Анализ работы учителя-логопеда
Управление образования администрации Курагинского района
МБОУ Рощинская сош №17
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Низамутдиновой Светланы Николаевны
за 2016 – 2017 учебный год
Дата предоставления отчета
___________25.05.2017г.
Общие сведенияI. Образование | высшее |
Год окончания учебного заведения, полное название учебного заведения, серия, номер диплома | •04.03.2003г, Красноярский государственный педагогический университет, Диплом ДВС №1718295 15.01.2006-31.03.2007 ИДО и ПК КГПУ им. В.П. Астафьева 600ч Защита дипломной работы, диплом о профессиональной переподготовке ПП № 814608. Регистрационный номер 0015 24.09.2007г. . |
Специальность по диплому | Педагогика и методика начального обучения «Олигофренопедагогика» |
Квалификация по диплому | Учитель начальных классов |
II. Стаж: | |
Общий | 20 лет |
Педагогический | 20 лет |
Специальный (в должности учителя-логопеда) | 9 |
III. Квалификационная категория, дата аттестации | 13 разряд, Дата прохождения аттестации: 12.05.2012г. Пр. МОиН Красноярского края № 100-04/2 |
IV. Курсы повышения квалификации | •15.01.2006-31.03.2007 ИДО и ПК КГПУ им. В.П. Астафьева « Логопедия» 72ч. Удостоверение. Регистрационный номер 0050 2007 г. 15.12.2008-24.12.2008 КК ИПК и ПП РО«Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелым нарушением речи» 72ч. Удостоверение. Регистрационный номер 6297 2008г. Педагогический университет «Первое сентября» «Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения». 72ч. Удостоверение. Регистрационный номер 233-642-857 2014г. |
Образовательное учреждение (КИПК, др.) | 26.06.2011-01.07.2011 МПК имени А.С. Пушкина «ФГС начального общего образования: содержание и технология введения» 72ч. Удостоверение. Регистрационный номер ПК-0319 2011г. 22.01.2015-31.01.2015 КК ИПК и ПП РО«Система оценки качества образования в образовательной организации: оценка-контроль, оценка-поддержка» 72ч. Удостоверение. Регистрационный номер 2589 2015г. 16.03.2017-20.03.2017. КК ИПК и ПП РО «Моделирование и анализ урока в системе Способа диалектического обучения» |
Диагностическое:
Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи. Для достижения этой цели использовала следующие задачи:
1. Выявить учащихся с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников, обусловленной первичным речевым нарушением.
2. Выявить группу школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определить характер и причину нарушения письма и чтения.
3. Определить пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:
А) логопедическое обследование детей;
Б) анализ медико-педагогической документации. Анализ документации предполагал работу с тетрадями школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка.
В) экспертные опросы педагогов и родителей;
В рамках данного направления в течение учебного года проводилось исследование уровня сформированности учебной деятельности по основным предметам (русскому языку, чтению.)
Г) в случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей направляются в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Логопедическая диагностика учащихся проведена по таким направлениям:
— звукопроизношение
— обследование состояния общей моторики
— исследование произвольной моторики пальцев рук
— обследование артикуляционного аппарата:
обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата;
исследование движений артикуляционого аппарата
— фонетико-фонематических представлений
— звукового анализа и синтеза
— зрительного восприятия и узнавания
— пространственных представлений и ориентации
— общих представлений о предметах
— представлений о времени
— сформированность умения работать по словесной и письменной инструкции.
Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем. Для изучения данных видов деятельности детям были предложены такие методики как: чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же были предложены тематические картинки и т.д.
Обследование с учетом инициатора обращения
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 5кл | 6кл | 7кл | 8-9кл | Итого | |
Запрос родителя | 4 | 4 | |||||||
Запрос ПМПконсилиума Центра | 8 | 11 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 32 |
Результат обследования с учетом выявленных проблем
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 5кл | 6кл | 7кл | 8-9 кл | Итого | |
онр | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
тнр | 4 | 3 | 7 | ||||||
Фонетическое нарушение речи | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Фонематическое недоразвитие речи | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
ффн | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи | 3 | 8 | 1 | 1 | - | - | - | - | 13 |
Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи | 1 | 1 | - | - | 1 | 2 | 2 | 5 | 12 |
Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Нарушение чтения и письма, обусловленное грубой несформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи | - | - | - | - | 1 | - | - | 1 | |
Заикание | - | - | - | - | - | - | - | - |
Обследование уровня речевого развития | Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов |
Коррекционно-развивающее
По данному направлению была проведена следующая работа:
подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д. Занятия проводились на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного индивидуального коррекционного плана работы на учебный год.
