Программа развития познавательных способностей 1 класс

Современное начальное образование ставит самой главной целью развитие личности ребёнка.

В концепции ФГОС второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксирует портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Курс «РПС» (развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышесказанных качеств выпускника начальной школы.

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих занятий.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи:

  • 1.Развитие познавательных способностей младших школьников.
  • 2.Развитие творческих способностей младших школьников.
  • 3.Расширение кругозора учащихся.
  • 4.Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.
  • 5.Формирование стремления учащихся к личностному росту.

Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления как анализ. Синтез. Исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 7 лет, рассчитан на 33 занятия, 1 раз в неделю.

В содержании курса интегрированы задания из разных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе.

Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности учащихся на занятиях курса «РПС»

- обеспечение благоприятной атмосферы;

-безотметочная система обучения;

-обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности;

- поощрения высказывания оригинальных идей;

- широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа;

- использование педагогами личного примера;

- представление детям возможности активно задавать вопросы.

Календарно –тематическое планирование курса «РПС», 1 класс

№ п/п Тема Познавательный аспект Развивающий аспект Дата проведения
План факт
  • 1.
Первый раз в первый класс Значение обучения, правила поведения в школе. Развитие внимания, слуховой памяти, воображения, фантазии, речи, рефлексии.
  • 2.
Работа над ошибками. Смысл понятия «работа над ошибками» Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления. Рефлексии.
  • 3.
Задания трёх поросят Содержание сказки «Три поросёнка» Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, рефлексии.
  • 4.
Здравствуй, осень! Три периода осени: ранняя осень. Середина осени, поздняя осень. Осенние явления природы. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, рефлексии.
  • 5.
Играем в «ромашку» Правила игры в «ромашку». Как инсценировать короткие диалоги. Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, артистических способностей, воображения, рефлексии.
  • 6.
По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Содержание русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Варианты окончания сказки. Головоломка «Танграм» Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, конструкторских способностей, рефлексии.
  • 7.
Рисуем яблоньку. Как инсценировать ситуацию с помощью жестов и мимики. Развитие внимания, мышления, артистических способностей, воображения, фонематического слуха, рефлексии.
  • 8.
Геометрический магазин. Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник, круг, ромб, их особенности. Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, зрительной памяти, сенсорных способностей, рефлексии.
  • 9.
По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» Содержание русской народной сказки «Маша и медведь». Варианты окончания сказки. Как инсценировать фрагмент сказки Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, конструкторских способностей, артистических способностей, рефлексии.
  • 10.
Шкатулка с сюрпризом. Игра «устами младенца» Развитие внимания, речи, логического мышления, воображения, быстроты реакции, рефлексии.
  • 11.
В гостях у Знайки Знайка - герой книги Н. Носова «приключения незнайки и его друзей» Развитие внимания. Быстроты реакции, мышления, зрительной памяти, воображения, чувства ритма, рефлексии.
  • 12.
Читаем письма. Краткое содержание популярных произведений, их главные герои: Алладин, Вини-Пух, Балда. Щелкунчик. Барон Мюнхгаузен. Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, рефлексии.
  • 13.
Наряжаем ёлочку. Традиционные ёлочные украшения. Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, конструкторских способностей, чувства рифмы, воображения, рефлексии.
  • 14.
«Прикольные» задания. Что такое «имя-перевёртышь», «сказка-«винегрет». Как изобразить несуществующее животное. Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, в том числе нестандартного, рефлексии.
  • 15.
И снова «прикольные» задания Шуточное описание сказочного героя. Как изобразить портрет несуществующего человека. Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, в том числе нестандартного, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии.
  • 16.
Домашние животные. Роль домашних животных в жизни человека. Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, воображения, расширение словарного запаса, рефлексии.
  • 17.
Цепочка занимательных заданий. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, чувства рифмы, зрительной памяти, рефлексии.
  • 18.
О звёздах. Солнце-звезда Солнечной системы. Количество звёзд во Вселенной. Метеоры и метеориты. Развитие внимания, мышления, памяти, ориентировки в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии.
  • 19.
Дорогою добра. Смысл понятий «добро» и «зло» на примерах литературных произведений. Качества характера, символизирующие добро. Развитие внимания, памяти, мышления, речи, рефлексии.
  • 20.
Быть здоровым. Основные составляющие здорового образа жизни. Рассказ от лица неодушевлённого предмета . Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, памяти, речи, воображения, фантазии, рефлексии.
  • 21.
Незнайкин экзамен. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, логического мышления, быстроты реакции, воображения, конструкторских способностей, рефлексии.
  • 22.
Коллекция головоломок от Незнайки. Развитие внимания, мышления, смысловой и зрительной памяти, логического мышления, быстроты реакции, воображения, чувства ритма и рифмы, рефлексии.
  • 23..
Знаменитые малыши. Дюймовочка. Дюймовочка-героиня сказки Г.-Х. Андересена Происхождение имени Дюймовочка. Краткое содержание сказки. Развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления, воображения, фантазии, рефлексии.
  • 24.
Букет для Русалочки. Краткое содержание сказки Г.-Х. Андересена «Русалочка». Водоёмы. Морские обитатели. Развитие внимания, слуховой и образной памяти, нестандартного мышления.
  • 25.
Спичечное ассорти. Значение слова «ассорти» Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, рефлексии.
  • 26.
Словесные забавы. Разнообразие игр со словами. Развитие внимания, нестандартного мышления, конструкторских способностей, рефлексии.
  • 27.
«Говорящие» головоломки. Разнообразие головоломок. Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, рефлексии.
  • 28.
Ловим рыбку Атрибуты рыбалки, особенности рыбалки как вида отдыха. Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, речи, рефлексии.
  • 29.
Рыбалка продолжается. Особенности рыбалки как вида отдыха. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, смысловой памяти, чувства ритма и рифмы, расширение словарного запаса, рефлексии.
  • 30.
Загадалки. Разнообразие игр на основе загадок. Развитие внимания, воображения, чувства рифмы, мышления, рефлексии.
  • 31.
Пернатые друзья. Интересные сведения из жизни птиц: соловей, синица, попугай, Развитие памяти, мышления, в том числе нестандартного, памяти, воображения, рефлексии.
  • 32.
Сказочные задания. Развитие быстроты реакции, внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии.
  • 33.
Сказочные задания опять и опять. Загадалки-с-толку-сбивалки. Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, воображения, рефлексии.

К концу курса учащиеся должны уметь:

-находить и устанавливать закономерности в расположении предметов, достраивать логические ряды в соответствии с заданным принципом;

-находить принцип группирования предметов, давать обобщенное название этим группам;

-называть несколько вариантов исключения лишнего предмета среди групп однородных;

-находить сходства и различия предметов (по цвету, форме. размеру);

- самостоятельно решать различного рода головоломки (ребусы, криптограммы, и т.д);

- подбирать рифмы к словам;

- с помощью учителя ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями «вверх наискосок налево». «вниз наискосок направо» , «вниз наискосок справа налево»;

-пользоваться приёмами театрализации: разыгрывать несложные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности;

- выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

Литература.

  • 1.Мищенкова Л.В. – 36 занятий для будущих отличников: занятия по развитию познавательных способностей (6-7лет)/Методическое пособие, 1 класс. – М.: Изательство РОСТ. – 198 с. 
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!