методические рекомендации

Каждый родитель стремится как можно быстрее научить своего ребенка читать. Желание это, безусловно, достойное, ноне стоит торопиться. Ведь хочется, чтобы при чтении ребенок не просто узнавал буквы и переводил их в звуки, слоги и слова, но и понимал то, что прочитал, узнавал с помощью чтения что-то новое для себя, делала выводы, чему-то учился. Справляться со всеми трудностями при чтении ребенку легче в 6-7 летнем возрасте. Для того, чтобы ребенок начал читать. Необходимо сформировать определенные психофизиологические механизмы, которые будут обеспечивать процесс чтения. Этот процесс начинается с узнавания 1-2 букв и произношения вслух обозначаемых ими звуков, слышания и запоминания прочитанного. Затем узнаются, прочитываются и запоминаются следующие буквы до конца слова. Получившиеся звуковые комплексы мысленно соединяются и соотносятся с известными ребенку словами — слово «узнается» и понимается читающим. Как видим, причтении задействованы механизмы зрительного восприятия, памяти, других видов речевой деятельности (говорения и слушания), которые связываются и переплетаются друг с другом. Следовательно, если вы хотите помочь своему ребенку научиться полноценно читать, вам следует начинать с обогащения его словаря, формирования основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), развития слуховой и зрительной памяти и артикуляционного аппарата, а затем уже приступать к изучению букв и правил чтения. Современный метод обучения грамоте, обоснованный и разработанный еще К. Д. Ушинским, предлагает именно такой путь и потому является наиболее удачным и эффективным при обучении чтению и письму. Все буквари и азбуки для массовой школы основаны на этом методе и на сегодняшний день остаются единственными пособиями, действительно позволяющими научить ребенка чтению.

Суть метода заключаетсявследующем:

1.Обучение грамоте начинается с работы со звуком. Ребенок должен понять, что наша речь, слова, которые мы говорим и слышим, — это наборы звуков, за которыми закреплены определенные значения. Упражнения в анализе и синтезе звучащей речи (см. раздел «Слушание») помогают научить слышать и выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, составлять новые слова из уже имеющихся звуков и «записывать» их с помощью схем. Практически все виды упражнений со звуками позволяют поработать и над дикцией, и над формированием связей между речедвигательным и слуховым механизмами. В это же время идет активное развитие устной речи: знакомство с новыми словами, уточнение значения уже известных слов и их сочетаний, устранение просторечных и диалектных слов и оборотов, совершенствование умения рассказывать, пересказывать, описывать. Параллельно осуществляется работа по развитию логического мышления. Ребенок учится наблюдать, сравнивать, разделять на группы, обобщать, находить закономерности и выявлять причинно-следственные связи. От того, насколько качественно проведена работа на этом этапе, зависит успех не только обучения грамоте, но и дальнейшего обучения в целом.

2.После того как ребенок прочно усвоит знания о звуках и научится манипулировать ими, начинается знакомство с гласными буквами (А, О, У, Ы, И, Э). Особенность этих букв заключается в том, что оничитаются так, как называются, То есть, для того чтобы прочитать такую букву, нужно просто ее назвать. Поскольку со звуками этих букв дети часто работали на предыдущем этапе, теперь основное внимание уделяется букве как специальному знаку, принятому для записи соответствующего звука. Там, где раньше ребенок просто начертил бы на схеме красный квадратик или треугольник, обозначающий любой гласный звук, теперь он напишет нужную букву. Дети узнают, что буквы существуют для записи звуков, что они бывают печатные и письменные, заглавные и строчные, знакомятся с правилом об употреблении заглавной буквы в начале предложения и в именах. Продолжается работа по развитию речи, мышления, кругозора.

3. Этап собственно чтения начинается со знакомства с буквами, обозначающими согласные звуки. Здесь все уже не так просто, как на предыдущем этапе, потому что почти все согласные буквы в русском языке могут читаться двояко: например, буква В может обозначать и твердый (В) и мягкий (В') звуки в зависимости от того, какая буква стоит за ней. Названия букв тоже уже не совпа­дают с обозначаемыми звуками: буква называется «эм», а читается (М') или (М)„ Все это ребенок должен понять и хорошо запомнить. Основное правило заключается в следующем: перед гласными А, О, У, Ы, Э согласную букву нужно читать твердо, а перед И, Е, Ё, Ю, Я и b — мягко. Правило это вводится постепенно и так же постепенно отрабатывается. Тексты в букварях составлены так, чтобы в них были только изученные буквы и только в изученных позициях.

Дойдя до этого места, вы уже, наверное, поняли, почему попытки родителей самостоятельно научить ребенка читать приводят в лучшем случае к побуквенному чтению. Чтение — это не называние букв, а их «озвучивание» по определенным правилам. Эти правила, ребенок должен узнавать постепенно, двигаясь от простого к сложному, а такое движение обеспечивают только букварь или азбука, составленныеипроверенные специалистами.

