образовательная программа внеурочной деятельности "Я и мое здоровье"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рощинская средняя общеобразовательная школа № 17

СОГЛАСОВАНО:УТВЕРЖДАЮ:

зам. по ВРдиректор

МБОУРощинская сош № 17МБОУ Рощинская сош № 17

__________________________________________________

Л.В. БелокопытоваР.Б. Бураченко

.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Я и мое здоровье»

для обучающихся 2-4 классов

спортивно – оздоровительноенаправление

Срок реализации программы: 3 года

Составитель: Белокопытова Л.В.

п. Рощинский

2017 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.

Курс «Я и мое здоровье»рассчитан на то, чтобы помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать,рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.

Срок реализации программы курса «Я и мое здоровье»- 3 года, рассчитана на детей младшего школьного возраста (2- 4 классы). Программа состоит из трех разделов:

I.Уроки Айболита

II.Страна Здоровячков.

III.Разговор о правильном питании и правилах безопасного поведения.

Объем часов, отпущенных на занятия, составляет 102часов, 2 - 4 классы по 34 часа.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Цели программы:

1. Организация благоприятных условий дляформирования здоровой и физически крепкой личности

2. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Задачи:

1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.

2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.

3. Сформировать представление о рациональной организации режима дня;научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

4.Сформировать представление о правильном (здоровомпитании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе);творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс Кол-во часов Содержание
2 класс УрокиАйболита 34 Я и мое здоровье. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью. Режим дня.Гигиенические навыки: уход зазубами, ушами, кожей. Помощники человека. Правильная осанка - стройная спина.Лекарственные растения.Положительные эмоции - хорошее настроение. Сон – лучшее лекарство.
3 класс Страна Здоровячков 34 Мы за здоровый образ жизни. Основные способы закаливания. Спорт в моей жизни. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Лекарственные растения. Домашняя аптечка. Оказание первой медицинской помощи.
4 класс Разговор о правильном питании и правилах безопасного поведения. 34 Осознанноо правильноми здоровом питании. Питание– необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Пищевые отравления. Волевое поведение. Правилаоказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения
III. УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 - ый год обучения:«УрокиАйболита»

