Памятка педагогам. Признаки жестокого обращения.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними до 18 лет) включает в себя любую форму недопустимого обращения со стороны сверстников, родственников (родителей, братьев, сестер, других членов семьи), опекунов, попечителей, педагогов, воспитателей, представителей органов правопорядка.

ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку кем-либо физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, отставания в развитии. К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Возможные признаки физического насилия:

  • Множественные специфические повреждения (отпечатки пальцев, ремня, ожоги, кровоизлияние в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые зубы, разрывы во рту и т.д.);
  • признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид); стремление скрыть причину повреждений и травм, отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реагирование на боль;
  • задержка физического развития;
  • боязнь идти домой после школы;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;
  • псевдовзрослое поведение;
  • заискивание, чрезмерная уступчивость; лживость, воровство;
  • жестокое обращение с животными.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Возможные признаки психического насилия:

  • беспокойство или тревожность, нарушение сна, нарушение аппетита;
  • длительное подавленное состояние;
  • склонность к уединению, агрессивность, угрозы или попытки суицида;
  • чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
  • неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, низкая самооценка;
  • плохая успеваемость.

Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должной заботы о ребенке и контроля за удовлетворением его потребностей (в питании, одежде, средствах гигиены, жилье, образовании, медицинском обслуживании, досуге и пр.); отсутствие теплого эмоционального контакта с ребенком, в результате чего подрывается его психологическое состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Возможные признаки пренебрежения нуждами ребенка

  • одежда не по сезону и не по размеру; запущенный внешний вид (плохо пахнет);
  • социальные заболевания (педикулез и др.);
  • ребенок имеет нелеченые заболевания;
  • длительное пребывание на улице в неподходящее время или после школы;
  • ранние сексуальные контакты и др.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия.

Возможные признаки сексуального насилия

  • Резкие изменения веса (потеря или прибавка); замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи, ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
  • изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей в игре, в общении) либо регрессивное поведение (проявление форм поведения, характерных для более младшего возраста);
  • несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
  • беспричинные нервно-психические расстройства, депрессия;
  • суицидальные попытки или высказывания.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЕСЛИ

Младший школьник вдруг стал…

  • скрытен, замкнулся;
  • раздражительным и агрессивным;
  • бояться идти домой после школы или, наоборот, идти в школу,
  • выходить на улицу;
  • плохо учиться;
  • не внимательным, плохо сосредотачивается («находится не здесь»).

Подросток начал…

  • убегать из дома;
  • пропускать занятия в школе;
  • употреблять алкоголь, наркотики и пр.;
  • проявлять нестандартное сексуальное поведение;
  • проявлять суицидальное поведение;
  • антиобщественное поведение.