Минимальной единицей чтения является не буква, а открытый слог: согласная + гласная. Ему-то и следует уделять самое пристальное внимание. Объяснив правила чтения согласных, нужно довести их исполнение до автоматизма. Это лучше всего делать, опираясь не на букварную страничку, а на специально составленную слоговую таблицу: (См. Приложение ) Такую таблицу вы можете сделать сами, соблюдая основной принцип и используя те варианты печатных букв, которые приняты в современных букварях. Принцип составления таблицы очень прост: по вертикали вы располагаете изученные согласные, а по горизонтали — гласные буквы. (Буквы можно писать по алфавиту или в том порядке, в котором дети будут их изучать по букварю.) В клетках на пересечениях вписываете получившиеся слоги, исключая те, которые в русском языке не встречаются, например, КЫ, ГЫ и т. п. Если вам удобнее, чтобы таблица была не длинная, а широкая, поменяйте местами гласные и согласные буквы. Такую табличку с несколькими изученными буквами можно быстро чертить от руки каждый раз, когда вы будете заниматься с ребенком, а можно написать сразу все буквы на большом листе плотной бумаги и использовать его постоянно. Добиваясь автоматизма, предлагайте ребенку прочитать слоги в столбцах таблицы сверху вниз и снизу вверх, слева направо и справа налево, вразбивку, в произвольном порядке. Увеличивайте темп. Предложите ребенку поиграть: быстро двигая полоску бумаги или линейку по читаемому столбцу сверху вниз или слева направо, вы будете закрывать слоги, а он должен успевать их прочесть. Однако правила чтения открытого слога не исчерпывают правил русской графики. Ребенок должен еще узнать правила чтения йотированных букв (Е, Ё, Ю, Я), которые в начале слова и после гласных читаются так, как называются (ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА), а после согласных обозначают их мягкость и 1 гласный звук (Э, О, У, А). Затем изучаются Ь как показатель мягкости согласной и разделительный Ъ и Ь. Если ваш ребенок не понял эти правила на уроке, объяснить их несложно. Если после согласной буквы стоит другая согласная или вообще нет других букв, она читается как твердый звук (раньше ставился рядом Ъ): моСТ, ноС. Но ведь есть немало слов с одиночными мягкими звуками: коНЬки, лоСЬ. Чтобы записать и прочитать такие слова, нужно знать букву Ь, которая никакого звука не обозначает, а лишь указывает, как читать предшествующую согласную. Само по себе это правило затруднений обычно не вызывает, но на письме дети часто забывают ставить Ь, поэтому целесообразно дома поупражнять ребенка в записи подобных слов. Полезно давать слова парами (УГОЛ—УГОЛЬ, МЕЛ-МЕЛЬ, ХОР—ХОРЬ, ПЕНКИ-ПЕНЬКИ) и обращать внимание ребенка на то, что слова, отличающиеся одним звуком, имеют совершенно разное значение и, если при записи пропустить Ь, мысль пишущего будет непонятна. Не стоит предлагать для анализа и записи слова, в которых написание и произношение расходятся. (Например: КОСТЯ, ПЕСНЯ, СНЕЖОК. Не зная орфографического правила, ребенок обязательно напишет: КОСЬТЯ, ПЕСЬНЯ, СЬНЕЖОК — и будет прав, потому что с точки зрения звучания слова и известных ему правил записи Ь здесь необходим. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки на этом этапе обучения грамоте, вы должны радоваться тому, что у него хорошо развит фонематический слух и прочно усвоено правило о Ь как показателе мягкости согласных.) Не торопитесь обрушивать на ребенка все многочисленные и противоречивые правила русской орфографии — всему свое время.Не забывайте,что оннаходится еще в самомначале пути.

Что касается правила о разделительных Ъ и Ь, то оно в период обучения грамоте сводится к следующему: каждый из этих знаков выполняет двойную работу — разделяет согласную и йотированную буквы (то есть отменяет правило чтения йотированных после согласных) и указывает, как читать согласную. Например, сочетание ЛЮ мы должны читать по правилу о йотированных буквах: согласный мягкий Л и звук У. Но если между ними стоит Ь, правило отменяется, и мы читаем ЛЬ как мягкий звук и букву Ю как отдельно стоящую (ЙУ). Аналогично в слове СЪЕЛ Ъ показывает, что согласную читаем твердо, а йотированную как два звука. При отработке этого правила дома полезно упражнять детей не только в чтении слов с разделительными Ъ и Ь, но и в их записи. Лучше давать слова или слоги парами: ЛЮ — ЛЬЮ, ВИ — ВЬИ, ТЯ — ТЬЯ, каждый раз оговаривая нужен здесь разделительный b или нет. Хорошо если ребенок вспомнит и назовет слова, в которых встречается записанный слог. Например: ЛЮ — люстра, полю; ЛЬЮ — полью; ВИ — лови, Вика; ВЬИ — соловьи; ТЯ — тянет; ТЬЯ — листья, платья. Аналогично с Ъ: BE — ветер, веревка; ВЪЕ — въезд; ДЕ — дерево; ДЪЕ — подъезд; СЕ — серый; СЪЕ — съел. Легко заметить, что слов с разделительным Ъ значитель­но меньше, поэтому ребенок может легко их запомнить. Если вы видите, что разница между слогами с разделительными Ъ и Ь и без них усвоена достаточно хорошо, попробуйте записать слоги с Ъ и Ь, перемежая их: ВЬИ, ВЪЕ, СЪЕ, СЬЕ, ЛЬЕ, ДЪЕ. Задание ребенку — записать слоги, ставя либо Ъ, либо Ь. При диктовке обязательно подчеркивайте произношением твердость или мягкость согласного. Включите один слог, для записи которого не требуется ни Ъ ни Ь, например СЕ, и посмотрите, как будет реагировать ребенок. Если он задумается и обнаружит подвох (вы ведь нацелили его только на выбор между Ъ и Ь), можете считать свою задачу полностью выполненной и на этом закончить работу над данным правилом.

