образовательная программа внеурочной деятельности "Я и мое здоровье"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рощинская средняя общеобразовательная школа № 17
СОГЛАСОВАНО:УТВЕРЖДАЮ:
зам. по ВРдиректор
МБОУРощинская сош № 17МБОУ Рощинская сош № 17
__________________________________________________
Л.В. БелокопытоваР.Б. Бураченко
.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я и мое здоровье»
для обучающихся 2-4 классов
спортивно – оздоровительноенаправление
Срок реализации программы: 3 года
Составитель: Белокопытова Л.В.
п. Рощинский
2017 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Курс «Я и мое здоровье»рассчитан на то, чтобы помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать,рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.
Срок реализации программы курса «Я и мое здоровье»- 3 года, рассчитана на детей младшего школьного возраста (2- 4 классы). Программа состоит из трех разделов:
I.Уроки Айболита
II.Страна Здоровячков.
III.Разговор о правильном питании и правилах безопасного поведения.
Объем часов, отпущенных на занятия, составляет 102часов, 2 - 4 классы по 34 часа.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Цели программы:
1. Организация благоприятных условий дляформирования здоровой и физически крепкой личности
2. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Задачи:
1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.
2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.
3. Сформировать представление о рациональной организации режима дня;научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
4.Сформировать представление о правильном (здоровомпитании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе);творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Класс | Кол-во часов | Содержание |
2 класс УрокиАйболита | 34 | Я и мое здоровье. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью. Режим дня.Гигиенические навыки: уход зазубами, ушами, кожей. Помощники человека. Правильная осанка - стройная спина.Лекарственные растения.Положительные эмоции - хорошее настроение. Сон – лучшее лекарство. |
3 класс Страна Здоровячков | 34 | Мы за здоровый образ жизни. Основные способы закаливания. Спорт в моей жизни. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Лекарственные растения. Домашняя аптечка. Оказание первой медицинской помощи. |
4 класс Разговор о правильном питании и правилах безопасного поведения. | 34 | Осознанноо правильноми здоровом питании. Питание– необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Пищевые отравления. Волевое поведение. Правилаоказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения |
1 - ый год обучения:«УрокиАйболита»
№ | Тема занятия | Кол –во часов | Требования к уровню подготовки | Дата | |
план | факт | ||||
1-2 | Я и мое здоровье | 2 | Умение заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей. Овладение основными культурно – гигиеническими навыками ( яумею, я могу, сам себе я помогу), навыками самообслуживания. Зачем нам нужно быть здоровым. Спорт в моей жизни | 07.09 14.09 | |
3-4 | Режим дня | 2 | Умение организовать свое время – ценное качество. Научиться соблюдать режим дня. Способствовать пониманию детьми того, что чередование труда и отдыха в режиме дня помогает поддерживать высокую работоспособность, что свободное время – это не только время для отдыха, но и для полезных дел. | 21.09 28.09 | |
5-6 | Почему кости крепкие? Почему мы не ломаемся? | 2 | Приобщение к здоровому образу жизни (правильно питаться, двигаться, следить за своим телом, делать зарядку, заниматься спортом.) | 05.10 12.10 | |
7-8 | Как живет наш организм. Знакомство со скелетом. Осанка. | 2 | Соблюдениеправил, чтобы осанка была хорошей. Выполнение физических упражнений для укрепления мышц для сохраненияосанки. | 19.10 26.10 | |
9 | Викторина «Что я знаю о себе» | 1 | Определить уровень усвоения материала. | 02.11 | |
10-11 | Друзья Мойдодыра – вода и мыло. | 2 | Для чего нужно умываться и купаться. Где скапливается грязь на теле человека. Заболевания кожи, их профилактика. | 16.11 23.11 | |
12-13 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. | 2 | Умение умываться, купаться, обтираться, приводить в порядок свои вещи так, чтобы получать от этого настоящее удовлетворение. | 30.11 07.12 | |
14 | Кто тобой управляет? | 1 | Знать какработаетмозг; формирование потребности в гигиене умственного труда. | 14.12 | |
15 | Чтоб дышалось легко. . | 1 | Приемы правильного дыхания. Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья. Дыхание и движение. Двигательные упражнения как способы дыхательной гимнастики. Влияние занятий физкультуры и спорта на развитие жизненной емкости легких. | 21.12 | |
