Работа над ИОМ
Как разработать индивидуальный маршрут педагога, который поможет вам развиваться в профессии?
Педагог должен использовать новейшие методы обучения (этого, в частности, требует ФГОС), а значит, непрерывно развиваться. Личную программу профессионального развития называют индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ) педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога направлен на достижение профессионального роста и мастерства, с помощью эффективной и структурированной образовательной программы, которая и помогает достичь педагогу роста и развития в профессии. В этой статье рассмотрим, что такое индивидуальный маршрут педагога, для чего он нужен, какие разделы в него включить и какие направления работы в нём отразить.
Зачем педагогу нужен ИОМ?
Согласно ФГОС, чтобы педагогический процесс был эффективен, учителя должны постоянно развиваться и повышать квалификацию. Индивидуальный маршрут поможет педагогу отслеживать и анализировать результаты работы, совершенствовать методику преподавания. При правильном отношении ИОМ станет основой и для личностного роста.
Что представляет собой индивидуальный образовательный маршрут педагога? Основа ИОМ — дорожная карта на определенный период (обычно — год или несколько лет). Срок зависит от выявленных проблем или задач, а также от конкретной ситуации в образовательной организации.
Рекомендуем для реализации ИОМ выбрать период не более 5 лет — от одной обязательной аттестации до другой. Результаты аттестации послужат для вас отправной точкой. Сделайте выводы о сильных и слабых сторонах своей профессиональной деятельности и на основе этого анализа выберите направления развития.
В ИОМ вы описываете, что планируете делать для повышения своего профессионального уровня, в какие сроки и каких результатов намерены достичь.
Какие разделы нужно включить в индивидуальный профессиональный маршрут педагога? ИОМ оформляют в виде документа с четкой структурой в соответствии с требованиями ФГОС. В него включают разделы:
1. Титульный лист:
- наименование образовательной организации;
- фамилия, имя и отчество педагога;
- квалификационная категория.
2. Персональная информация:
- фамилия, имя и отчество педагога;
- занимаемая должность;
- сведения о полученном образовании — основном и профпереподготовке;
- дата прохождения аттестации;
- квалификационная категория;
- педагогический стаж;
- сведения о прохождении курсов повышения квалификации.
3. Пояснительная записка с указанием:
- общешкольной методической темы;
- темы работы методического объединения (МО);
- индивидуальной темы самообразования;
- целей и задач;
- последовательности реализации ИОМ;
- сроков работы и формы отчёта о проделанной работе.
4. Дорожная карта, оформленная, например, в виде таблицы:
- направления работы (профессиональное, психолого-педагогическое, методическое);
- список мероприятий по каждому из направлений;
- сроки реализации;
- планируемый результат по каждому мероприятию (повышение профессиональной компетентности, изменение качественных показателей результатов работы, внедрение новых форм и методов обучения);
- формы представления результатов (УПК, сертификат, выступление на заседаниях МО, открытый урок, разработка пакета педагогических диагностик, презентация, портфолио, методическое пособие и т. д.);
- отметка о достижении цели и оценка эффективности.
5. Выводы.