Вне зависимости от того, читающим или нечитающим пришел ваш ребенок в школу, знания о соотношении звуков и букв в русской графике являются для него новыми и подлежащими усвоению. К концу изучения букваря он должен хорошо знать, что такое звук и буква, уметь правильно произносить звуки и называть буквы, выучить алфавит и читать плавно по слогам, понимая прочитанное, соблюдая интонацию конца предложения, делая паузы на запятых, двоеточии и тире. Кроме того, ребенок должен знать, что означаютвосклицательныйзнак(предложение должно бытьпрочитано с большим чувством) и знак вопроса (нужно читать с вопро­сительнойинтонацией,повышаяголосвконцепредложения).

После того как ребенок усвоил правила чтения букв, начинается работа по совершенствованию техники чтения. В период начального обучения эта работа проводится на уроках классного и внеклассного чтения. Однако без помощи родителей и без тренировок дома навык чтения формируется плохо и медленно. Заметим и то, что полноценный навык чтения не исчерпывается скоростью, а предполагает наличие еще трех качеств: правильности, сознательности и выразительности. К сожалению, и учителя, и родители иногда об этом забывают, направляя всю свою педагогическую энергию на борьбу за«количествослов,прочитанныхза1минуту».

Скорость чтения действительно важна, но если ребенок, прочитав 100 слов в минуту, допустил 10 ошибок, не сделал ни одной паузы даже на границе предложений и не может рассказать о том, чтоонпрочитал,комунужнотакое«чтение»?

Давайте начнем с наиболее важного качества чтения — с сознательности. Сознательность чтения предполагает понимание прочитанного, причем на первых порах — это лишь понимание предметно-фактической стороны (буквальное понимание), а затем уже и подтекста, метафор, авторского отношения, иронии, юмора, общей идеи. Сознательность чтения на уровне слова проявляется в его «узнавании». Мы уже говорили о том, что звучание слова, прочитанного начинающим чтецом, сильно отличается от его обычного звучания, поэтому нередко ребенок прибегает к повтору: «Ко-ш — кош-ка. Кошка!» А иногда не получается и этого, потому что части слова читались так долго и были так оторваны во времени друг от друга, что оперативная память не сумела их сохранить и соединить. В последнем случае нужно наращи­вать скорость чтения, используя слоговую таблицу, а для устранения ненужного повтора можно использовать упражнение, рекомендуемое Ш. А. Амонашвили. Это по сути своей слуховое упражнение, при кото­ром взрослый просит ребенка узнать и назвать слово, произнесенное медленно и растянуто, в темпе начинающего чтеца. Слова можно произносить плавно, по слогам или по слияниям и причитываниям (кош-ка или ко-ш-ка). Если применять это упражнение в период обучения чтению, то целесообразно произносить слова орфографически (то есть так, как они пишутся и как ребенок прочитал бы их).

Сознательность чтения на уровне предложения и текста проверяется с помощью вопросов: «О ком ты прочитал? Как зовут мальчиков?Кудаониотправились?»

Мешать пониманию прочитанного может не только низкая скорость чтения, но и его неправильность, то есть искаженное воспроизведение написанного. Дети довольно часто пытаютсяне читать, а угадыватьслова по первым двум-трем буквам, не дочитывают окончания, меняют формы слов, что, естественно, создает проблемы с пониманием про­читанного. Так же связаны между собой сознательность и выразитель­ность чтения. Если ребенок не соблюдает паузы при чтении, не отде­ляет одно предложение от другого, ему крайне затруднительно разобраться в содержании, поскольку при таком способе чтения связи между отдельными словами, словосочетаниями и предложениями безнадежно теряются. С другой стороны, если ребенок понимает каждое прочитанное им слово, в своем сознании соединяет его с предыдущими, ему легче следить за развитием мысли и соблюдать необходимые паузы и интонацию. Таким образом, сознательность и выразительность не могут существовать друг без друга: соблюдение знаков препинания помогает правильно расставить логические ударения и разобраться в содержании мысли, а понимание содержания, в свою очередь, повышает выразительность чтения.