16 | Здоровые зубы – здоровью любы. | 1 | Знание сведений, необходимых для укрепления здоровья, выработанныена основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда. | 28.12 | |
17-18 | Чтобы зубки не грустили. | 2 | Знания о том, что вредно и полезно для зубов, содействовать выработке устойчивой привычки заботиться о здоровье зубов. | 18.01 25.01 | |
19 | Волшебная щёточка. | 1 | Знания детей о средствах гигиены полости рта, особенностях их применения;умение правильно чистить зубы; формирование потребности ежедневно заботиться о чистоте зубов. | 01.02 | |
20-21 | "Беречь глаз как алмаз". | 2 | Основные формы нарушения зрения у учащихся и их профилактика. Гигиена зрения: правила работы с текстом, освещение рабочего места. Гимнастика для глаз. Гигиенические нормативы, их значение для глаз при пользовании компьютером, телевизором. Экологические факторы, благоприятствующие зрению и вызывающие дискомфорт. Травмы глаза, их предупреждение, меры первой доврачебной помощи | 08.02 15.02 | |
22 | Сон – лучшее лекарство | 1 | Зачем человеку сон исколько надо спать. Что делает сон полноценным | 22.02 | |
23-24 | Чтобы уши слышали | 2 | Заболевания органов слуха и их профилактика | 01.03 15.03 | |
25-26 | Ноги носят, а руки кормят.Болезни грязных рук. . | 2 | Умениеухаживать за кожей рук. Разработать вместе с детьми правила гигиены | 22.03 05.04 | |
27-28 | Не видать грязнулям счастья". | 2 | Закреплениеумения следить за порядком и чистотой в классе, на рабочем месте. | 12.04 19.04 | |
29 | Чистота приходит в гости | 1 | Умение поддерживать порядок, чистоту.Знание простейших навыков ухода за своим телом, потребность постоянно поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид. | 26.04 | |
30 | Праздник «В гостях у Мойдодыра» | 1 | Определить уровень усвоения материала. | 17.05 | |
31 | Как стать красивым. | Знание навыковухода за своим телом,умение поддерживать его чистоту. | 24.05 | ||
33 | Урок КВН «Наше здоровье | 1 | Викторина. Конкурс рисунков | 31.05 | |
34 | Резерв | 1 | |||
Итого: | 34 ч. |
№ | Тема занятия | Кол -во часов | Требования к уровню подготовки | Дата | |
план | факт | ||||
1-2 | Правила здорового образа жизни (проектная работа). | 2 | Понятие об образе жизни, его составляющие.Необходимость владения навыками здорового образа жизни.Влияние образа жизни на здоровье. Способы сохранения и укрепления здоровья. Условия формирования здорового образа жизни: мотивация, желания, воля, знания, умения, навыки по соблюдению правил и норм гигиены, благоприятные внешние условия. Анализ своего образа жизни и здоровья. Жизненный успех и здоровье. | ||
3 | Как сохранить своё здоровье до самой старости. | 1 | Необходимость сознательного участия в охране здоровья и в создании условий учебы, труда, быта, способствующих здоровью. | ||
4 | Нужно ли заниматься физкультурой? | 1 | Важностьподвижных спортивных игр для развитиядвигательныхспособностей. Стремление быть ловким и сильным | ||
5 | Утренняя оздоровительная гимнастика. | 1 | Приобщениек регулярным занятиям физическими упражнениями. | ||
6 | Физкультминутки на уроке. | 1 | Развитие умения снимать напряжение путём переключения на другой вид деятельности. | ||
7 | Упражнения для глаз. | 1 | Знание упражнений, снимающих напряжение с органов зрения. | ||
8 | Вы больны. | 1 | Формированиепредставлений о здоровье, здоровом и больном организме, о хорошем и плохом самочувствии. | ||
9-10 | Если хочешь быть здоров – закаляйся | 2 | Правила закаливания организма, правила обтирания. Правила соблюдения личной гигиены во время физических занятий | ||
11-12 | Не пугает, не страшит ОРВИ и страшный ГРИПП. . | 2 | Знание причин заболевания ОРВИ и гриппом,пути передачи вируса, признаки заболевания, мерыпредосторожности. Разработать правила гигиены, защищающими от болезни. | ||
13 | . Твой друг заболел, чем ты можешь помочь? | 1 | Знаниепричин заболевания ОРВИ и гриппом,путейпередачи вируса, признаковзаболевания, мерыпредосторожности. Вспомнить правила гигиены, защищающими от болезни. | ||
14 | Домашняя аптечка, термометр. | 1 | Состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства и т.д.); -Правила применения и назначения мед. Средств, входящих в состав домашней аптечки; | ||
15 | Надо знать, как помощь оказать. Ножки погреем – и хворь одолеем! | 1 | Оказание первой помощи. Ножные горчичные ванны можноделать при простуде только в том случае, если нет температуры и аллергических проявлений. | ||
16 | Лекарства. Отравления лекарствами | 1 | Лекарственные травы России и нашего края. Правила приема лекарственных препаратов, свойства лекарств. Из чего делают медикаменты. О недопустимости бесконтрольного их употребления. Навык аккуратного обращения с лекарствами. Знаниеоказания первой помощи при отравлении | ||
17-18 | Основы первой медицинской помощи (при ссадинах, ранениях, кровотечениях, переломах) | 2 | Умение оказать первую помощь при ссадинах, кровотечениях. | ||
