ч

6. Дифференциация гласных звуков: ы-и, а-о, о-э. 3 ч

7. Ударный, безударный слог 2 ч

8. Дифференциация гласных букв: а-я, о-ё, у-ю, и-ы, э-е 5 ч

9. Согласные звуки: мягкие и твердые. Дифференциация твердых и мягких

согласных 3 ч

10. Согласные звуки: звонкие и глухие согласные. Дифференциация парных звуков 3 ч

11. Дифференциация парных согласных: б-п, в-ф, д-т, з-с, ж-ш, к-г 6 ч

II четверть 28 часов

1. Правописание парных согласных 5 ч

2. Дифференциация согласных звуков, имеющих артикуляционное сходство

[ч’] – [т], [ч] – [с], [ц] – [с], [ц] – [т], [ц] – [ч], [щ] – [с], [щ’] – [ш], [щ] – [ч’] 10 ч

3. Звукобуквенный анализ и синтез слов 4 ч

4. Дифференциация букв, имеющих графическое сходство 5 ч

5. Игры, упражнения со звуками и буквами 2 ч

6. Правописание гласных после шипящих 2 ч

III четверть 40 часов

1. «Доскажи словечко, подбери слог» . Составление слов из слогов 2 ч

2. Слово. Значение слова. Многозначные слова. Составление предложений,

рассказов с многозначными словами 5 ч

3. Подбор существительного к названию действия 3 ч

4. Согласование существительного с глаголом 2 ч

5. Диалогичность речи. Составление вопросов по теме. Сюжетно-ролевые игры. 5 ч

6. Образование глаголов с новым лексическим значением посредством приставок.

Работа с динамическими картинками 3 ч

7. Развитие пространственных представлений 2 ч

8. Развитие временных представлений. Сутки. Дни недели. 2 ч

9. Развитие временных представлений. Времена года. Месяцы. 2 ч

10. азвитие временных представлений. Календарь. Праздники. 2 ч

11. Составление сказочных ситуаций: «Если бы я был рядом с ними» 2 ч

12. Составление рассказа с опорой на предметные картинки 2 ч

13. Согласование существительных с прилагательными с использованием

падежных конструкций в единственном и множественном числе. Работа с

деформированными предложениями. 3 ч

14. Образование прилагательных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк-,-оньк-. 2 ч

15. Экскурсия в парк. Составление рассказа с элементами описания на тему

«Весна» 2 ч

IV четверть 32 часа

1. Выразительное чтение стихов о весне. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов 3 ч

2. Составление картины с помощью вопросов и ответов. 1 ч

3. Правила вежливости. Слова благодарности, извинения, просьбы. Составление приглашения в гости сказочному герою 5 ч

4. Составление текста объявления 2 ч

5. Подбор относительных прилагательных к существительному 2 ч

6. Составления описания «Расхвали игрушку» 2 ч

7. Описание положительного поступка сказочного героя 2 ч

8. «Продолжи рассказ». Составление рассказов по имеющемуся началу 2 ч

9. Составление рассказа. (Изменение его середины, начала) 3 ч

10. Коллективное составление сказок 3 ч

11. Инсценирование сказки 2 ч

12. Коррегирование звукопроизношения 2 ч

13. Обследование учащихся 3 ч

КАЛЕНДАРНО -Тематическое планирование логопедических занятий

4 класс

I четверть 36 часов

1. Обследование учащихся 3 ч.

2. Артикуляционный аппарат человека 1 ч.

3. Слово. Лексическое значение слова. Слова – «спорщики», слова -«друзья».

Переносное значение слова. 6 ч

4. Предложение. Составление предложений. Распространение предложений. Работа

с деформированными предложениями. 4 ч.

5. Анализ предложения. Схема. Обучение составлению предложений по схеме. 4 ч.

6. Составление предложений по картинкам, по серии картинок. 2 ч.

7. Работа с деформированными предложениями 3 ч.

8. Гласные звуки и буквы. Дифференциация иы, е – э, ё – о, ю – у, я – а 6 ч.

9. Звук j, звуки [ja], [й ə], [й’у], [й’o] 5 ч.

10. Дифференциация на письме букв ё – ю, е - я 1 ч.