Из всего вышесказанного вытекают важные ■ выводы, касающи­есясовершенствованиянавыка чтенияв домашних условиях:

1. Нужно стремиться как можно раньше научить ребенка читать плавно, по слогам или целыми словами. Для достижения этой цели следует использовать упражнения со слоговой таблицей. Помимо уже названных видов работы, полезно читать слоги из таблицы так, чтобы из них складывались слова: «А сейчас соберем из слогов слово. Читайте по указке — СА-НИ. Что получилось? (САНИ.) А теперь? КО­НИ, НИ-НА, НА-ТА-ША и т. д.» Если задействовать и отдельные буквы, имеющиеся в вертикальных и горизонтальных строках таблицы, можно таким образом составлять небольшие предложения, например: «У НИНЫ НОТЫ. У НИКИТЫ КОТ.» Вопрос «Что получилось?» в этом случае задавайте в самом конце, а не после каждого слова.

В книге С. Н. Лысенковой «Когда легко учиться» учителям предлагается сделать набор наиболее часто встречающихся слогов, состоящих из 3—4 букв, таких, как ТРА, СТРА, ВРА, СТРО, ПРЕ, СТРЕ и т. п. Эти слоги предлагается читать на скорость в качестве своеобразной зарядки. При регулярном применении дети быстро заучивают их и легко узнают в процессе чтения слов. Хотелось бы лишь добавить, что такое «спортивное» чтение бессмысленных слогов целесообразно дополнять договариванием их до целых слов. Пусть, прочитав такой «сложный» слог, дети вспомнят и назовут слова, в которых онвстречается.(См.Приложение )

В букваре В. Г. Горецкого после чтения слогов с изученной буквой даются слова, разделенные на части специальными пометами. Первый раз ребенок читает слово по слияниям и причитываниям, затем послогам,атретийраз—всесловосразу.Такоеупражнение важно использовать и дома. Сначала с помощью карандашных омет разделите слова на такие части, которые посильны для вашего ребенка, а затем уберите их и попросите читать слова целиком. Например, первичное чтение — КО-Т, О-КУ-НИ, НИ-КИ-ТАВторичное—КОТ,ОКУНИ,НИКИТА.

Вообще многократное перечитывание — самое простое и эффективное упражнение для наращивания скорости чтения, однако «но имеет существенный недостаток — быстро надоедает детям. Поэтому делайте перерывы или используйте разные задания. Например, напишите слова в столбик и читайте вразброс или закрывайте их полоской бумаги (линейкой), как вы это делали при работе со слоговой таблицей, выпишите каждое слово на отдельную полоску бумаги и вынимайте по одному — пусть ребенок читает,носразувсеслово(непослогам!).

2. С первых шагов следует обращать внимание на правильность чтения. Не пропускайте ошибки, просите перечитать еще раз, правильно (как написано), выполняйте специальные упражнения. Например, поиграйте в игру «День и ночь». Когда вы говорите «Ночь!», ребенок должен закрыть глаза, а взрослый в это время заменяет 1 — 2 буквы в только что прочитанном слове. По команде «День!» ребенок открывает глаза и читает новое слово как можно быстрее и без ошибок. За каждую ошибку можно начислять штрафные очки, брать фанты или использовать какое-либо другое игровое «наказание». В такой игре можно использовать те же слова, которые мы брали для манипуляций со звуками. Буквы можно не только заменять (КОТ—КИТ, КУКЛА-КУКЛЫ, ПРИШЛА—ПРОШЛА), но и убирать (ЭКРАН—КРАН, [СМЕХ—МЕХ, ИГРА—ИРА) или добавлять (ЛАПА—ЛАМПА, НОРА— ЯЮРКА). Можно каждый раз «наращивать» исходное слово: ДУБ— ДУБЫ—ДУБОК—ДУБОВЫЙ. Уточняйте значения получившихся слов, спрашивайте, чем, например, отличаются слова «дуб» и «дубок». Дубок — это маленький дуб.) Что значит «дубовый»? (Относящийся к дубу, сделанный из дуба.) Какие слова можно подобрать к слову дубовый»? (Лист, стол, лес.) Исследованиями психологов было установлено, что опытный читатель узнает слово, ориентируясь главным образом на верхние части букв. Полезно потренировать ребенка в таком «угадывании». Например, напишите любое небольшое слово, доступное вашему ребенку на данном этапе, и закройте его нижнюю часть примерно наполовину полоской бумаги или линейкой. Попросите ребенка угадать, какое слово здесь спряталось.

