Памятка педагогам. Признаки жестокого обращения.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними до 18 лет) включает в себя любую форму недопустимого обращения со стороны сверстников, родственников (родителей, братьев, сестер, других членов семьи), опекунов, попечителей, педагогов, воспитателей, представителей органов правопорядка.
ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку кем-либо физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, отставания в развитии. К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Возможные признаки физического насилия:
- Множественные специфические повреждения (отпечатки пальцев, ремня, ожоги, кровоизлияние в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые зубы, разрывы во рту и т.д.);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид); стремление скрыть причину повреждений и травм, отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реагирование на боль;
- задержка физического развития;
- боязнь идти домой после школы;
- одиночество, отсутствие друзей;
- болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;
- псевдовзрослое поведение;
- заискивание, чрезмерная уступчивость; лживость, воровство;
- жестокое обращение с животными.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Возможные признаки психического насилия:
- беспокойство или тревожность, нарушение сна, нарушение аппетита;
- длительное подавленное состояние;
- склонность к уединению, агрессивность, угрозы или попытки суицида;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, низкая самооценка;
- плохая успеваемость.
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должной заботы о ребенке и контроля за удовлетворением его потребностей (в питании, одежде, средствах гигиены, жилье, образовании, медицинском обслуживании, досуге и пр.); отсутствие теплого эмоционального контакта с ребенком, в результате чего подрывается его психологическое состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Возможные признаки пренебрежения нуждами ребенка
- одежда не по сезону и не по размеру; запущенный внешний вид (плохо пахнет);
- социальные заболевания (педикулез и др.);
- ребенок имеет нелеченые заболевания;
- длительное пребывание на улице в неподходящее время или после школы;
- ранние сексуальные контакты и др.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия.
Возможные признаки сексуального насилия
- Резкие изменения веса (потеря или прибавка); замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи, ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
- изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей в игре, в общении) либо регрессивное поведение (проявление форм поведения, характерных для более младшего возраста);
- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
- беспричинные нервно-психические расстройства, депрессия;
- суицидальные попытки или высказывания.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЕСЛИ
Младший школьник вдруг стал…
- скрытен, замкнулся;
- раздражительным и агрессивным;
- бояться идти домой после школы или, наоборот, идти в школу,
- выходить на улицу;
- плохо учиться;
- не внимательным, плохо сосредотачивается («находится не здесь»).
Подросток начал…
- убегать из дома;
- пропускать занятия в школе;
- употреблять алкоголь, наркотики и пр.;
- проявлять нестандартное сексуальное поведение;
- проявлять суицидальное поведение;
- антиобщественное поведение.