Рабочая программа "Школа развития речи" на 2017 - 2018 учебный год.
Пояснительная записка на 2017- 2018 учебный год
Рабочая программа по курсу «Школа развития речи» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 22 сентября 2011 г. N 2357, от 18 декабря 2012 г. N 1060 г., от 29 декабря 2014 года №1643, от 31.12.2015года №1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373", с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Рощинская сош № 17 , учебного плана, календарного графика учебно-воспитательной работы МБОУ Рощинская сош №17 и является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Рощинская сош №17.
Реализация программы обеспечивается программой под редакцией Т.Н. Соколовой.
Планируемые результаты изучения курса «Школа развития речи» 2 класс
Личностные, метапредметные и предметные результаты развития речи к концу второго года обучения.
Личностные результаты
- Проявлять позитивное отношение к действительности.
- Самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе.
- Готовность выражать и отстаивать свою позицию.
- Проявлять готовность к сотрудничеству с другими людьми.
- Целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
- Быть восприимчивыми и чуткими.
- Уметь к делу подходить творчески.
- Уметь не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точкузрения.
- Понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения.
- Уметь критично относиться к своим поступкам.
Метапредметные задачи/результаты
- Участвовать в организации своей деятельности.
- Выразительно читать.
- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов.
- Контролировать процесс звукового анализ и оценивать его правильность.
- Формулировать (совместно с учителем) выводы.
- Высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую.
- Строить монологические высказывания.
- Находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде.
- Участвоватьв построении обобщений.
- Учиться задавать вопросы, отвечать на вопросы других.
- Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме.
- Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Предметные задачи/результаты
- Знать основные требования к правильной речи.
- Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.
- Вычленять всю последовательность звуков слова и моделировать его звуковой состав.
- Знать важность сохранения позиции каждой буквы в слове.
- Знать о лексическом значении слова.
- Знать о прямом и переносном значении слова.
- Знать о многозначности некоторых слов.
- Иметь представление об антонимах, синонимах, омонимах.
- Уметь определять тематические группы слов.
- Иметь первичное представление об образности.
- Уметь сравнивать предметы по различным признакам.
- Иметь представление о тексте и его признаках.
Личностные, метапредметные и предметные задачи/результаты развития речи к концу второго года обучения
Личностные задачи/результаты
- Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
- Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
- Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
- Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
- Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
- Формирование привычки к рефлексии.
- Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
- Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
- Развитие мышления, внимания, памяти.
- Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи/результаты
- Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
- Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
- Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
- Формирование целостного мировосприятия.
- Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
- Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
- Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
- Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.
- Формирование навыков выразительной речи.
- Развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову.
Предметные задачи/результаты
- Формирование положительной мотивации к развитию речи.
- Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия.
- Развитие воссоздающего воображения.
- Обучение адекватному восприятию читаемого.
- Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
- Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.
- Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Строить небольшие монологические высказывания.
- Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Прогнозируемый результат.
знания |
умения |
- понятие о речи; - значение речи в жизни человека; - устная и письменная речь; - 8-10 скороговорок; - загадки; - пословицы; - о толковом словаре; - понятия: простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаками; - понятие о тексте; - типы текста: описание, повествование, рассуждение; |
- регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи; - выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем; - выделять слова- «родственники»; - подбирать к данному слову слова- «родственники»; - определить лексическое значение слова; - определить значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту; - выделять синонимы, антонимы, омонимы в тексте; - подбирать синонимы и антонимы к данному слову; - отличать слова- «родственники» от омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством; - членить небольшой текст на предложения; - устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении; - редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно употребленные слова, распространять предложение; - составлять простое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными; - интонационно правильно читать (произносить) предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками; - отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой; - вычленять опорные слова в тексте; - озаглавливать; - выделять основную мысль текста; - выделять части текста, составлять план; - коллективно составлять тексты по заданной теме, по сюжетной картинке, по плану, по опорным словам; - творческое дополнение готового текста; - восстанавливать деформированный текст; - пользоваться «волшебными» словами с учетом конкретной ситуации общения. |
Программа курса «Речь». Техника и выразительность речи.