В качестве специального упражнения на правильность чтения можно использовать и прямое задание: «Читай внимательно и правильно,тщательнопроговариваякаждоеслово!В некоторых случаях ребенок может допускать ошибки при чтении не просто из-за невнимательности, а потому, что путает буквы (например, читает Б как Д и наоборот) или имеет недостаточно хорошее развитие артикуляционного аппарата, что иногда не позволяет ему правильно произносить при беглом чтении сложные слоги. Проблемы с дикцией могут тормозить и развитие скорости чтения, поэтому их следует устранить как можно быстрее, лучше всего — еще до поступления ребенка в школу. Если обычная работа с использованием скороговорок, чистоговорок не дает результата,обратитеськлогопеду.

Не жалейте времени на работу над правильностью чтения, поскольку она самым непосредственным образом связана с грамотностью письма. Установлено, что так называемой «врожденной грамотностью» обладают не те дети, которые много читают, а те, которые читают правильно. Поэтому не спешите радоваться высокой скорости чтения, если она сочетается с ошибками. Занимаясь дома,проситеребенкачитатьмедленнее,нобезошибок.

3. Чтение даже одного слова должно быть осознанным. Спрашивайте ребенка о том, что он прочитал и как это понимает. Часто детям бывают непонятны, казалось бы, самые простые слова из букварных текстов: маяк, плотина, экскаватор, плоды и т. п. Поэтому приготовьтесь к тому, чтобы просто и доступно объяснять значения тех или иных слов и выражений. Если при обучении ребенка слушанию вы приучили его спрашивать о тех словах, которые он не понимает, вам будет легче работать и над сознательностью чтения. Снова, как и в разделе, посвященном говорению, советуем приобрести хороший толковый словарь и словарь фразеологический. И не просто приобрести, а активно им пользоваться и приучать к этому ребенка. Тем самым вы окажете ему огромную услугу, потому что умение и привычка пользоваться словарями и другой справочной литературой пригодится не только во время обучения в школе, но и в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

На более поздних этапах обучения, когда ребенок будет читать уже художественные тексты, обязательно обсуждайте с ним прочитанное. Покажите, что вам интересно слушать то, что он читает: реагируйте, комментируйте. Если возникли какие-либо ассоциации или воспоминания, скажите о них. Спросите, понравился ли вашему ребенку прочитанный рассказ или стихотворение, поинтересуйтесь тем, что обсуждали на уроке в классе, к каким выводам пришли. При правильном проведении уроков классного чтения дети должны получать знания о разных литературных жанрах (сказках, баснях, былинах, рассказах, стихотворениях, научно-популярных статьях и т. д.), о наиболее известных писателях и поэтах. Кроме того, вашего ребенка будут учить основам анализа художественного текста, то есть умению понимать то, что не сказано прямо, не лежит на поверхности, а требует размышлений над прочитанным. Приготовьтесь к тому, что некоторые вопросы и задания, содержащиеся в книгах для чтения, потребуют серьезных интеллектуальных усилий и от вас. Не бойтесь показать свою озадаченность, попробуйте порассуждать вслух, еще раз перечитайте текст, посмотрите справочную литературу. Пусть ребенок видит, что небольшой рассказ, который он читал в классе на уроке, заставил задуматься даже вас; пусть видит, как вы действуете и рассуждаете. Не забывайте, что анализ художественного текста — не математичес­кая задача, где нужно получить единственно правильный ответ. Здесь возможны варианты, и каждая точка зрения имеет право на существование, если она обоснована. Варианты основного, «итогового» вопроса, которым обычно заканчивается анализ художественного произведе­ния, звучат примерно так: «Чему учит нас это произведение? О чем заставляет задуматься? Для чего, как вам кажется, автор написал это произведение? О чем он хотел с нами поговорить, какими своими мыслями и чувствами хотел поделиться?» Попробуйте сами ответить на такой вопрос применительно к любому, самому простому художественному тексту, и вы поймете, что это совсем не просто. Не раздражайтесь («Чем только детям головы не забивают!»), а подумайте лучше о том, что вашего ребенка учат читать полноценно, вдумываясь в то, что он читает и извлекает из прочитанного. А литературоведческие знания и умения очень пригодятся ему при изучении литературы в среднем и старшем звене школы. Проявите заинтересованность и покажите свою «открытость» новым знаниям, скажите, что вас такому не учили, с оттенком уважения или «белой зависти», и учитесь вместе с ребенком!

