Памятка педагогам. Признаки суицидального поведения подростков

Памятка педагогам

Признаки суицидального поведения подростка

Что в поведении подростка должно насторожить учителя?

• Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
  • Что делать, если вы заметили признаки суицидального поведения?

    Если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка попробуйте:

    1. Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.

    2. Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

    3. Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженое сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.

    4. Напоминание о значимых для него людях.

    5. Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да».

    6. Прием взвешивания – что сегодня плохо, что сегодня хорошо.

    7. Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).

    8. Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).

    9. Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было… То есть рациональное внушение уверенности.)

    Рекомендации педагогам, работающим с подростками, имеющими суицидально-направленное поведение:

    1. Не акцентируйте внимание класса на поведении данного подростка;

    2. Проявляйте больше эмоционального внимания, тепла и заботы;

    3. Старайтесь как можно лучше понять его проблемы, поговорить о них;

    4. Не делайте негативных замечаний, особенно в присутствии других людей;

    5. Старайтесь не допускать насмешек или негативных высказываний о нем со стороны одноклассников;

    6. Постарайтесь вызвать интерес и привлечь подростка к общественной деятельности, чтобы он почувствовал свою значимость;

    7. При малейшей возможности хвалите ребенка, подчеркивайте его положительные стороны;

    8. Если ученик в свободное время не посещает никаких секций и кружков – помогите ему подобрать занятие, соответствующее его способностям и желаниям;

    9. Дайте рекомендации родителям о том, как им следует изменить свое отношение к ребенку;

    10. Устраивайте по возможности классные вечера, походы в дома культуры, на природу, в кино, возлагая при этом на данного ученика роль вашего незаменимого помощника.