технологическая карта урока Тема: Ф. Тютчев«Зима недаром злится…» Белокопытова Л.В.
Технологическая карта оурока
ФИО:учителя Белокопытова Л.В.
- Класс: 2
УМК: Школа России
- Предмет: литературное чтение
- Тема: Ф. Тютчев«Зима недаром злится…»
- Тип урока: урок открытия нового знания
- Цель: формирование образовательных компетенций учащихся (коммуникативных, информационных, рефлексивных) через реализацию работы с художественным словом
- Оборудование:иллюстрации по теме «Весна» разного настроения, карточки со знаками-символами «Улыбающееся лицо» и «Грустное лицо», портрет Ф.Тютчева, учебник «Литературное чтение» авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина, 2 класс (УМК «Школа России»).
- *Планируемые результаты
- Предметные знания, предметные действия
- УУД
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
- личностные
- 1. Развитие мышления, памяти, внимания;
- 2. Развитие умения выбирать средства работы соразмерно целям и задачам урока;
- 3. Развитие умения анализировать текст;
- Совершенствование навыка правильного выразительного чтения;
- 1. Формирование умения слушать собеседника
- 2. Формировать умение оформлять монологическую и диалогическую речь;
- 3. Формирование умения активного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- 4. Формирование умения излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
- Ход урока
- Название
- этапа урока
- Задача, которая должна быть
- решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)
- Формы организации деятельности учащихся
- Действия учителя по организации деятельности учащихся
- Действия учащихся (предметные, познавательные,
- регулятивные)
- Диагностика
- достижения планируемых результатов урока
- Оргмомент
- Проверить готовность к восприятию нового знания
- Приветствие. Проверка рабочего места. Посадка.
- Организует создание рабочей атмосферы
- Входят в рабочее состояние
- Мотивационный
- Создать эмоциональный настрой на восприятие нового знания;
- Провести подготовку к актуализации учебной деятельности и получению нового знания;
- Стимулировать внутреннюю потребность в получении нового знания (технология «хочу»)
- Поставить цель урока.
- Наглядный метод:
- - Рассмотрите выставку иллюстраций
- - Какое время года изображено на этих иллюстрациях? (весна)
- Словесный метод:
- - Что общего в этих изображениях? (одно время года)
- - Чем отличаются эти изображения? (разное настроение)
- - Подберите карточку со знаком-символом к каждой иллюстрации.
- - Почему вы так распределили эти символы? Какие признаки вам помогли понять настроение картины?
- - Эти картины помогут нам понять, о чем сегодня мы будем читать.
- Организует анализ визуальной информации;
- Организует выделение главного в информации;
- Подводит к алгоритму оценки информации и подбору доказательств.
- Воспринимают визуальную информацию;
- Анализируют и выделяют главное;
- Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.
- Актуализация и фиксирование индивидуаль-
- ного затруднения нения в пробном действии
- Актуализировать знания;
- Зафиксировать индивидуальное затруднение (технология «надо» и «могу»);
- Организовать понимание следующих шагов к расширению темы урока;
- Спланировать логическую цепочку дальнейших учебных действий.
- Словесный метод:
- - Вспомните стихи о весне, которые мы читали.
- - Назовите авторов.
- - Прочитайте стихи, которые мы учили.
- - По вашему мнению, у кого стихи звучали более выразительно?
- - Послушайте стихотворение в лучшем исполнении.
- - Какой знак-символ можно присвоить этому стихотворению? Почему вы так считаете?
- Организует подачу разноуровневого материала;
- Организует обсуждение информации;
- Организует выполнение пробного действия;
- Определяет уровень успешности действия и выявляет типичные ошибки;
- Организует актуализацию знаний в достижении учебных целей.
- Демонстрирует уровень знаний;
- Высказывает свой взгляд на учебную проблему;
- Обсуждают качества пробного действия;
- Дают оценку учебной деятельности.
- Личностные:
- Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка.
- Регулятивные:
- контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания.
- Коммуникативные:
- организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания.
- Познавательные:
- смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий.
- Выявление места и причин затруднения
- Сформулировать затруднение;
- Зафиксировать затруднение и его причины во внешней речи;
- Организовать плавное вхождение в тему урока;
- Организовать дальнейшие учебные действия.
- - Эти стихи сейчас звучали о весне. Но сегодня в нашем стихотворении будут звучать слова не только о весне. Догадайтесь, о чем еще?
- Ветви белой краской разукрашу,
- Брошу серебро на крышу вашу.