4. Работа над скоростью чтения не должна принимать уродливых форм и превращаться в тупое принудительное перечитывание одного и того же текста. Таким образом можно сформировать только одно качество — стойкое отвращение к чтению и книгам, а заодно и к родителям вместе с учителем, который дает подобные задания. В то же время беглость — важнейшая составляющая навыка чтения, от которой во многом зависят все другие его качества. В исследованиях, проведенных под руководством В. Н. Зайцева, было установлено, что скорость чтения самым непо­средственным образом связана с успешностью обучения. Проанали­зировав школьную документацию, ученые установили, что дети, закончившие начальную школу со скоростью чтения ниже 120 слов вминуту, в дальнейшем становятся «троечниками», а на «4» и «5» успевают в среднем и старшем звене те, кто читал 120—150 слов. Примете эту информацию к сведению и сделайте соответствующие выводы! Эта же лаборатория разработала систему рекомендаций по наращиванию скорости чтения. Суть их сводится к тому, что частые и короткие тренировки (по 5—15 минут несколько раз в течение дня) дают не худший результат, чем одна длительная (читай час!), и при этом не утомляют ребенка и не вызывают сильных отрицательных эмоций. То есть, как только вы замечаете, что ребенок устал, делайте перерыв, но через полчаса попросите его почитать еще минут 5—10. Чем ниже техника чтения, тем короче и чаще должны быть занятия. В домашних условиях хорошо зарекомендовали себя диафильмы, которые показывают ребенку перед сном. Объем текста под каждым кадром невелик и вполне посилен даже для плохо читающего ребенка, а если вы договоритесь читать попеременно (один кадр — он, другой — вы), унегобудетивозможностьнемногоотдохнуть.

Если ребенок читает уже довольно бегло, чтение может становиться более длительным и сопровождаться специальными упражнениями. Это, например, перечитывание одного и того же текста в течение минуты с последующим подсчетом прочитанных слов (каждый раз количество слов будет немного увеличиваться, а скорость чтения — возрастать, так как текст уже знаком). Результативно и многократное чтение какой-либо части текста (абзаца) с последующим переходом на незнакомую часть. В этом случае взрослый просит прочитать заранее намеченную часть текста дважды или трижды, каждый раз давая сигнал «Стоп!», пока ребенок не начнет читать плавно по слогам или целыми словами. После этого ребенок перечитывает еще раз, но сигнала уже не слышит и продолжает читать, переходя на незнакомую часть текста. В этот момент своеобразная инерция «наработанной» скорости позволяет ему прочитать в том же темпе новые слова, которые он читает впервые. И хотя после нескольких слов он вернется к своей обычной скорости, упражнение уже сделало свое дело: ребенок прочел нескольконезнакомыхсловмногобыстрее,чеммогдоэтого.

Можно практиковать дома и самозамеры техники чтения. Ребенку предлагается незнакомый текст, доступный по содержанию, и дается задание читать быстро и правильно в течение минуты. Затем подсчитываются прочитанные слова и задаются вопросы по содержанию. При условии регулярных занятий скорость чтения, будет нарастать довольно быстро, и, проводя такие замеры в конце недели, вы сможете показать ребенку явные и очевидные результаты. Обычно это свидетельство успеха радует и окрыляет его, побуждаякдальнейшемусовершенствованиюнавыка.Однаконе стоит увлекаться «спортивной» стороной дела. Мы уже говорили, что занятия по наращиванию скорости должны сочетаться с работой над правильностью, сознательностью и выразительностью. Кроме того, многие дети болезненно реагируют на проверки беглости чтения: нервничают, волнуются и в результате читают хуже, чем обычно. В некоторых случаях ребенок вообще отказывается читать. Если в домашних условиях такая реакция сохраняется, лучше отказатьсяотподобных упражнений.

5. Уже на этапе чтения предложений нужно обращать внимание на выразительность чтения. Первоначально она будет сводиться, как мы уже говорили, к соблюдению знаков препинания. Заметив, что ребенок читает все подряд, не делая пауз и остановок даже в конце предложения, обратите внимание на сознательность чтения — скорее всего, она нуждается в совершенствовании, то есть ребенок не вдумывается в то, что он читает. Все его интеллектуальные силы уходят на перевод букв в звуки, а осознавать получившееся он уже не успевает. Попросите его читать медленнее, но вдумываясь в каждое слово. Объясните, что точка — это знак, показывающий, что какая-то мысль закончилась, значит, надо остановиться и обдумать ее, а потом уже читать дальше. Требуйте повторить или пересказать каждое предложение после его прочтения. После того как вы добьетесь желаемого результата, можно будет переходить к следующему этапу — работе над интонационной выразительностью чтения. Как правило, такое чтение требуется уже при наличии хорошей скорости и правильности и опирается на анализ художественного текста. Работа над интонационной выразительностью ведется на уроках чтения во 2—3-м классах, а также при подготовке и проведении праздников, утренников и других подобных мероприятий. Однако часто задание подготовить выразительное чте­ние или выучить наизусть стихотворение дается на дом. Как правильновыполнять такоезадание?

Во-первых, убедитесь в том, что в классе стихотворение или басня были хорошо разобраны и проанализированы, все слова и выражения ребенку понятны. В идеале уже в классе учитель должен обсудить с детьми, в каком темпе (быстром, медленном, среднем) нужно читать, где и почему потребуется изменить темп, какие чувства нужно постараться передать при чтении, где сделать паузы, на какие слова должно падать логическое ударение. Результатом такого обсуждения становится карандашная разметка текста, в которой стрелками показано повышение или понижение голоса, одной или двумя вертикальными чертами — короткая или длинная пауза, подчеркиванием выделены слова, на которых ставится логическое ударение, сделаны пометы, касающиеся темпа или громкости чтения» Критерием выразительности чтения! является соответствие авторскому замыслу, тем мыслям и чувствам, которые автор хотел передать читателям. Поэтому нельзя требовать выразительно прочитать произведение, которое не было предварительно проанализировано и разобрано.