Тема занятия Кол –во часов Требования к уровню подготовки Дата
план факт
1-2 Я и мое здоровье 2 Умение заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей. Овладение основными культурно – гигиеническими навыками ( яумею, я могу, сам себе я помогу), навыками самообслуживания. Зачем нам нужно быть здоровым. Спорт в моей жизни 07.09 14.09
3-4 Режим дня 2 Умение организовать свое время – ценное качество. Научиться соблюдать режим дня. Способствовать пониманию детьми того, что чередование труда и отдыха в режиме дня помогает поддерживать высокую работоспособность, что свободное время – это не только время для отдыха, но и для полезных дел. 21.09 28.09
5-6 Почему кости крепкие? Почему мы не ломаемся? 2 Приобщение к здоровому образу жизни (правильно питаться, двигаться, следить за своим телом, делать зарядку, заниматься спортом.) 05.10 12.10
7-8 Как живет наш организм. Знакомство со скелетом. Осанка. 2 Соблюдениеправил, чтобы осанка была хорошей. Выполнение физических упражнений для укрепления мышц для сохраненияосанки. 19.10 26.10
9 Викторина «Что я знаю о себе» 1 Определить уровень усвоения материала. 02.11
10-11 Друзья Мойдодыра – вода и мыло. 2 Для чего нужно умываться и купаться. Где скапливается грязь на теле человека. Заболевания кожи, их профилактика. 16.11 23.11
12-13 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. 2 Умение умываться, купаться, обтираться, приводить в порядок свои вещи так, чтобы получать от этого настоящее удовлетворение. 30.11 07.12
14 Кто тобой управляет? 1 Знать какработаетмозг; формирование потребности в гигиене умственного труда. 14.12
15 Чтоб дышалось легко. . 1 Приемы правильного дыхания. Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья. Дыхание и движение. Двигательные упражнения как способы дыхательной гимнастики. Влияние занятий физкультуры и спорта на развитие жизненной емкости легких. 21.12
16 Здоровые зубы – здоровью любы. 1 Знание сведений, необходимых для укрепления здоровья, выработанныена основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда. 28.12
17-18 Чтобы зубки не грустили. 2 Знания о том, что вредно и полезно для зубов, содействовать выработке устойчивой привычки заботиться о здоровье зубов. 18.01 25.01
19 Волшебная щёточка. 1 Знания детей о средствах гигиены полости рта, особенностях их применения;умение правильно чистить зубы; формирование потребности ежедневно заботиться о чистоте зубов. 01.02
20-21 "Беречь глаз как алмаз". 2 Основные формы нарушения зрения у учащихся и их профилактика. Гигиена зрения: правила работы с текстом, освещение рабочего места. Гимнастика для глаз. Гигиенические нормативы, их значение для глаз при пользовании компьютером, телевизором. Экологические факторы, благоприятствующие зрению и вызывающие дискомфорт. Травмы глаза, их предупреждение, меры первой доврачебной помощи 08.02 15.02
22 Сон – лучшее лекарство 1 Зачем человеку сон исколько надо спать. Что делает сон полноценным 22.02
23-24 Чтобы уши слышали 2 Заболевания органов слуха и их профилактика 01.03 15.03
25-26 Ноги носят, а руки кормят.Болезни грязных рук. . 2 Умениеухаживать за кожей рук. Разработать вместе с детьми правила гигиены 22.03 05.04
27-28 Не видать грязнулям счастья". 2 Закреплениеумения следить за порядком и чистотой в классе, на рабочем месте. 12.04 19.04
29 Чистота приходит в гости 1 Умение поддерживать порядок, чистоту.Знание простейших навыков ухода за своим телом, потребность постоянно поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид. 26.04
30 Праздник «В гостях у Мойдодыра» 1 Определить уровень усвоения материала. 17.05
31 Как стать красивым.
Знание навыковухода за своим телом,умение поддерживать его чистоту. 24.05
33 Урок КВН «Наше здоровье 1 Викторина. Конкурс рисунков 31.05
34 Резерв 1



Итого: 34 ч.


2-ой год обучения: «Страна Здоровячков»
Тема занятия Кол -во часов Требования к уровню подготовки Дата
план факт
1-2 Правила здорового образа жизни (проектная работа). 2 Понятие об образе жизни, его составляющие.Необходимость владения навыками здорового образа жизни.Влияние образа жизни на здоровье. Способы сохранения и укрепления здоровья. Условия формирования здорового образа жизни: мотивация, желания, воля, знания, умения, навыки по соблюдению правил и норм гигиены, благоприятные внешние условия. Анализ своего образа жизни и здоровья. Жизненный успех и здоровье.

3 Как сохранить своё здоровье до самой старости. 1 Необходимость сознательного участия в охране здоровья и в создании условий учебы, труда, быта, способствующих здоровью.

4 Нужно ли заниматься физкультурой? 1 Важностьподвижных спортивных игр для развитиядвигательныхспособностей. Стремление быть ловким и сильным

5 Утренняя оздоровительная гимнастика. 1 Приобщениек регулярным занятиям физическими упражнениями.

6 Физкультминутки на уроке. 1 Развитие умения снимать напряжение путём переключения на другой вид деятельности.

7 Упражнения для глаз. 1 Знание упражнений, снимающих напряжение с органов зрения.

8 Вы больны. 1 Формированиепредставлений о здоровье, здоровом и больном организме, о хорошем и плохом самочувствии.

9-10 Если хочешь быть здоров – закаляйся 2 Правила закаливания организма, правила обтирания. Правила соблюдения личной гигиены во время физических занятий

11-12 Не пугает, не страшит ОРВИ и страшный ГРИПП. . 2 Знание причин заболевания ОРВИ и гриппом,пути передачи вируса, признаки заболевания, мерыпредосторожности. Разработать правила гигиены, защищающими от болезни.

