технологическая карта урока Тема: Ф. Тютчев«Зима недаром злится…» Белокопытова Л.В.

Технологическая карта оурока

ФИО:учителя Белокопытова Л.В.

  • Класс: 2

УМК: Школа России

  • Предмет: литературное чтение
  • Тема: Ф. Тютчев«Зима недаром злится…»
  • Тип урока: урок открытия нового знания
  • Цель: формирование образовательных компетенций учащихся (коммуникативных, информационных, рефлексивных) через реализацию работы с художественным словом
  • Оборудование:иллюстрации по теме «Весна» разного настроения, карточки со знаками-символами «Улыбающееся лицо» и «Грустное лицо», портрет Ф.Тютчева, учебник «Литературное чтение» авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина, 2 класс (УМК «Школа России»).
  • *Планируемые результаты
  • Предметные знания, предметные действия
  • УУД
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные
  • личностные
    • 1. Развитие мышления, памяти, внимания;
    • 2. Развитие умения выбирать средства работы соразмерно целям и задачам урока;
    • 3. Развитие умения анализировать текст;
    • Совершенствование навыка правильного выразительного чтения;
    1. Развитие умения работать с информацией 2. Развитие умения осуществлять поиск, подбор, анализ и синтез информации 3. Формирование способности подбора доказательств к информации

    4. Развитие операций мышления, сравнения, сопоставления, выделения главного и обобщения информации

    5. Способность формулировать тему и цели урока

    6. Формирование строить речевое высказывание

    1. Ориентироваться в своей системе знаний; 2. осуществлять анализ объектов; 3. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    4.преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

    • 1. Формирование умения слушать собеседника
    • 2. Формировать умение оформлять монологическую и диалогическую речь;
    • 3. Формирование умения активного сотрудничества с учителем и сверстниками;
    • 4. Формирование умения излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
    1. Воспитание ценностного отношения к учебной деятельности; 2. Воспитания чувства гордости за родной язык;

    3. Ориентация на понимания условий успешности

    учебной деятельности;

    4. Воспитание чуткого и бережного отношения

    к художественному слову.

    • Ход урока
    • Название
    • этапа урока
    • Задача, которая должна быть
    • решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)
    • Формы организации деятельности учащихся
    • Действия учителя по организации деятельности учащихся
    • Действия учащихся (предметные, познавательные,
    • регулятивные)
    • Диагностика
    • достижения планируемых результатов урока
      • Оргмомент
    • Проверить готовность к восприятию нового знания
    • Приветствие. Проверка рабочего места. Посадка.
    • Организует создание рабочей атмосферы
    • Входят в рабочее состояние

      • Мотивационный
    • Создать эмоциональный настрой на восприятие нового знания;
    • Провести подготовку к актуализации учебной деятельности и получению нового знания;
    • Стимулировать внутреннюю потребность в получении нового знания (технология «хочу»)
    • Поставить цель урока.
    • Наглядный метод:
    • - Рассмотрите выставку иллюстраций
    • - Какое время года изображено на этих иллюстрациях? (весна)
    • Словесный метод:
    • - Что общего в этих изображениях? (одно время года)
    • - Чем отличаются эти изображения? (разное настроение)
    • - Подберите карточку со знаком-символом к каждой иллюстрации.
    • - Почему вы так распределили эти символы? Какие признаки вам помогли понять настроение картины?
    • - Эти картины помогут нам понять, о чем сегодня мы будем читать.
    • Организует анализ визуальной информации;
    • Организует выделение главного в информации;
    • Подводит к алгоритму оценки информации и подбору доказательств.
    • Воспринимают визуальную информацию;
    • Анализируют и выделяют главное;
    • Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.
    • Личностные: мотивация, осознание смысла(смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности.

      Регулятивные:

      Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание.

      Коммуникативные:

      оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем.

      Познавательные:

      Анализ визуальной информации, выделение главного в информации.