Начнитеработусперечитываниястихотворенияилибасним беседыпо содержанию, уточните,что обсуждалось в классе.Если предварительнаяработа по каким-либо причинамне была проведе­на, спросите,какие чувства вызывает это стихотворение, что хотел! передатьавтор.Приподготовкеквыразительномучтениюбасни обсудитехарактерыгероевиотношениекнимавтора.Попытай­тесьопределить,какможнопередатьэтичувства,отношения, особенностихарактераспомощьютемпаигромкостичтения. Сделайтенеобходимыепометы.Затемперечитайтестихотворение по строфами подумайте над тем, какие слова или словосочетания] нужновыделить(ихнедолжнобытьмного),иподчеркнитеих. Длительныепаузыобычно делаются там,где стоят авторские знаки: двоеточие,многоточие, тире.Если вашимненияразошлись,попробуйте«озвучить»обавариантаи]оценить,какой из них лучше доносит до слушателя замысел автора.После этогоребенок долженнесколько разпрочитать текст с учетомсделанныхпомет.Еслискоростьчтенияещенизкаяили ребенок, несмотря на многократное чтение, допускает ошибки, нужно сначала поработать над этим, а затем уже заниматьсявыразительностью.

Призаучивании наизусть работайте по строфам, прочитывая повторяя вслух по две строки, а затем все четверостишие целиком. Старайтесь,чтобыребенокосмысливалто,чтозаучивает.Выучите второечетверостишие,повторитееговместеспервым,итак до конца.Повторив два раза все стихотворение целиком, сделайте перерывначас.Ещеразможноповторитьпередсномиутром, еслиребенокучитсявовторуюсмену.

Работая над чтением или заучиванием басни, помните, что важноне только знание текстаивладениеинтонацией,ноиопределенный артистизм. Лучше всего показать ребенку, как, какимголосом, с какиминюансамиможно прочитать реплики того илииного героя.Детимладшего школьноговозраста легко овладевают навыками выразительного чтения на основе подражания. Справедливости] ради заметим, что имногим взрослым людям легче усвоить какое-; либо действие через его показ,а не через словесное объяснение.

Работанадтехническойсторонойчтениянеисчерпываетзадач обучения чтению в начальной школе. И хотя, по меткому выражению! одного из отечественных методистов, плохое чтение подобно грязному окну, за которым ничего не видно, важно, чтобы у ребенка было еще желание смотреть намир через это окно. К сожалению, нередко даже дети с хорошей техникой чтения не испытывают потребности в чтении, в самостоятельном общении с книгой. Поэтому современная начальная школа видит свою задачу не только в формировании полноценногонавыка чтения,ноив формированииуребенка основ читательской самостоятельности. Этой цели служит система так называемого внеклассного чтения, которая охватывает весь период обучения в начальной школе и предусматривает работу именно с книгой, но не с букварем, учебниками или хрестоматиями.

Всоответствиисэтойсистемойучительдолженнаучитьдетей рассматривать

книгуинаосновеобложки(автор,название,оформление)ииллюстрацийпрогнозировать ее содержание.Учительже знакомит детейсразнымитипамикниг (книжка-театр,сборник,отдельное произведение) и наиболее известными художниками-оформителямидетскойлитературы.Такаяработаспособствуеттому,что мигастановитсяобъектомдеятельностиребенка,ещеневполне радеющегочтением,иформирует умениеориентироватьсявинтересномиразнообразноммирекнигсопоройнавнетекстовые элементы.Подобнаяпервоначальнаяработаскнигойпроводится сейчас уже во многих детских дошкольных учреждениях. Оценить ее эффективностьвыможетеоченьпросто.Есливашребенокпроявляетинтересккнигам,которыеестьувасдома, знаетнаиболее известных авторов произведений для детей, начинает пролистывать и рассматриватькаждуюпопавшуюемув, руки книгу,всев полном порядке.Еслижеегонепривлекаетдажеяркая,красочно оформленнаякнига,тоувасестьповоддлябеспокойства.

Конечно, огромную роль в формировании интересе к книге играют самиродители.Ребеноквидит изамечает малейшиенюансыв введении взрослых. Часто ли вы берете в руки книгу? Как вы это делаете? Имеете ли привычку зачитывать вслух для домашних наиболее интересныеили забавныеместа?Гдеикак хранятсяв вашем доме книги? Дети чрезвычайно склонны к подражанию и копированию поведения взрослых, поэтому очень хорошо, если ваш ребенок будет видеть вас увлеченными чтением, аккуратно и бережно обращающимися с книгой. И напротив, призывы родителей беречь и любить книгу, не подкрепляемые их собственным поведением, обречены на провал, потому что ваш повзрослевший ребенок-школьник быстро уличит вас противоречии между словом и делом. И будет прав. Параллельно с совершенствованием техникичтенияв начальной школеведетсяработапостановлениючитательскойсамостоятельности.Детипродолжаютрасширятьсвойлитературныйкругозор, учатся полноценному пониманию художественного текста, обращаютсяканнотациипривыборекнигидлясамостоятельного знакомятсясдетскойпериодикой,ведутчитательскиедневники. Именно в это времямладших школьников записывают в школьную илиобычнуюдетскуюбиблиотеку.В нашей школьной библиотеке практикуетсяпроведениеуроков внеклассного чтения.