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 5кл | 6кл | 7кл | Итого |
Всего детей | 8 | 11 | 1 | 1 | 21 | ||
Индивидуальная работа (кол-во детей) | 8 | 8 | |||||
Групповая работа (кол-во групп и в них детей) | 2 группы по 4 человека | 2 группы по 5 человек |
«Программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся с ЗПР 1-4 классы»
«Программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся с УО 1-4 классы»
« Программа коррекции звуковой стороны речи»
Используемые коррекционно-развивающие методики (автор, название)
Коррекция нарушений речи у детей с ЗПР | Ефименкова Л.Н. Нарушение устной и письменной речи младших школьников и пути их преодоления |
Коррекция нарушений речи у детей с УО | Лалаева Р.И. Развитие речи умственно отсталых школьников |
Коррекция нарушений речи у детей с ОНР | Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. |
Коррекция нарушений речи у детей с ТНР | Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Программа работы с детьми1-х классов» |
Взаимодействие с детьми на занятиях носило системный и конструктивный характер, реализовалось через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные, и т.д.). Большое внимание уделялось оптимизации логопедической работы, поэтому часто использовались занятия, разнообразные по построению: занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-тренинг.
Аналитическое направлениеДинамика развития воспитанников
В конце учебного года подведены итоги работы за год. Проведено итоговое диагностическое обследование учащихся. Динамика результатов отражена в таблице
Значительно улучшилось | Незначительно улучшилось | Динамика отсутствует | |
Звукопроизношение | 10 | 3 | 0 |
Грамматический строй речи | 14 | 7 | 0 |
Словарь и словообразование | 15 | 6 | 0 |
Связная речь | 10 | 11 | 0 |
Чтение | 21 | 0 | 0 |
Письмо | 21 | 0 | 0 |
Состояние устной речи | Положительная динамика | Незначительная динамика | Скорректировано | Динамика отсутствует |
1кл. | 6 | 1 | 1 | 0 |
2кл. | 7 | 2 | 2 | 0 |
3кл | 1 | 0 | ||
4кл. | 1 | |||
5кл. | ||||
6кл. | ||||
7кл. | ||||
Итого | 14 (66%) | 3 (14%) | 4 (19%) |
— Выведены в норму: 4 человека
Из таблицы видно, что к концу учебного года у 66% обучающихся отмечена положительная динамика. У 19% обучающихся речевые нарушения были полностью устранены.
Незначительная динамика была выявлена в основном у детей с ОВЗ, так же объясняется еще и тем, что было проведено недостаточное количество логопедических занятий с этими детьми, в связи с большим количеством детей, охваченных логопедической коррекцией.
Исходя из результатов обследования, показывающих положительную динамику речевого развития, проведенную индивидуальную и групповую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в структуре программ, методической оснащенности и в планировании логопедической работы, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования коррекционно-развивающего направления деятельности.
IV. Консультативно-просветительское
Родителям | Педагогам | Специалистам | |
Консультации | + | + | |
Рекомендации | + | + | |
Родительские собрания | + | + | + |
Тренинги |
«Специфические ошибки письма у детей и способы их предупреждения и преодоления»
«Специфические ошибки чтения у детей и способы их предупреждения и преодоления»
«Особенности речевого развития умственно отсталых школьников»
«Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития»
«Формирование языкового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи»
«Формирование словаря у детей с нарушениями речи»
«Формирование грамматического строя у детей с нарушениями речи»
«Формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями»
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Для конструктивного взаимодействия с родителями в течении учебного года проводила консультации по вопросам речевого развития детей. Так же связь с родителями осуществлялась через тетрадь домашних заданий.
В рамках школьного психолого-педагогического консилиума совместно с другими специалистами были даны рекомендации по написанию адаптированных образовательных программ.
Принимала участие в родительском собрании в подготовительной к школе группе, выступила по теме «Речевые нарушения и их последствия при обучении в школе».
Организационно-методическое( к каким мероприятиям осуществлялась подготовка в течение года, подготовленные программы, статьи, методические рекомендации, пособия, статьи в районный сборник «Труд и творчество педагогов»)
Название мероприятия | Тема выступления | |
РМО 17.01.2017 Тема: «Современная система работы учителя-логопеда ОО в условиях реализации ФГОС НОО, обучающихся с ОВЗ (ТНР)». Март: Декабрь 2016г межмуниципальный методический форум по югу Красноярского края «Эффективные практики, обеспечивающие результативность образования (по критерию «читательская грамотность»)» | 1.Участие в составлении плана работы учителей-логопедов на 2016-2017уч.год. 2.сообщение на тему: «Методика организации логопедических занятий на школьном логопункте» Практикум: «Творческая гостиная» 1. Участие в творческой группе проектной деятельности по теме: 2.Использование логопедической игры «Лото» на занятиях. мастер–клас по теме: «Формирование универсальных действий при работе с текстами на уроке и внеурочной деятельности» |
Учитель-логопед С.Н. Низамутдинова
. Подготовлена презентация по теме «Система логопедической работы с детьми младшего школьного возраста при стертой алалии».
3. Оформила буклет «Логопедические упражнения при коррекции стертой формы дизартрии».
4. Предложила алгоритм решения орфографических задач.