Особенности адаптации учащихся 10-го класса

                                                                      Особенности перехода в 10 класс:

1. 10 класс как переходной период от детства к серьезной учебе.

После смены критериев оценок учебного процесса происходит потеря первичного статуса в группе сверстников. При этом появляются существенные сдвиги в самооценке, как правило, не осознаваемые самим подростком. Совершается разрыв в той сфере переживаний человека, которые связаны с осознанием себя.

Подобные процессы достаточно часто приводят к возникновению защитных механизмов разного рода, которые обеспечивают сохранение привычной самооценки человека и его отношения к себе, искажая восприятие окружающейся действительности.

Внешне неадекватное восприятие окружающего мира и собственной личности может проявляться в поведенческих нарушениях, понижении конструктивности поведения, частых аффективных реакциях; возникает подавленность и депрессия.

2. 10 класс расслабление между двумя серьезными этапами обучения.

Еще одна проблема, характерная для десятиклассников, - установка на продление моратория. После того, как девятый класс с его напряжением и завершением определенного этапа образования позади, многие девушки и юноши в преддверии окончания школы и поступления учебные заведения хотят расслабиться.

Может показаться, что они впадают в беззаботное детское состояние: приоритетными становятся общение со сверстниками, повышается интерес ко всему, что не является учебой или работой. Необходимо понять и принять то, что подобное состояние действительно необходимо в качестве передышки или отдыха.

Подчас подобные действия можно даже посчитать необходимыми. Кроме того, приобретаемый на этом периоде опыт широкого и разнообразного взаимодействия с окружающим миром, не ограничиваемый только лишь учебным процессом, для данного возраста имеет большое развивающее значение.

Полезно и то, что в этом возрасте многие стремятся приобщиться к "взрослой" жизни - естественно, все должно быть в меру.

Однако, подобное состояние хорошо лишь в качестве явления проходящего. Если же школьник обладает сформированной установкой на такую жизнь (нередко получается, что родители отправляют ребенка в десятый класс именно для продления моратория детства), учителям и школьным психологам нужно будет заниматься подобными случаями –слишком затянувшееся детство и стремление только лишь к развлечениям далеко не полезно для дальнейшей социализации.

                                                               Рекомендации классному руководителю

контролировать успеваемость и посещаемость;

способствовать повышению уровня эмоционального комфорта у обучающихся:

проводить беседы, привлекать к групповым творческим занятиям, исследовательской деятельности;

обращать внимание на структуру мотивов обучения;

способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных перспектив;

способствовать проведению классных и школьных мероприятий совместно с родителями и детьми;

способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии;

организовывать совместную работу родителей с педагогом- психологом по проблема адаптации ребенка;

оказывать поддержку обучающимся, которые претендуют на аттестат особого образца, медаль.

                                                                 Рекомендации педагогам

важно увидеть, насколько значима для подростка проблема приобретения статуса среди сверстников, вхождения в новый коллектив;

необходимо учитывать резкую смену критериев оценки знаний обучающихся, понимать, поддерживать, поощрять;

правильно и своевременно реагировать на изменения в самооценке обучающихся, выявлять их причины;

видеть в старшекласснике соратника, консультировать, направлять, корректировать;

не перегружать интеллектуально, аргументировать требования, мотивировать обучающихся на построение профессионального будущего.