Особенности адаптации учащихся 10-го класса
Особенности перехода в 10 класс:
1. 10 класс как переходной период от детства к серьезной учебе.
После смены критериев оценок учебного процесса происходит потеря первичного статуса в группе сверстников. При этом появляются существенные сдвиги в самооценке, как правило, не осознаваемые самим подростком. Совершается разрыв в той сфере переживаний человека, которые связаны с осознанием себя.
Подобные процессы достаточно часто приводят к возникновению защитных механизмов разного рода, которые обеспечивают сохранение привычной самооценки человека и его отношения к себе, искажая восприятие окружающейся действительности.
Внешне неадекватное восприятие окружающего мира и собственной личности может проявляться в поведенческих нарушениях, понижении конструктивности поведения, частых аффективных реакциях; возникает подавленность и депрессия.
2. 10 класс расслабление между двумя серьезными этапами обучения.
Еще одна проблема, характерная для десятиклассников, - установка на продление моратория. После того, как девятый класс с его напряжением и завершением определенного этапа образования позади, многие девушки и юноши в преддверии окончания школы и поступления учебные заведения хотят расслабиться.
Может показаться, что они впадают в беззаботное детское состояние: приоритетными становятся общение со сверстниками, повышается интерес ко всему, что не является учебой или работой. Необходимо понять и принять то, что подобное состояние действительно необходимо в качестве передышки или отдыха.
Подчас подобные действия можно даже посчитать необходимыми. Кроме того, приобретаемый на этом периоде опыт широкого и разнообразного взаимодействия с окружающим миром, не ограничиваемый только лишь учебным процессом, для данного возраста имеет большое развивающее значение.
Полезно и то, что в этом возрасте многие стремятся приобщиться к "взрослой" жизни - естественно, все должно быть в меру.
Однако, подобное состояние хорошо лишь в качестве явления проходящего. Если же школьник обладает сформированной установкой на такую жизнь (нередко получается, что родители отправляют ребенка в десятый класс именно для продления моратория детства), учителям и школьным психологам нужно будет заниматься подобными случаями –слишком затянувшееся детство и стремление только лишь к развлечениям далеко не полезно для дальнейшей социализации.
Рекомендации классному руководителю
контролировать успеваемость и посещаемость;
способствовать повышению уровня эмоционального комфорта у обучающихся:
проводить беседы, привлекать к групповым творческим занятиям, исследовательской деятельности;
обращать внимание на структуру мотивов обучения;
способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных перспектив;
способствовать проведению классных и школьных мероприятий совместно с родителями и детьми;
способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии;
организовывать совместную работу родителей с педагогом- психологом по проблема адаптации ребенка;
оказывать поддержку обучающимся, которые претендуют на аттестат особого образца, медаль.
Рекомендации педагогам
важно увидеть, насколько значима для подростка проблема приобретения статуса среди сверстников, вхождения в новый коллектив;
необходимо учитывать резкую смену критериев оценки знаний обучающихся, понимать, поддерживать, поощрять;
правильно и своевременно реагировать на изменения в самооценке обучающихся, выявлять их причины;
видеть в старшекласснике соратника, консультировать, направлять, корректировать;
не перегружать интеллектуально, аргументировать требования, мотивировать обучающихся на построение профессионального будущего.