13 . Твой друг заболел, чем ты можешь помочь? 1 Знаниепричин заболевания ОРВИ и гриппом,путейпередачи вируса, признаковзаболевания, мерыпредосторожности. Вспомнить правила гигиены, защищающими от болезни.

14 Домашняя аптечка, термометр. 1 Состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства и т.д.); -Правила применения и назначения мед. Средств, входящих в состав домашней аптечки;

15 Надо знать, как помощь оказать. Ножки погреем – и хворь одолеем! 1 Оказание первой помощи. Ножные горчичные ванны можноделать при простуде только в том случае, если нет температуры и аллергических проявлений.

16 Лекарства. Отравления лекарствами 1 Лекарственные травы России и нашего края. Правила приема лекарственных препаратов, свойства лекарств. Из чего делают медикаменты. О недопустимости бесконтрольного их употребления. Навык аккуратного обращения с лекарствами. Знаниеоказания первой помощи при отравлении

17-18 Основы первой медицинской помощи (при ссадинах, ранениях, кровотечениях, переломах) 2 Умение оказать первую помощь при ссадинах, кровотечениях.

19 Что вокруг нас может быть опасным?. 1 Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами.

20 Отравления ядовитыми веществами и угарным газом 1 Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом

21-22 Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это? Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды. «Опасные растения и грибы» 2 Умениераспознавать опасные для здоровья грибы, растения. Предупреждение о возможной опасности при сборе грибов и ягод. Правила оказания помощи при отравлении грибами и ягодами.

23 Викторина «Кто меня защитит?» 1 Определить уровень усвоения материала.

24 Умеешь ли ты плавать? 1 Правила поведения на водоёме. Меры безопасности при пользовании водными переправами. Простейшие приёмы оказания помощи на воде, на льду.

25 «Отдыхаем без опасности» 1 Знание правилповедения на воде. Предупреждение учащихся о возможных опасностях во время отдыха на пляже.

26 «Переход и светофор» и «Переходим улицу» 1 Умение быть внимательными, предвидеть опасность при переходе улицы (дороги). Закрепить знания о сигналах светофора и регулировщика.

27 «Виды транспорта» и «Правила для пассажиров» 1 Знаниеразличныхвидов транспорта и правил поведения в общественном транспорте.

28 Внимание! Авария!» и «Как защитить себя во время аварии» 1 Знание возможных аварийных ситуацийи другихопасностей в городе. Умение быстро действовать в случае транспортной аварии на дороге.

29 «Один дома» 1 Умениепредвидеть опасность в повседневной жизни, в быту, особенно когдадома один. Проверить знания учащихся об основных видах опасных для жизни ситуаций из числа тех, с которыми он может столкнуться дома. Знаниеправил безопасного обращения с бытовыми предметами.

30 «Как вести себя с домашними питомцами» и «Когда четвероногиедрузья бывают опасны» 1 Знание правил безопасного поведения с домашними и бродячими животными. Знаниеучащимся, как животные обороняются, пытаются предупредить человека об опасности.

31 Огонь» 1 Умениедетей правильно вести себя при возгорании, задымлении, возникновении пожара.Навыки безопасного поведения при пожаре.

32 «Электричество» 1 Умение детей правильнопользоваться электроприборами. Знаниеучащимисяправил оказания первой помощи при ударе током.

33 «Ожог 1 Знание учащимисяпонятия «ожог», «первая помощь при ожоге», «вызов врача». Сформированность на конкретных примерах четких представлений об источниках опасности, о возможности получения ожога, о первой доврачебной помощи при ожоге, о необходимости сообщить взрослым об ожоге и о вызове «скорой помощи»

34 Праздник «Путешествие в страну Здоровье» 1 Повторение пройденного материала.
3-ий год обучения«Правильное питание – основа здоровья»
Тема занятия Количество часов Требования к уровню подготовки Дата
план факт
1 Если хочешь быть здоров. 1 Представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.


2 Самые полезные продукты. 1 Умение детей выбирать самые полезные продукты.


3-4 Всякому овощу – своё время. 2 Представление детей оразнообразииовощей


5 Как правильно есть. 1 Представление об основных принципах гигиены питания.