      • Актуализация и фиксирование индивидуаль-
      • ного затруднения нения в пробном действии
    • Актуализировать знания;
    • Зафиксировать индивидуальное затруднение (технология «надо» и «могу»);
    • Организовать понимание следующих шагов к расширению темы урока;
    • Спланировать логическую цепочку дальнейших учебных действий.
    • Словесный метод:
    • - Вспомните стихи о весне, которые мы читали.
    • - Назовите авторов.
    • - Прочитайте стихи, которые мы учили.
    • - По вашему мнению, у кого стихи звучали более выразительно?
    • - Послушайте стихотворение в лучшем исполнении.
    • - Какой знак-символ можно присвоить этому стихотворению? Почему вы так считаете?
    • Организует подачу разноуровневого материала;
    • Организует обсуждение информации;
    • Организует выполнение пробного действия;
      • Определяет уровень успешности действия и выявляет типичные ошибки;
      • Организует актуализацию знаний в достижении учебных целей.
    • Демонстрирует уровень знаний;
    • Высказывает свой взгляд на учебную проблему;
    • Обсуждают качества пробного действия;
      • Дают оценку учебной деятельности.
    • Личностные:
    • Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка.
    • Регулятивные:
    • контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания.
    • Коммуникативные:
    • организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания.
    • Познавательные:
    • смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий.
      • Выявление места и причин затруднения
    • Сформулировать затруднение;
    • Зафиксировать затруднение и его причины во внешней речи;
    • Организовать плавное вхождение в тему урока;
    • Организовать дальнейшие учебные действия.
    • - Эти стихи сейчас звучали о весне. Но сегодня в нашем стихотворении будут звучать слова не только о весне. Догадайтесь, о чем еще?
    • Ветви белой краской разукрашу,
    • Брошу серебро на крышу вашу.
    • Теплые весной придут ветра
    • И меня прогонят со двора.(зима)
    • - По каким признакам вы догадались, что это зима?
    • Словесный метод:
    • - Да, сегодня мы читаем стихотворение Ф.Тютчева(портрет поэта на доске) о встрече зимы и весны. Много прекрасных стихов написано этим великим поэтом. Он тонко чувствует, понимает природу. Она для него живая и интересная. Всю свою любовь к природе он пытается донести до читателя в своих стихах.
    • Организует фиксацию места затруднения;
    • Выявляет причины затруднения и организует их перевод во внешнюю речь;
    • Организует уточнение темы урока;
    • Ставит проблемный вопрос.
    • Определяют место затруднения;
    • Проговаривают причину затруднения;
    • Формулируют более полное и точное определение темы урока;
    • Отвечают на проблемный вопрос;
    • Приводят доказательства для подтверждения своей точки зрения.
    • Личностные:
    • актуализация смысловой ценности темы в учебной деятельности, интерес к художественному слову, эстетическая ориентация.
    • Регулятивные:
    • целеполагание, определение последовательности целей соразмерно результату.
    • Коммуникативные:
    • умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему.
    • Познавательные:
    • самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и анализ необходимой информации, преобразование информации в систему аргументов, связывание процесса и результатов учебной деятельности.
      • Построение проекта выхода из затруднения и открытия нового знания
    • Сформулировать пути достижения цели урока;
    • Выстроить цепь совместных учебных действий;
    • Определить возможные пути выхода из затруднения.
    • Первичное восприятие стихотворения (эталонное чтение учителя).
    • - Определите знак-символ этого стихотворения. Почему вы выбрали именно этот символ? Какие слова и выражения помогли вам это понять?
    • - Понравилось ли вам стихотворение? Что понравилось больше всего?
    • Организует выход из затруднения;
    • Определяет логическую цепь учебных действий;
    • Выдвигает эталон прочтения;
    • Создает эмоциональное восприятие текста.
    • Формирует для себя эталон прочтения;
    • Воспринимает эмоциональное настроение стихотворения;
    • Осуществляет первичный анализ содержания нового знания;
    • Высказывает свой взгляд на проблему.
    • Личностные:
    • эмоциональная основа усвоения содержания учебной деятельности, нравственно-оценочное восприятие информации.
    • Регулятивные:
    • целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция.
    • Коммуникативные:
    • активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
    • Познавательные:
    • выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выявления их признаков, сравнение признаков, выделение существенного в объекте.
      • Реализация проекта
    • Организовать осуществление проекта согласно плану;
    • Ввести новое знание во внешнюю речь;
    • Устранить затруднение;
    • Организовать анализ информации и поиск существенных признаков объекта.
    • Работа с текстом (выборочное чтение):
    • - Прочитайте первые два четверостишия.
    • - Почему злится Зима? Докажи это.
    • - Прочитаем дальше.
    • - Что делает Зима?
    • - Что делает Весна?
    • - Найдите слова, которые описывают действия Зимы…Весны. Сравните эти слова. Какие они?
    • - Как автор называет Зиму?
    • - Какая Весна?
    • - Для поэта Зима и Весна живые. Подтвердите это словами из текста.
    • Организует анализ информации;
    • Организует поиск существенных признаков объекта;
    • Подводит к осознанию главного в информации;
    • Организует выдвижение и доказательство гипотез.
    • Осуществляет анализ текста;
    • Проводит подбор информации согласно поставленным задачам;
    • Высказывает свою гипотезу и доказывает ее;
    • Отрабатывает алгоритм работы с текстом.
    • Личностные:
    • Соотнесение событий со своей точкой зрения, выделение эстетических аспектов событий, восприятие содержания объекта исходя из личностных ценностей.
    • Регулятивные:
    • составление плана и последовательности учебных действий, прогнозирование результата, смыслообразование, осознание качества усвоения информации.
