Программа сопровождения учащихся 5-ых классов к процессу обучения в среднем звене.

Актуальность программы

В современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:

появление неуспешности в учебе;

снижение мотивации к учению;

возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;

нарушение поведения у детей и подростков;

Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают, что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени обучения на другую, которые в частности могут проявляться:

в снижении успеваемости;

в значительно изменяющихся условиях обучения;

в противоречивости отношений и системы требований к ученику;

в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным.

Основными причинами проблем, возникающих у учеников 5-ых классов при переходе в основную школу, как показывает практика, являются не только социально-психологические (смена одного основного учителя на группу учителей-предметников и, как следствие изменение системы требований, появление новых предметов и увеличение умственной нагрузки, эмоционально-поведенческие проблемы, резко обостряющиеся при смене обстановки и т.д.). Гораздо чаще адаптационные трудности пятиклассников связаны именно с учебой. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, то есть, когда у него нарушается ведущая учебная деятельность. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными", чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4–5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).

Цель программы

-оказание помощи учащимся в адаптации при переходе в среднее звено .

- содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся

-способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника

Основные задачи работы психолога на этапе перехода обучающихся из начального в среднее звено школы:

формирование психолого-педагогической готовности школьников к успешной адаптации и дальнейшему развитию в средней школе;

создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации (помощь классному руководителю в формировании классного коллектива и установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, совместно с педагогами выработка единой системы последовательных требований к учащимся);

обеспечение психологической поддержки дезадаптированным учащимся;

Данные задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности психолога, педагогов, администрации школы и родителей. Поэтому еще одна задача психологической службы школы – наладить такое сотрудничество.

Участники:

Пятиклассники на этапе обучения в средней школе, родители учащихся, классные руководители, учителя – предметники

Основные направления работы:

Организационная работа (проведение педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).

Психологическая диагностика.

Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.

Профилактическая работа.

Коррекционно-развивающая работа

Аналитическая работа.

Сроки реализации.

1.Доадаптационный период – 4-й класс:

диагностика готовности к обучению на следующей ступени;

групповое консультирование педагогов и родителей по итогам диагностики;

консультирование индивидуальных случаев дезадаптации;

2.Адаптационный период– 5-й класс:

диагностика адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене;

групповые консультации родителей и педагогов;

проведение адаптационных классных часов для пятиклассников;

консультирование индивидуальных случаев дезадаптации;

Организационная деятельность.

Ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей учащихся с планом работы и с результатами психологических обследований. На семинарах для классных руководителей и учителей предметников, которые будут работать в пятых классах, знакомить с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать.

Родителей необходимо знакомить с проблемами “особых” детей (гиперактивных, застенчивых, тревожных) и возможных причинах такого поведения и чем можно помочь ребенку.

Психологическая диагностика.

Первый этап диагностики проводится в выпускном классе начальной школы с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуются уровни умственного развития, их самооценка, уровень школьной мотивации и тревожности, т.е. определяется уровень сформированности всех новообразований для данного возраста.

Второй этап диагностики проводится в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, их самооценки.

Параллельно идет анкетирование родителей по вопросам физического и психического состояния детей. Полученные результаты диагностики, проведенной и в четвертом и в пятом классах, сравниваются и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям

Консультативная работа.

Работа с педагогами чаще всего проводится в виде групповых консультаций на семинарах. Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Серия родительских собраний посвящена проблемам, которые могут возникнуть у ребят в начале обучения в пятом классе.

Работа с самими детьми – это, прежде всего, помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности. Все это проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Коррекционно-развивающая работа.

Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые, формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Например, работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: 1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; 2)расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний; 3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации. Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

Ожидаемые результаты

-Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Улучшение межличностных отношений между сверстниками.
Отсутствие или снижение уровня школьной тревожности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассниками

План мероприятий психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в среднем звене.

Содержание деятельности Сроки Ответственные
1 Диагностика познавательных процессов, изучение индивидуальных особенностей будущих пятиклассников. Март-апрель Педагог-психолог
3 Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования. Апрель-май Педагог-психолог
4 Консультации для педагогов, работающих в пятых классах, по темам: -выступление с результатами диагностики учащихся 4 классов перед переходом в среднее звено. -«Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста»,

«Рекомендации по организации работы классного руководителя 5 класса в начале учебного года »

Май, октябрь Заместитель директора по УВР Педагог-психолог
5 Проведение родительского собрания на тему «Ваш ребёнок будущий пятиклассник», ознакомление с результатами диагностики на конец обучения в 4 классе. май Педагог-психолог Кл. рук -ль
6 Проведение цикла классных часов по программе «Первый раз в пятый класс» Сентябрь-ноябрь Педагог-психолог
8 Собрание родителей пятиклассников «Трудности адаптации пятиклассников», ознакомление с результатами диагностики октябрь Педагог-психолог, Кл. рук - ль
9 Консультации для родителей пятиклассников с признаками дезадаптации Октябрь- декабрь Педагог-психолог
10 Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью выявления нарушений школьной адаптации, выявление причин школьной дезадаптации и составление реабилитационных программ (уровень тревожности, уровень самооценки) Октябрь, апрель Педагог-психолог
Проведение индивидуальных или групповых занятий с учащимися с признаками дезадаптации Октябрь -декабрь Педагог-психолог
11 Углубленная диагностика пятиклассников с признаками дезадаптации Октябрь, декабрь Педагог -психолог

.

Литература

  1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми. Родителями, педагогами/авт. –сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 238с.
  2. Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено // Школьный психолог. 2001. № 33.
  3. Микляева А. В., Румянцева П. В. - Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с, ил. ISBN 5-9268-0300-4