Обычно к такому уроку задается найти и прочитать книгу нового автора или на указанную тему (например сказки Г.Х.Андерсенаили книги о Великой Отечественной войне). Правильно будет, на первых порах найти нужную книгу помогут родители или работники библиотеки, но не следует выполнять эту работу за peбeнка в дальнейшем. Как правило, учитель просит не только прочитать, но и подготовить небольшой рассказ о ней или заполнить а в читательском дневнике. Такое задание должно сопровождаться показом образца выполнения или планом, поскольку и краткий пересказ, и составление отзыва (аннотации) требуют специального обучения и способны вызвать затруднения даже у взрослого человека. Обычно это обучение ложится на плечи родителей, поэтому не пожалейте на совместное составление устного или письменного отзыва, должен назвать произведение, автора и главных героев, предельно кратко изложить содержание и выразить свое отношение к новому. В читательском дневнике можно нарисовать иллюстрации. Кроме того, желательно рассказать о книге так, чтобы другим детям тоже захотелось ее прочитать.

Самое сложное для младшего школьника — кратко изложить содержание книги, так как он привык к подробному пере не владеет навыками «сжатия» текста. При составлении краткого пересказа ориентируйтесь на аннотацию, имеющуюся в книге и научите пользоваться ею ребенка. Убедившись, что он справляетсяссоставлениемотзывасамостоятельно,прекратитепомощь.

Не спешите расстраиваться, если ваш ребенок на первых порах не проявляет особой тяги к чтению. Помните, что низкая техника и существенные затраты энергии мешают ему в полной мере наслаждаться книгой. Только научившись бегло и правильно читать, ваши дочь или сын откроют для себя окно в удивительный мир, полный приключений, смеха и слез, фантазии и самых разнообразных и интересных сведений. Объясните ребенку, что читая те книги, которые «задает» учитель, он знакомится с разными произведениями и их автор яркими, умными и интересными людьми. Совсем необязательно, чтобы книги нравились, ведь нам нравятся не все люди, с которыми мы знакомы. Но только знакомясь с разными людьми, мы можем найти настоящих друзей.

Постарайтесьзаметить,какиекнигивызываютуребенкаинтерес и живой отклик, не навязывайте своих собственных предпочтений. Примитекакдолжное,чтовашемусынуилидочеримогут нравитсядругиекнигииавторы,следите лишь за тем, чтобыих окружали действительнохорошиеидобрыекниги.

Прививая любовь к книге, не переусердствуйте в своих усилиях. Помните, что в школевашребеноккаждыйдень читаетобразцовую художественнуюлитературунаурокахчтения,выполняядомашнее задание,несколько раз перечитывает параграфыв учебниках природоведенияиистории,тоестьондостаточномногочитает, но читает поучебникам.Поэтомулюбоеегостремление дополнительно,в свободное от уроковвремя,обратитьсяккниге телевизору или компьютеру) должно вас радовать.К тому же, с учетомранеесказанного,становитсявполнепонятным(и естественным)стремлениек«легкой»,развлекательнойлитературе, ведьребенокобращаетсякнейвминутыотдыха.

Для чего же нужно учиться читать? Обычно младшие школьники отвечают на этот наэтотвопрос:«Чтобысамомучитатьвывески,разные , объявления, газеты, журналы, книги». Иными словами, для того, чтобы уверенно ориентироваться в окружающем мире. Но это лишь часть истины. Настоящее чтение — это общение через печатное словос самыми разными людьми, это обретение косвенного жизненного опыта и нравственных ориентиров, это способ извлечения нужной и полезной информации, это развлечение, отдых и учение. Чему нужноучитьребенкавмладшемшкольномвозрасте?

Правильно,бегло,сознательноивыразительночитать,ориентироваться в книгах,уметьвыбиратьихвсоответствиисзаданием илисобственнымипотребностями,бережнообращатьсяс книгой, видетьвнейдруга,помощникаиучителя.Крометого, прививатьвкуск хорошей художественнойлитературе,опираясь на читательскиепредпочтенияребенка.Наилучшим образом сумеют добиться всего этого те родители, которые самиценятилюбятхорошуюкнигу,ориентируютсяв июношеской литературе ивнимательно следят за тем, что читает их ребенок.Есливы не относитесь к числу таковых, то должныпомочь своему ребенку хотя быв овладении технической сторонойчтения.