19 | Что вокруг нас может быть опасным?. | 1 | Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами. | ||
20 | Отравления ядовитыми веществами и угарным газом | 1 | Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом | ||
21-22 | Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это? Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды. «Опасные растения и грибы» | 2 | Умениераспознавать опасные для здоровья грибы, растения. Предупреждение о возможной опасности при сборе грибов и ягод. Правила оказания помощи при отравлении грибами и ягодами. | ||
23 | Викторина «Кто меня защитит?» | 1 | Определить уровень усвоения материала. | ||
24 | Умеешь ли ты плавать? | 1 | Правила поведения на водоёме. Меры безопасности при пользовании водными переправами. Простейшие приёмы оказания помощи на воде, на льду. | ||
25 | «Отдыхаем без опасности» | 1 | Знание правилповедения на воде. Предупреждение учащихся о возможных опасностях во время отдыха на пляже. | ||
26 | «Переход и светофор» и «Переходим улицу» | 1 | Умение быть внимательными, предвидеть опасность при переходе улицы (дороги). Закрепить знания о сигналах светофора и регулировщика. | ||
27 | «Виды транспорта» и «Правила для пассажиров» | 1 | Знаниеразличныхвидов транспорта и правил поведения в общественном транспорте. | ||
28 | Внимание! Авария!» и «Как защитить себя во время аварии» | 1 | Знание возможных аварийных ситуацийи другихопасностей в городе. Умение быстро действовать в случае транспортной аварии на дороге. | ||
29 | «Один дома» | 1 | Умениепредвидеть опасность в повседневной жизни, в быту, особенно когдадома один. Проверить знания учащихся об основных видах опасных для жизни ситуаций из числа тех, с которыми он может столкнуться дома. Знаниеправил безопасного обращения с бытовыми предметами. | ||
30 | «Как вести себя с домашними питомцами» и «Когда четвероногиедрузья бывают опасны» | 1 | Знание правил безопасного поведения с домашними и бродячими животными. Знаниеучащимся, как животные обороняются, пытаются предупредить человека об опасности. | ||
31 | Огонь» | 1 | Умениедетей правильно вести себя при возгорании, задымлении, возникновении пожара.Навыки безопасного поведения при пожаре. | ||
32 | «Электричество» | 1 | Умение детей правильнопользоваться электроприборами. Знаниеучащимисяправил оказания первой помощи при ударе током. | ||
33 | «Ожог | 1 | Знание учащимисяпонятия «ожог», «первая помощь при ожоге», «вызов врача». Сформированность на конкретных примерах четких представлений об источниках опасности, о возможности получения ожога, о первой доврачебной помощи при ожоге, о необходимости сообщить взрослым об ожоге и о вызове «скорой помощи» | ||
34 | Праздник «Путешествие в страну Здоровье» | 1 | Повторение пройденного материала. |
№ | Тема занятия | Количество часов | Требования к уровню подготовки | Дата | ||
план | факт | |||||
1 | Если хочешь быть здоров. | 1 | Представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. | |||
2 | Самые полезные продукты. | 1 | Умение детей выбирать самые полезные продукты. | |||
3-4 | Всякому овощу – своё время. | 2 | Представление детей оразнообразииовощей | |||
5 | Как правильно есть. | 1 | Представление об основных принципах гигиены питания. | |||
6 | Удивительные превращения пирожка | 1 | Представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания. | |||
7 | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? | 1 | Представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака. | |||
8 | Плох обед, если хлеба нет. | 1 | Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре. | |||
9 | Время есть булочки. | 1 | Знаниевариантовполдника. Представление о значении молока и молочных продуктах. | |||
10 | Пора ужинать. | 1 | Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе. | |||
11 -12 | На вкус и цвет товарищей нет. | 2 | Знание разнообразия вкусовых свойств различных продуктов. Практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов. | |||
13 | Как утолить жажду. | 1 | Представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков. | |||
14 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 1 | Представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. | | | |
15-16 | Где найти витамины весной? | 2 | Знание значениявитаминов и минеральных веществ в жизни человека. | | | |
17 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | 2 | Знание разнообразияфруктов, ягод, овощей, их значениядля организма. | | | |
18 | День рожденияЗелибобы. Проверь себя. | 1 | Закрепление полученных знаний о законах здорового питания; знание учащимисяполезных блюд для праздничного стола. | | | |
19 | Давайте познакомимся! | 1 | Обобщениеуже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы; дать представление о темах «Двух недель в лагере здоровья» как продолжения программы, познакомить с новыми героями программы. | | | |
