Технологическая карта логопедического занятия по коррекции звукопроизношения Тема:"Звук [Щ], буква
Логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения
Тема:"Звук [Щ], буква Щ"
Цель: научить детей правильно произносить звук [щ] в речи и соотносить
его с соответствующей буквой Щ.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- коррегировать и развивать слуховое восприятие;
- корригировать речевое дыхание;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык контроля, самоконтроля)
- Развивать зрительное восприятие и внимание на примере работы с буквенным материалом: чтением слов среди букв, чтением слов с наращиванием букв.
образовательные:
- познакомить учащихся и закрепить правильное произношение звука [щ] в речи.
- осуществлять контроль за собственной речью и речью одноклассников.
- работать над совершенствованием навыков словообразования, используя игры: «Назови профессию», «Сделай слово огромным».
- развивать дикцию, связную речь;
- развивать грамматический строй речи;
- развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов; б) анализ и синтез предложений, текста; формировать навыки слогового анализа и синтеза; развивать мелкую моторику; прививать любовь к чтению.
воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям,трудолюбие)
здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- соблюдать режим охраны зрения;
Оборудование: предметные картинки: щетка, туфли, сапоги, ботинки,
зеркало, картинки профессий людей. набор картинок, мяч, на каждого ребёнка – звуковые линейки, карточки с текстом, кружки зелёного цвета.
Ход занятия
| | | |
| Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску посмотрели. | | |
| Ребята, отгадайте загадку. О каком домике идет речь? В этом домике есть красные двери, Рядом с дверями есть белые звери. А те зверушки любят конфеты и плюшки. - А кто живет в этом домике? Выполните упражнения артикуляционной гимнастики вместе со мной. - Чисто в домике у язычка, но вот неприятность, сам-то он измазался, извозился. Язычок взял щетку и начал чистить себя вот так: шч, шч, шч. Давайте поможем язычку, все вместе: шч, шч, шч. К язычку в гости пришел гусь и зашипел на него: ш ш ш ш ш ш. Пошипите, как гусь, а теперь растяните губы в улыбку, при этом ваш язычок подвигается вперед и вместо звука [ш] вы слышите [щ]. Возьмите зеркала. - Итак, когда мы произносим звук щ, наши губы находятся в легкой улыбке, зубы сближены и видны, язык широкий, он поднят к бугоркам за верхними зубами, посредине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту. Гусь пришел не один, посмотрите, что он принес: туфли, сапоги, ботинки (Показ картинок). Что это? (Обувь). Гусь предлагает нам ее почистить. Возьмите щетку( у каждого на столе) и почистите щеткой сначала туфли, при этом произнесите [щ щ щ], затем сапоги:[ щ щ щ] , потом ботинки [щ щ щ]. Если щетка нам нужна для обуви, значит она какая? Если щетка нам нужна для чистки зубов, значит она какая? |
-Согласный, глухой, мягкий
| |
| На доске ряд картинок, в названии которых есть звук Щ. - Запомните картинки, не называя вслух. Картинки открываются, дети проверяют правильность ответов. - Какой звук есть в названиях всех картинок? - Дайте его характеристику. | | |
Закрепление изученного материала. Игра «Кто внимательный?»
| - Я для вас приготовила свои любимые слова. Если вы услышите в них звук Щ, покажите кружок зелёного цвета. Щеночек, светофор, сиреневый, дощечка, сеялка, щупальца, топорище, велосипедный, учащийся, максимальный, помещение, пища, колючий щелкунчик, цапля, шоколад, щепка, щекотка, шапка, уши, щит, щипцы, кошка, помещение. . На доску вывешивается буква Щ. На расчёску Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же! - Буква Щ в этих словах куда – то убежала и они стали непонятными. Догадайтесь, какие это были слова? _ётка, _екотал, _ели, ле_и, _егол, ро_а, _ука, тре_ит, тре_ина, носиль_ик, пла_, я_ик. Освещать – освещение Вращать – (вращение) Прощать – (прощение) Посвящать – (посвящение) Смущать – (смущение) Похищать – (похищение) Угощать – (угощение) Восхищать – (восхищение) Совещаться – (совещание) Возвращаться – (возвращение) Возмущаться – (возмущение) Прощаться – (прощение)
Кто дрессирует животных ?... - Какой согласный звук общий для всех этих слов? Правая рука: кончик указательного пальца щёлкает по большому, затем кончик среднего пальца щёлкает по большому, потом кончик безымянного и, наконец, мизинца. После этого щелчки идут в направлении от мизинца к большому. Точно такие же щелчки делаются левой рукой и двумя руками одновременно. Работа со звуковой линейкой. - Послушайте слова и определите, на каком месте по счёту находится звук Щ. Щенок(1), товарищи(7), часовщик(6), сварщик(5), угощение(4), хвостище(7). (На доске карточки со слогами) - Соберите слова из слогов. Мы работали, устали. На листочках записан текст. Дети его читают. В тексте есть слова, в которых нет буквы Щ. Нужно вставить букву Щ в слова зелёным цветом. Учащиеся пересказывают текст.
| Дети называют слова Освещать – освещение Вращать – (вращение) Прощать – (прощение) Посвящать – (посвящение) Смущать – (смущение) Похищать – (похищение) Угощать – (угощение) Восхищать – (восхищение) Совещаться – (совещание) Возвращаться – (возвращение) Возмущаться – (возмущение) Прощаться – (прощение) Щенок(1), товарищи(7), часовщик(6), сварщик(5), угощение(4), хвостище(7). Дети собирают слова из слогов Дети выполняют упражнения вместе с педагогом. Дети выполняют упражнения вместе с педагогом. Дети выполняют упражнения вместе с педагогом. Дети собирают слова. Летом на даче Лёша любит ходить в ро_у. В ро_е поют _еглы и чижи. За ро_ей чистая речка. В речке плавают ле_и и _уки. Лёша с товари_ами рыбачит на речке. Они ловят _ук и ле_ей на удочку. Дети выполняют. |
|
| Найдите слово среди данных, которое обозначает множество предметов, употреблено во множественном числе. (Защитники) - Отыщите среди букв каждой строчки слова с буквой щ, запишите их в тетрадь. Кто первый? А В А Щ Е Л Ь А Т И К К Д Я Щ Е Р И Ц А М О Г О Р Д С И Щ И РВ Ы | - ящерица -щи | |
| Наше занятие подходит к концу. На сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю по вашим ответам. Продолжите мои высказывания: - Сегодня мы учились произносить звук… - Этот звук… - Я могу назвать слова, содержащие этот звук… - Звук [щ] на письме обозначается буквой … - Слог ща мы пишем с гласной … - Сегодня у меня хорошо получилось… - К следующему занятию я постараюсь … | | |
| | | |