    • Коммуникативные:
    • активное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформление своей точки зрения во внешней речи, выдвижение аргумента, организация диалогической речи, постановка вопросов.
    • Познавательные:
    • поиск, выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективного способа решения проблемы, контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности, установление причинно-следственных связей.
      • Первичное закрепление
    • Организовать усвоение учащимися нового знания;
    • Сформировать логическую цепь учебных действий по оформлению нового знания во внешней речи;
    • Создать алгоритм учебных действий.
    • Работа с текстом:
    • - Прочитаем четверостишие. Где надо сделать паузу?
    • - Какие строки надо читать без остановки в конце строки?
    • (аналогично разбираем другие четверостишия)
    • Организует постановку проблемы;
    • Задает алгоритм преодоления индивидуального затруднения;
    • Создает условия нахождения путей решения проблемной ситуации;
    • Подводит к глубокому пониманию текста.
    • Осуществляет поиск путей решения проблемы;
    • Определяет главное в информации;
    • Совершенствует технику выразительного чтения.
    • Личностные:
    • смыслообразование, осознание значимости результата учебной деятельности, эстетическая ориентация усваиваемой информации.
    • Регулятивные:
    • целеполагание, планирование последовательности действий, прогнозирование результата учебной деятельности, контроль корректировка учебных действий, саморегуляция.
    • Коммуникативные:
    • планирование учебного сотрудничества с учителем, принятие решения и его реализация, постановка вопросов, оформление аргументированного высказывания.
    • Познавательные:
    • анализ объектов с целью выделения их признаков, поиск и выделение информации в зависимости от задачи.
      • Самостоятельная работа
    • Построить логическую цепь учебных действий по усвоению нового знания;
    • Задать алгоритм самостоятельной работы;
    • Организовать проверку и самопроверку.
    • - Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, расставляя верно паузы и логические ударения.
    • - Прочитайте друг другу.
    • - Понравилось ли чтение? Чем?
    • Организует самостоятельную работу учащихся;
    • Задает алгоритм учебных действий;
    • Ставит проблемный вопрос;
    • Подводит к применению нового знания во внешней речи;
    • Организует проверку и самопроверку.
    • Осуществляет самостоятельную работу по овладению новым знанием;
    • Работает над аспектами выразительности чтения;
    • Решает проблемную ситуацию;
    • Осуществляет проверку и самопроверку.
    • Личностные:
    • личностное самоопределение, мотивация учебной деятельности, самооценка.
    • Регулятивные:
    • саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы.
    • Коммуникативные:
    • Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера,
    • Оформление диалогической речи.
    • Познавательные:
    • самостоятельное достижение цели, анализ информации, выявление существенных признаков в объекте, сравнение с эталоном, выявление отклонений от пути достижения конечного результата.
      • Закрепление нового знания
    • Организовать условия достижения результата;
    • Организовать устранение отклонений от заданного пути достижения результата;
    • Повысить степень усвоения нового знания;
    • Обеспечить включение нового знания в систему знаний.
    • - Прошу прочитать выразительно тебя…(опрос нескольких учеников).
    • - Кому лучше удалось передать настроение автора?
    • - Чье прочтение стало более выразительным и точным?
    • - Почему вы так считаете?
    • Организует работу для более глубокого усвоения нового знания;
    • Проводит анализ информации;
    • Подводит к выдвижению аргументов;
    • Проводит работу над ошибками и устраняет отклонения от эталона.
    • Осуществляет многократное прочтение стихотворения;
    • Воспринимает текст во внутренней и внешней речи;
    • Проводит сравнительный анализ информации;
    • Устраняет ошибки и отклонения от эталона.
    • Личностные:
    • смыслообразование, установка связи мотива и результата учебной деятельности, ориентация на ценностную значимость учебной деятельности.
    • Регулятивные:
    • целеполагание, прогнозирование уровня усвоения знаний, контроль и коррекция реализации плана, сопоставление и определение способа действия в случае возникновения отклонений от эталона,
    • Коммуникативные:
    • активное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия, принятие решения и его реализация, оформление аргументированного высказывания, владение монологической и диалогической речью, произвольное построение речевого высказывания.
    • Познавательные:
    • выбор наиболее эффективных способов достижения конечного результата, выбор оснований и критериев для сравнения объектов знания, осознанное смысловое чтение в зависимости от цели, синтез и встраивание частей в целое.
      • Рефлексия учебной деятельности
    • Зафиксировать результата учебной деятельности;
    • Оценить степень успешности овладения новым знанием;
    • Организовать проведение самооценки учащимися.
    • - Назовите автора, стихотворение которого мы сегодня читали.
    • - О чем это стихотворение?
    • - Чем понравилось и запомнилось это стихотворение?
    • - Какие другие стихи этого автора мы читали?
    • - Какие стихи о природе вы помните и любите?
    • - Для вас это стихотворение может стать любимым? Почему?
    • Организует фиксацию нового знания с помощью итоговых вопросов;
    • Встраивает новое знание в систему знаний;
    • Организует самооценку учебной деятельности и конечного результата.
    • Показывает уровень усвоения нового знания;
    • Дает самооценку своей деятельности;
    • Сопоставляет цели и результаты учебной деятельности.
    • Личностные:
    • установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение.
    • Регулятивные:
    • Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий.
    • Коммуникативные:
    • активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи.
    • Познавательные:
    • Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.