11. Звукобуквенный анализ и синтез слов 1 ч.

II четверть 28 часов

1. Слог – часть слова. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных

Правила переноса слов 5 ч

2. Ударение. Ударные и безударные слоги 3 ч.

3. Омоформы (чем интересен знак ударения) Коррекционные упражнения 3 ч.

4. Звонкие и глухие согласные звуки. Выделение парных согласных на конце слов. Дифференциация звонких и глухих согласных, обозначение их на письме

буквами 4 ч.

5. Согласные звуки: твердые и мягкие. Дифференциация твердых и мягких

согласных звуков. Мягкий согласный в середине слова. Обозначение мягкости

согласных при помощи гласных 4 ч.

6. Обозначение мягкости согласных в конце слова. Чем интересен мягкий знак 3 ч

7. Шипящие согласные. Правописание гласных после шипящих. 4 ч.

8. Звукобуквенный анализ слов. 2 ч

III четверть 40 часов

1. Дифференциация звуков с – ш, з – ж, ш – щ,, с – ц, ч, – щ, 5 ч.

2. Дифференциация звуков р – л, р’ – л’, л – л’ 4 ч.

3. Слова, обозначающие предмет. Предметы одушевленные и неодушевленные 3 ч.

4. Единственное и множественное число существительное. Составление предложений со словами, обозначающими предметы 3 ч.

5. Слова, обозначающие действия предметов 2 ч.

6. Единственное и множественное число глаголов. Составление предложений.

Коррекционные упражнения 3 ч

7. Игра «Угадай предмет по его действиям» 1 ч.

8. Предлог – маленькое слово. Упражнения в подборе предлогов к слову, в предложении 3 ч.

9. Дифференциация слов – предметов и слов, обозначающих действие 3 ч.

10. Составление рассказа по картине, по серии картинок 3 ч.

11. Имена собственные 1 ч.

12. Составление рассказа о себе, о семье 1 ч.

13. Составление рассказа о домашних животных 1 ч.

14. Домашний адрес 1 ч.

15. Работа с деформированным текстом 2 ч.

16. Работа над произношением звуков, дыханием, темпом речи с использованием

чистоговорок, скороговорок 2 ч.

17. Согласование существительных и глаголов в числе, роде. 1 ч

18. Развитие и уточнение временных представлений. 1 ч

IV четверть 32 часа

1. Слова, обозначающие признаки предметов. Сравнение предметов по их

признакам 3 ч

2. Подбор прилагательных-синонимов к имени существительному 1 ч

3. Составление предложений с использованием слов, обозначающих признаки

предметов 1 ч

4. Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, признаки 2 ч.

5. Предложение. Распространение предложений. Работа с деформированными

предложениями 3 ч

6. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах 6 ч.

7. Составление рассказа – описания «Моя любимая игрушка» 1 ч.

8. Расширение словарного запаса на материале устного русского-народного

творчества. 2 ч.

9. Упражнения в выразительном чтении 2 ч.

10. Составление текста с опорой на вопросный план. 2 ч.

11. Составление текста с опорой на наглядно-графический план 1 ч.

12. Пересказ. Виды пересказов. Пересказ с опорой на план. 2 ч

13. Выборочный пересказ. 1 ч

14. Обучение творческому пересказу 2 ч

15. Устное сочинение «Впереди лето» 1 ч.

16. Обследование учащихся 2 ч

КАЛЕНДАРНО -Тематическое планирование логопедических занятий

5 класс

I четверть 27 часов

  1. Обследование учащихся 4 ч.
  2. Уточнение звукопроизношения гласных 1 ч.
  3. Уточнение звукопроизношения согласных 1 ч.
  4. Звуки речи и неречевые звуки 1 ч
  5. Дифференциация понятий «звук» - «буква» 1 ч
  6. Дифференциация гласных и согласных звуков 1 ч.
  7. Дифференциация твердых и мягких согласных 1 ч
  8. Работа над произношением звуков л – л,, щ, – ч,. Дифференциация 2 ч.
  9. Дифференциация звуков [ч’] – [щ’], [c] – [ц] 2 ч.
  10. Развитие зрительной дифференциациистрочных и заглавных букв 2 ч.
  11. Предложение. Различение предложений по интонации. Связь слов в предложении.

Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по серии

картинок. Коррекционные упражнения 5 ч

  1. Роль предлогов
  2. Предлоги с (со), из. Дифференциация 2 ч.
  3. Предлоги по, к; за, из-за. Дифференциация предлогов 2 ч.
  4. Закрепление. Роль предлогов в предложении 1 ч.
  5. Работа с деформированными предложениями 1 ч.

II четверть 21 час

1. Гласные после шипящих. Коррекционные упражнения 1 ч.

2. Родственные слова. Главная часть слова. Однокоренные слова 4 ч

3. Образование родственных слов. Приставка 2 ч.

4. Суффикс. Упражнение в образовании новых слов при помощи суффиксов 2 ч.

5. Активизация словарного запаса. Образование новых слов 3 ч.

6. Ударение. Упражнения в постановке ударений в словах. 2 ч.

7. Безударные гласные 2 ч.

8. Звонкие и глухие согласные в середине и конце слова 2 ч

9. Непроизносимые согласные 2 ч.

10. Работа с деформированными предложениями 1 ч.

III четверть 30 часов

  1. Обследование учащихся 3 ч
  2. Имена существительные. Изменение существительных по вопросам, собственные

и нарицательные, одушевленные и неодушевленные 4 ч

  1. Изменение имен существительных по числам 2 ч.
  2. Управление. Винительный падеж: кого? что? 2 ч.
  3. Родительный падеж: кому? чему? 2 ч.
  4. Дательный падеж: кому? чему? 2 ч
  5. Винительный падеж: кого? что? 2 ч
  6. Дифференциация родительного и винительного падежей 1 ч
  7. Творительный падеж: кем? чем? 2 ч
  8. Предложный падеж: о ком? о чем? 2 ч.
  9. Ориентировка в пространстве: вверху, внизу, далеко, близко 1 ч.
  10. Предложение как единица речи. Порядок слов в предложении, смысловая связь

между ними. Работа с деформированным текстом 5 ч.

  1. Логическое ударение 2 ч.

IV четверть 24 часа

  1. Выразительность речи. Многозначные слова. Слова, одинаковые по звучанию и

написанию, но разные по значению 3 ч.

  1. Предложение распространенное и нераспространенное. Работа с деформированным текстом 3 ч.
  2. Однородные члены предложения, перечислительная интонация 3 ч.
  3. Повторы в тексте. Пути их устранения 2 ч.
  4. Пересказ. Подробный последовательный пересказ 2 ч
  5. Пересказ описательного характера 1 ч
  6. Творческий пересказ 1 ч.
  7. Краткий пересказ 2 ч.
  8. Составление рассказа по картине 2 ч.
  9. Составление рассказа по серии сюжетных картинок 2 ч.
  10. Обследование учащихся 3 ч

КАЛЕНДАРНО -Тематическое планирование логопедических занятий

6 класс

I четверть 27 часов

1. Обследование учащихся 4 ч.

2. Уточнение звукопроизношения гласных 1 ч.

3. Уточнение звукопроизношения согласных 1 ч.

4. Дифференциация гласных и согласных звуков, звуки и буквы 2 ч.

5. Предложение. Различение предложений по интонации. Связь слов в предложении.

Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по серии

картинок. Коррекционные упражнения 6 ч.

6.Работа над произношением звуков [c] – [з], [c,,] – [з,], [ш] – [щ’].

Дифференциация 2 ч.

7. Дифференциация звуков [ч’] – [щ’], [c] – [ц] 2 ч.

8. Работа над произношением звуков л – р. Дифференциация л – р, л’ – p 2 ч.

9. Гласные после шипящих. Употребление ь в существительных женского рода 2 ч

10. Родственные слова. Главная часть слова 3 ч.

II четверть 21 час

1. Образование родственных слов. Приставка. Упражнение в образовании новых

слов при помощи приставок 2 ч

2. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные, увеличительные суффиксы 2 ч.

3. Гласные. Дифференциация букв а – я, у – ю, о – ё, э – е 3 ч.

4. Ударение. Безударные гласные, их правописание 2 ч.