20 | Из чего состоит наша пища. | 1 | Представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах; представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. | | | |
21 | Что нужно есть в разное время года. | 1 | Представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; знаниеблюд, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, представление о пользе овощей, фруктов, соков, некоторыхтрадицийпитания и блюд национальной кухни жителей разных регионов; представление о традициях питания своего народа, формирование чувствауважения к культуре своего народа. | | | |
22 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | 1 | Представление о зависимости рациона питания от физической активности;умение оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; представление детей о роли питания и физической активности для здоровья человека. | | | |
23 | Где и как готовят пищу. | 1 | Представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; знакомствос одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы; знакомствос основными признаками несвежего продукта. | | | |
24 | Как правильно накрыть стол. | 1 | Расширить представления детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки стола; помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека. | | | |
25 | Молоко и молочные продукты. | 1 | Представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах. | | | |
26 | Блюда из зерна. | 1 | Знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; расширение представлений традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна; формированиеуважения к культуре собственного народа и других народов. | | | |
27 | Какую пищу можно найти в лесу. | 1 | Знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности их включения в рацион питания; представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений; познакомить с флорой края, её охраной; представления о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций опасных для здоровья. | | | |
28 | Что и как приготовить из рыбы. | 1 | Представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности; представление о местной фауне. | | | |
29 | Дары моря. | 1 | Представление о съедобных морских растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма. | | | |
30-31 | Кулинарное путешествие по России | 2 | Представление о кулинарных традициях как части культуры народа;о кулинарных традицияхкультуры своего народа. | | | |
32 -33 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | | Представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания. | | | |
34 | Как правильно вести себя за столом. | | Представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека. | | | |
IV.РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
Изучивпрограмму, учащиеся будут знать:
Биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.
Способы сохранения и укрепления здоровья.
Принципы правильного построения режима труда и отдыха в течение дня.
Правила гигиены кожи, полости рта, слуха, зрения, дыхания, питания, одежды, сна.
Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.
Основные приемы и методы психической релаксации.
Изучивпрограмму, учащиеся будут уметь:
Давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни.
Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.
Определять уровень физического развития, осуществлять простейшиефизиологические измерения, определять отклонения от физиологической нормы.
Соблюдать правила личной гигиены.
Применять приемы и методы психической релаксации.
Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека.
Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:
Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
V. ИНФОРМАЦИОННО –МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
2.Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
3.Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
4.Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
5.ДубягинЮ.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
6.Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
7.Л.А. Обухова,Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
8.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
9.Влияние учебной нагрузкии санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
10.Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
11.Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе/ Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.
12.ФГОСПланируемые результаты начального общегообразования. – «Просвещение»,Москва.2009.
13.Электронный журнал «Учительская»ИРО-РТ , июль 2009.
14.DVD«Уроки тётушки Совы»-ТО«Маски»,Москва, 2009.
15.DVD«Азбука безопасности на дороге»-ТО«Маски»,Москва, 2009.