6 Удивительные превращения пирожка 1 Представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.


7 Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? 1 Представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.


8 Плох обед, если хлеба нет. 1 Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре.


9 Время есть булочки. 1 Знаниевариантовполдника. Представление о значении молока и молочных продуктах.


10 Пора ужинать. 1 Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе.


11 -12 На вкус и цвет товарищей нет. 2 Знание разнообразия вкусовых свойств различных продуктов. Практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.


13 Как утолить жажду. 1 Представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.


14 Что надо есть, если хочешь стать сильнее. 1 Представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.


15-16 Где найти витамины весной? 2 Знание значениявитаминов и минеральных веществ в жизни человека.


17 Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. 2 Знание разнообразияфруктов, ягод, овощей, их значениядля организма.


18 День рожденияЗелибобы. Проверь себя. 1 Закрепление полученных знаний о законах здорового питания; знание учащимисяполезных блюд для праздничного стола.


19 Давайте познакомимся! 1 Обобщениеуже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы; дать представление о темах «Двух недель в лагере здоровья» как продолжения программы, познакомить с новыми героями программы.


20 Из чего состоит наша пища. 1 Представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах; представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.


21 Что нужно есть в разное время года. 1 Представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; знаниеблюд, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, представление о пользе овощей, фруктов, соков, некоторыхтрадицийпитания и блюд национальной кухни жителей разных регионов; представление о традициях питания своего народа, формирование чувствауважения к культуре своего народа.


22 Как правильно питаться, если занимаешься спортом. 1 Представление о зависимости рациона питания от физической активности;умение оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; представление детей о роли питания и физической активности для здоровья человека.


23 Где и как готовят пищу. 1 Представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; знакомствос одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы; знакомствос основными признаками несвежего продукта.


24 Как правильно накрыть стол. 1 Расширить представления детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки стола; помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.


25 Молоко и молочные продукты. 1 Представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах.


26 Блюда из зерна. 1 Знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; расширение представлений традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна; формированиеуважения к культуре собственного народа и других народов.


27 Какую пищу можно найти в лесу. 1 Знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности их включения в рацион питания; представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений; познакомить с флорой края, её охраной; представления о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций опасных для здоровья.

28 Что и как приготовить из рыбы. 1 Представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности; представление о местной фауне.

29 Дары моря. 1 Представление о съедобных морских растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

30-31 Кулинарное путешествие по России 2 Представление о кулинарных традициях как части культуры народа;о кулинарных традицияхкультуры своего народа.

32 -33 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
Представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

34 Как правильно вести себя за столом.
Представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

IV.РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА

Изучивпрограмму, учащиеся будут знать:

Биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.

Способы сохранения и укрепления здоровья.

Принципы правильного построения режима труда и отдыха в течение дня.

Правила гигиены кожи, полости рта, слуха, зрения, дыхания, питания, одежды, сна.

Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.

Основные приемы и методы психической релаксации.

Изучивпрограмму, учащиеся будут уметь:

Давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни.

Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.

Определять уровень физического развития, осуществлять простейшиефизиологические измерения, определять отклонения от физиологической нормы.

Соблюдать правила личной гигиены.

Применять приемы и методы психической релаксации.

Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека.

Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:

Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.

Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.

Повышение приоритета здорового образа жизни.

Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района.

Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

V. ИНФОРМАЦИОННО –МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,

2.Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.

3.Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,

4.Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.

5.ДубягинЮ.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.

6.Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

7.Л.А. Обухова,Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.

8.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.

9.Влияние учебной нагрузкии санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.

10.Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997

11.Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе/ Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.

12.ФГОСПланируемые результаты начального общегообразования. – «Просвещение»,Москва.2009.

13.Электронный журнал «Учительская»ИРО-РТ , июль 2009.

14.DVD«Уроки тётушки Совы»-ТО«Маски»,Москва, 2009.

15.DVD«Азбука безопасности на дороге»-ТО«Маски»,Москва, 2009.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!