5. Упражнение в написании слов с безударными гласными. Словарные слова 4 ч

6. Значение предлогов. Разнообразие предлогов. Дифференциация предлогов. 3 ч

7. Предлоги над, под, между. Дифференциация. Составление предложений 2 ч

8. Предлоги на, в, об, о Дифференциация предлогов 3 ч.

III четверть 30 часов

1. Обследование учащихся. 2 ч

2. Закрепление. Роль предлогов в предложении 1 ч.

3. Работа с деформированными предложениями 1 ч.

4. Имена существительные.. Изменение существительных по числам, падежам.

Несклоняемые имена существительные 6 ч

5. Предлог и приставка 2 ч.

6. Дифференциация предлога и приставки 4 ч.

7. Местоимение, его роль. Употребление местоимений 4 ч

8. Изменение личных местоимений 3 ч

9. «Говорящие» имена». Придумывание говорящих имен 1 ч

10. Предложение. Связь слов в предложении. Порядок слов в предложении. Работа

с деформированным текстом 5 ч.

11. Логическое ударение 1 ч.

IV четверть 24 часа

1. Выразительность речи. Многозначные слова. 2 ч

2. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова 3 ч.

3. Фразеологизмы. Крылатые выражения 2 ч

4. Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. 2 ч

5. Работа над распространением предложений. Работа с деформированным текстом 3 ч

6. Однородные члены предложения, перечислительная интонация 3 ч.

7. Повторы в тексте. Редактирование 2 ч.

8. Пересказ с изменением лица повествующего 2 ч.

9. Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану 2 ч

10. Редактирование текста 1 ч.

11. Обследование учащихся 2 ч

КАЛЕНДАРНО -Тематическое планирование логопедических занятий

7 класс

I четверть 18 часов

  1. Обследование учащихся 3 ч.
  2. Уточнение звукопроизношения 1 ч.
  3. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Дифференциация 1 ч
  4. Речь устная и письменная 1 ч.
  5. Предложение. Распространение предложений. Работа с деформированным текстом. Интонационная законченность предложений. Выразительное чтение 5 ч.
  6. Сложное предложение. Использование союзов 2 ч.
  7. Слово. Состав слова. Образование новых слов при помощи суффиксов и приста-

вок 3 ч.

  1. Сложные слова. Образование сложных слов 2 ч.

II четверть 14 часов

  1. Имя существительное. Изменение имен существительных по падежам, числам 3 ч.
  2. Согласование имен существительных с именами прилагательными в числе,

в падеже 3 ч.

  1. Согласование имен существительных с прилагательными в роде 2 ч.
  2. Местоимение. Управление: глагол + местоимение. Роль местоимений в речи. Склонение местоимений 4 ч.
  3. Глагол. Роль глагола в речи 2 ч.

III четверть 20 часов

  1. Глагол. Изменение глагола по лицам, временам. Работа с деформированным

текстом 3 ч.

  1. Составление текста повествовательного характера по опорным словам.

Редактирование текста 2 ч

  1. Олицетворение. Коллективное составление сказки по опорным словам и готовому

началу 2 ч.

  1. Текст – описание. Сравнение текстов. Сочинение – описание «В лесу зимой» 3 ч.
  2. Работа над составлением загадок как средство развития мышления и обогащения

словаря 2 ч.

  1. Изложение текста по плану. Редактирование текста 2 ч.
  2. Сочинение по картине (по готовому плану) 2 ч.
  3. Имена собственные. Придумывание «говорящих» имен 2 ч.
  4. Обращения, их роль в речи. Интонация предложений с обращениями 2 ч.

IV четверть 16 часов

  1. Составление письма другу 1 ч.
  2. Выразительность речи (голос, темы, интонация). Работа над выразительным

чтением стихов, сказок 3 ч

  1. Эмоционально-окрашенные слова и предложения. Роль междометий 2 ч.
  2. Логическое ударение. Лексическое ударение 3 ч.
  3. Пересказ текста с творческим дополнением 2 ч
  4. Уточнение звукопроизношения. Коррекционные упражнения 1 ч.
  5. Пишем заметку в газету. 1 ч.
  6. Обследование учащихся 3 ч
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
6+

Возрастное ограничение

Этот сайт содержит материалы 6+, Если вам не исполнилось 6 лет, просьба покинуть данный сайт, и возвращаться только с родителями!