2 класс
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
Тематический план.
Содержание тематического блока |
Всего часов |
Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Слово ( 13 часов) |
||
Слово. Значение слова. |
1 |
Знакомить со словарями: толковым, орфографическим. Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. Уметь сконструировать образное выражение (сравнение,олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. |
Многозначные слова. |
1 |
|
Омонимы |
1 |
|
Омофоны, омоформы |
1 |
|
Синонимы |
1 |
|
Антонимы |
1 |
|
Фразеологизмы |
3 |
|
Пословицы |
1 |
|
Загадки |
1 |
|
Изобразительные средства языка. Сравнение. |
1 |
|
Изобразительные средства языка. Олицетворение. |
1 |
|
Предложение и словосочетание (3часа) |
||
Связь между предложениями в тексте |
1 |
Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст. Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. |
Связь между частями текста |
1 |
|
Работа с деформированным текстом |
1 |
|
Текст ( 15 часов) |
||
Текст. Тема текста. Заглавие. |
1 |
Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.
|
Текст. Опорные слова. |
1 |
|
Текст. Опорные слова. |
1 |
|
Проверочная работа |
1 |
|
План. Составление плана. |
1 |
|
Виды плана |
3 |
|
Редактирование текста |
1 |
|
Типы текста. Описание |
2 |
|
Текст – сравнительное описание |
1 |
|
Типы текста. Повествование |
1 |
|
Типы текста. Рассуждение |
2 |
|
Культура общения ( 4 часа) |
||
Сочинение на тему «Мой выходной день» |
1 |
Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям |
Повторение пройденного |
2 |
|
Материал для КВН, викторин, конкурсов. |
1 |
Календарно-тематическое планирование курса «Школа развития речи» во 2 классе на 2017-2018 учебный год.
№ |
|
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Слово. Значение слова |
01.09 |
|
2 |
Многозначные слова. |
08.09 |
|
3 |
Омонимы. |
15.09 |
|
4 |
Омофоны. Омоформы. |
22.09 |
|
5 |
Синонимы |
29.09 |
|
6 |
Антонимы |
06.10 |
|
7 |
Фразеологизмы |
13.10 |
|
8 |
Фразеологизмы |
20.10 |
|
9 |
Фразеологизмы |
27.10 |
|
10 |
Пословицы |
10..11 |
|
11 |
Загадки |
17.11 |
|
12 |
Изобразительные средства языка. Сравнение. |
24.11 |
|
13 |
Изобразительные средства языка. Олицетворение. |
25.11 |
|
14 |
Текст. Тема текста. Заглавие.. |
01.12 |
|
15 |
Опорные слова |
08.12 |
|
16 |
Опорные слова |
09.12 |
|
17 |
Проверочная работа |
15.12 |
|
18 |
План текста |
22.12 |
|
19 |
Виды плана |
12.01 |
|
20 |
Виды плана |
19.01 |
|
21 |
Связь между предложениями в тексте. |
26.01 |
|
22 |
Связь между частями текста |
02.02 |
|
23 |
Работа с деформированным текстом |
09.02 |
|
24 |
Редактирование текста |
16.02 |
|
25 |
Типы текста. Описание. |
02.03 |
|
26 |
Типы текста. Описание. |
16.03 |
|
27 |
Текст – сравнительное описание |
23.03 |
|
28 |
Типы текста. Повествование |
06.04 |
|
29 |
Типы текста. Рассуждение |
13.04 |
|
30 |
Типы текста. Рассуждение |
20.04 |
|
31 |
Сочинение на тему: «Мой выходной день» |
27.04 |
|
32 |
Редактирование текста |
04.05 |
|
33 |
Материал для КВН, викторин. |
11.05 |
|
34 |
Материал для КВН, викторин. |
18.05 |
|