Программа развития познавательных способностей 1 класс
Современное начальное образование ставит самой главной целью развитие личности ребёнка.
В концепции ФГОС второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксирует портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Курс «РПС» (развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышесказанных качеств выпускника начальной школы.
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих занятий.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи:
- 1.Развитие познавательных способностей младших школьников.
- 2.Развитие творческих способностей младших школьников.
- 3.Расширение кругозора учащихся.
- 4.Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.
- 5.Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления как анализ. Синтез. Исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 7 лет, рассчитан на 33 занятия, 1 раз в неделю.
В содержании курса интегрированы задания из разных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе.
Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности учащихся на занятиях курса «РПС»
- обеспечение благоприятной атмосферы;
-безотметочная система обучения;
-обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности;
- поощрения высказывания оригинальных идей;
- широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа;
- использование педагогами личного примера;
- представление детям возможности активно задавать вопросы.
Календарно –тематическое планирование курса «РПС», 1 класс
№ п/п | Тема | Познавательный аспект | Развивающий аспект | Дата проведения | |
План | факт | ||||
| Первый раз в первый класс | Значение обучения, правила поведения в школе. | Развитие внимания, слуховой памяти, воображения, фантазии, речи, рефлексии. | ||
| Работа над ошибками. | Смысл понятия «работа над ошибками» | Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления. Рефлексии. | ||
| Задания трёх поросят | Содержание сказки «Три поросёнка» | Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, рефлексии. | ||
| Здравствуй, осень! | Три периода осени: ранняя осень. Середина осени, поздняя осень. Осенние явления природы. | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, рефлексии. | ||
| Играем в «ромашку» | Правила игры в «ромашку». Как инсценировать короткие диалоги. | Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, артистических способностей, воображения, рефлексии. | ||
| По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят» | Содержание русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Варианты окончания сказки. Головоломка «Танграм» | Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, конструкторских способностей, рефлексии. | ||
| Рисуем яблоньку. | Как инсценировать ситуацию с помощью жестов и мимики. | Развитие внимания, мышления, артистических способностей, воображения, фонематического слуха, рефлексии. | ||
| Геометрический магазин. | Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник, круг, ромб, их особенности. | Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, зрительной памяти, сенсорных способностей, рефлексии. | ||
| По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» | Содержание русской народной сказки «Маша и медведь». Варианты окончания сказки. Как инсценировать фрагмент сказки | Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, конструкторских способностей, артистических способностей, рефлексии. | ||
| Шкатулка с сюрпризом. | Игра «устами младенца» | Развитие внимания, речи, логического мышления, воображения, быстроты реакции, рефлексии. | ||
| В гостях у Знайки | Знайка - герой книги Н. Носова «приключения незнайки и его друзей» | Развитие внимания. Быстроты реакции, мышления, зрительной памяти, воображения, чувства ритма, рефлексии. | ||
| Читаем письма. | Краткое содержание популярных произведений, их главные герои: Алладин, Вини-Пух, Балда. Щелкунчик. Барон Мюнхгаузен. | Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, рефлексии. | ||
| Наряжаем ёлочку. | Традиционные ёлочные украшения. | Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, конструкторских способностей, чувства рифмы, воображения, рефлексии. | ||
| «Прикольные» задания. | Что такое «имя-перевёртышь», «сказка-«винегрет». Как изобразить несуществующее животное. | Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, в том числе нестандартного, рефлексии. | ||
| И снова «прикольные» задания | Шуточное описание сказочного героя. Как изобразить портрет несуществующего человека. | Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, в том числе нестандартного, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии. | ||
| Домашние животные. | Роль домашних животных в жизни человека. | Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, воображения, расширение словарного запаса, рефлексии. | ||
| Цепочка занимательных заданий. | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, чувства рифмы, зрительной памяти, рефлексии. | |||
| О звёздах. | Солнце-звезда Солнечной системы. Количество звёзд во Вселенной. Метеоры и метеориты. | Развитие внимания, мышления, памяти, ориентировки в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии. | ||
| Дорогою добра. | Смысл понятий «добро» и «зло» на примерах литературных произведений. Качества характера, символизирующие добро. | Развитие внимания, памяти, мышления, речи, рефлексии. | ||
| Быть здоровым. | Основные составляющие здорового образа жизни. Рассказ от лица неодушевлённого предмета | . Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, памяти, речи, воображения, фантазии, рефлексии. | ||
| Незнайкин экзамен. | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, логического мышления, быстроты реакции, воображения, конструкторских способностей, рефлексии. | |||
| Коллекция головоломок от Незнайки. | Развитие внимания, мышления, смысловой и зрительной памяти, логического мышления, быстроты реакции, воображения, чувства ритма и рифмы, рефлексии. | |||
| Знаменитые малыши. Дюймовочка. | Дюймовочка-героиня сказки Г.-Х. Андересена Происхождение имени Дюймовочка. Краткое содержание сказки. | Развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления, воображения, фантазии, рефлексии. | ||
| Букет для Русалочки. | Краткое содержание сказки Г.-Х. Андересена «Русалочка». Водоёмы. Морские обитатели. | Развитие внимания, слуховой и образной памяти, нестандартного мышления. | ||
| Спичечное ассорти. | Значение слова «ассорти» | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, рефлексии. | ||
| Словесные забавы. | Разнообразие игр со словами. | Развитие внимания, нестандартного мышления, конструкторских способностей, рефлексии. | ||
| «Говорящие» головоломки. | Разнообразие головоломок. | Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, рефлексии. | ||
| Ловим рыбку | Атрибуты рыбалки, особенности рыбалки как вида отдыха. | Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, речи, рефлексии. | ||
| Рыбалка продолжается. | Особенности рыбалки как вида отдыха. | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, смысловой памяти, чувства ритма и рифмы, расширение словарного запаса, рефлексии. | ||
| Загадалки. | Разнообразие игр на основе загадок. | Развитие внимания, воображения, чувства рифмы, мышления, рефлексии. | ||
| Пернатые друзья. | Интересные сведения из жизни птиц: соловей, синица, попугай, | Развитие памяти, мышления, в том числе нестандартного, памяти, воображения, рефлексии. | ||
| Сказочные задания. | Развитие быстроты реакции, внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии. | |||
| Сказочные задания опять и опять. | Загадалки-с-толку-сбивалки. | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, воображения, рефлексии. |
К концу курса учащиеся должны уметь:
-находить и устанавливать закономерности в расположении предметов, достраивать логические ряды в соответствии с заданным принципом;
-находить принцип группирования предметов, давать обобщенное название этим группам;
-называть несколько вариантов исключения лишнего предмета среди групп однородных;
-находить сходства и различия предметов (по цвету, форме. размеру);
- самостоятельно решать различного рода головоломки (ребусы, криптограммы, и т.д);
- подбирать рифмы к словам;
- с помощью учителя ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями «вверх наискосок налево». «вниз наискосок направо» , «вниз наискосок справа налево»;
-пользоваться приёмами театрализации: разыгрывать несложные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности;
- выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
Литература.
- 1.Мищенкова Л.В. – 36 занятий для будущих отличников: занятия по развитию познавательных способностей (6-7лет)/Методическое пособие, 1 класс. – М.: Изательство РОСТ. – 198 с.