- Теплые весной придут ветра
- И меня прогонят со двора.(зима)
- - По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Словесный метод:
- - Да, сегодня мы читаем стихотворение Ф.Тютчева(портрет поэта на доске) о встрече зимы и весны. Много прекрасных стихов написано этим великим поэтом. Он тонко чувствует, понимает природу. Она для него живая и интересная. Всю свою любовь к природе он пытается донести до читателя в своих стихах.
- Организует фиксацию места затруднения;
- Выявляет причины затруднения и организует их перевод во внешнюю речь;
- Организует уточнение темы урока;
- Ставит проблемный вопрос.
- Определяют место затруднения;
- Проговаривают причину затруднения;
- Формулируют более полное и точное определение темы урока;
- Отвечают на проблемный вопрос;
- Приводят доказательства для подтверждения своей точки зрения.
- Личностные:
- актуализация смысловой ценности темы в учебной деятельности, интерес к художественному слову, эстетическая ориентация.
- Регулятивные:
- целеполагание, определение последовательности целей соразмерно результату.
- Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему.
- Познавательные:
- самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и анализ необходимой информации, преобразование информации в систему аргументов, связывание процесса и результатов учебной деятельности.
- Построение проекта выхода из затруднения и открытия нового знания
- Сформулировать пути достижения цели урока;
- Выстроить цепь совместных учебных действий;
- Определить возможные пути выхода из затруднения.
- Первичное восприятие стихотворения (эталонное чтение учителя).
- - Определите знак-символ этого стихотворения. Почему вы выбрали именно этот символ? Какие слова и выражения помогли вам это понять?
- - Понравилось ли вам стихотворение? Что понравилось больше всего?
- Организует выход из затруднения;
- Определяет логическую цепь учебных действий;
- Выдвигает эталон прочтения;
- Создает эмоциональное восприятие текста.
- Формирует для себя эталон прочтения;
- Воспринимает эмоциональное настроение стихотворения;
- Осуществляет первичный анализ содержания нового знания;
- Высказывает свой взгляд на проблему.
- Личностные:
- эмоциональная основа усвоения содержания учебной деятельности, нравственно-оценочное восприятие информации.
- Регулятивные:
- целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция.
- Коммуникативные:
- активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Познавательные:
- выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выявления их признаков, сравнение признаков, выделение существенного в объекте.
- Реализация проекта
- Организовать осуществление проекта согласно плану;
- Ввести новое знание во внешнюю речь;
- Устранить затруднение;
- Организовать анализ информации и поиск существенных признаков объекта.
- Работа с текстом (выборочное чтение):
- - Прочитайте первые два четверостишия.
- - Почему злится Зима? Докажи это.
- - Прочитаем дальше.
- - Что делает Зима?
- - Что делает Весна?
- - Найдите слова, которые описывают действия Зимы…Весны. Сравните эти слова. Какие они?
- - Как автор называет Зиму?
- - Какая Весна?
- - Для поэта Зима и Весна живые. Подтвердите это словами из текста.
- Организует анализ информации;
- Организует поиск существенных признаков объекта;
- Подводит к осознанию главного в информации;
- Организует выдвижение и доказательство гипотез.
- Осуществляет анализ текста;
- Проводит подбор информации согласно поставленным задачам;
- Высказывает свою гипотезу и доказывает ее;
- Отрабатывает алгоритм работы с текстом.
- Личностные:
- Соотнесение событий со своей точкой зрения, выделение эстетических аспектов событий, восприятие содержания объекта исходя из личностных ценностей.
- Регулятивные:
- составление плана и последовательности учебных действий, прогнозирование результата, смыслообразование, осознание качества усвоения информации.
- Коммуникативные:
- активное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформление своей точки зрения во внешней речи, выдвижение аргумента, организация диалогической речи, постановка вопросов.
- Познавательные:
- поиск, выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективного способа решения проблемы, контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности, установление причинно-следственных связей.
- Первичное закрепление
- Организовать усвоение учащимися нового знания;
- Сформировать логическую цепь учебных действий по оформлению нового знания во внешней речи;
- Создать алгоритм учебных действий.
- Работа с текстом:
- - Прочитаем четверостишие. Где надо сделать паузу?
- - Какие строки надо читать без остановки в конце строки?
- (аналогично разбираем другие четверостишия)
- Организует постановку проблемы;
- Задает алгоритм преодоления индивидуального затруднения;
- Создает условия нахождения путей решения проблемной ситуации;
- Подводит к глубокому пониманию текста.
- Осуществляет поиск путей решения проблемы;
- Определяет главное в информации;
- Совершенствует технику выразительного чтения.
- Личностные:
- смыслообразование, осознание значимости результата учебной деятельности, эстетическая ориентация усваиваемой информации.
- Регулятивные:
- целеполагание, планирование последовательности действий, прогнозирование результата учебной деятельности, контроль корректировка учебных действий, саморегуляция.
- Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем, принятие решения и его реализация, постановка вопросов, оформление аргументированного высказывания.
- Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения их признаков, поиск и выделение информации в зависимости от задачи.
- Самостоятельная работа
- Построить логическую цепь учебных действий по усвоению нового знания;
- Задать алгоритм самостоятельной работы;
- Организовать проверку и самопроверку.
- - Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, расставляя верно паузы и логические ударения.
- - Прочитайте друг другу.
- - Понравилось ли чтение? Чем?
- Организует самостоятельную работу учащихся;
- Задает алгоритм учебных действий;
- Ставит проблемный вопрос;
- Подводит к применению нового знания во внешней речи;
- Организует проверку и самопроверку.
- Осуществляет самостоятельную работу по овладению новым знанием;
- Работает над аспектами выразительности чтения;
- Решает проблемную ситуацию;
- Осуществляет проверку и самопроверку.
- Личностные:
- личностное самоопределение, мотивация учебной деятельности, самооценка.
- Регулятивные:
- саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы.
- Коммуникативные:
- Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера,
- Оформление диалогической речи.
- Познавательные:
- самостоятельное достижение цели, анализ информации, выявление существенных признаков в объекте, сравнение с эталоном, выявление отклонений от пути достижения конечного результата.
- Закрепление нового знания
- Организовать условия достижения результата;
- Организовать устранение отклонений от заданного пути достижения результата;
- Повысить степень усвоения нового знания;
- Обеспечить включение нового знания в систему знаний.
- - Прошу прочитать выразительно тебя…(опрос нескольких учеников).
- - Кому лучше удалось передать настроение автора?
- - Чье прочтение стало более выразительным и точным?
- - Почему вы так считаете?
- Организует работу для более глубокого усвоения нового знания;
- Проводит анализ информации;
- Подводит к выдвижению аргументов;
- Проводит работу над ошибками и устраняет отклонения от эталона.
- Осуществляет многократное прочтение стихотворения;
- Воспринимает текст во внутренней и внешней речи;
- Проводит сравнительный анализ информации;
- Устраняет ошибки и отклонения от эталона.
- Личностные:
- смыслообразование, установка связи мотива и результата учебной деятельности, ориентация на ценностную значимость учебной деятельности.
- Регулятивные:
- целеполагание, прогнозирование уровня усвоения знаний, контроль и коррекция реализации плана, сопоставление и определение способа действия в случае возникновения отклонений от эталона,
- Коммуникативные:
- активное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия, принятие решения и его реализация, оформление аргументированного высказывания, владение монологической и диалогической речью, произвольное построение речевого высказывания.
- Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов достижения конечного результата, выбор оснований и критериев для сравнения объектов знания, осознанное смысловое чтение в зависимости от цели, синтез и встраивание частей в целое.
- Рефлексия учебной деятельности
- Зафиксировать результата учебной деятельности;
- Оценить степень успешности овладения новым знанием;
- Организовать проведение самооценки учащимися.
- - Назовите автора, стихотворение которого мы сегодня читали.
- - О чем это стихотворение?
- - Чем понравилось и запомнилось это стихотворение?
- - Какие другие стихи этого автора мы читали?
- - Какие стихи о природе вы помните и любите?
- - Для вас это стихотворение может стать любимым? Почему?
- Организует фиксацию нового знания с помощью итоговых вопросов;
- Встраивает новое знание в систему знаний;
- Организует самооценку учебной деятельности и конечного результата.
- Показывает уровень усвоения нового знания;
- Дает самооценку своей деятельности;
- Сопоставляет цели и результаты учебной деятельности.
- Личностные:
- установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение.
- Регулятивные:
- Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий.
- Коммуникативные:
- активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи.
- Познавательные:
- Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.
| | |||
| | | | |
| 1. Развитие умения работать с информацией 2. Развитие умения осуществлять поиск, подбор, анализ и синтез информации 3. Формирование способности подбора доказательств к информации 4. Развитие операций мышления, сравнения, сопоставления, выделения главного и обобщения информации 5. Способность формулировать тему и цели урока 6. Формирование строить речевое высказывание | 1. Ориентироваться в своей системе знаний; 2. осуществлять анализ объектов; 3. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 4.преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. | | 1. Воспитание ценностного отношения к учебной деятельности; 2. Воспитания чувства гордости за родной язык; 3. Ориентация на понимания условий успешности учебной деятельности; 4. Воспитание чуткого и бережного отношения к художественному слову. |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | Личностные: мотивация, осознание смысла(смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности. Регулятивные: Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание. Коммуникативные: оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем. Познавательные: Анализ визуальной информации, выделение главного в информации. |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |