​Технологическая карта логопедического занятия по коррекции звукопроизношения Тема:"Звук [Щ], буква

Логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения

Тема:"Звук [Щ], буква Щ"

Цель: научить детей правильно произносить звук [щ] в речи и соотносить
его с соответствующей буквой Щ.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • коррегировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать речевое дыхание;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык контроля, самоконтроля)
  • Развивать зрительное восприятие и внимание на примере работы с буквенным материалом: чтением слов среди букв, чтением слов с наращиванием букв.

образовательные:

  • познакомить учащихся и закрепить правильное произношение звука [щ] в речи.
  • осуществлять контроль за собственной речью и речью одноклассников.
  • работать над совершенствованием навыков словообразования, используя игры: «Назови профессию», «Сделай слово огромным».
  • развивать дикцию, связную речь;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов; б) анализ и синтез предложений, текста; формировать навыки слогового анализа и синтеза; развивать мелкую моторику; прививать любовь к чтению.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям,трудолюбие)

здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • соблюдать режим охраны зрения;

Оборудование: предметные картинки: щетка, туфли, сапоги, ботинки,
зеркало, картинки профессий людей. набор картинок, мяч, на каждого ребёнка – звуковые линейки, карточки с текстом, кружки зелёного цвета.

Ход занятия

  • Этапы и виды работы на этапе
  • Деятельность педагога
  • Деятельность ребенка
  • Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
    • I.Оргмомент
    Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели

    И на доску посмотрели.

  • Организовать ребенка, настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
    • II. Актуализация знаний
    Ребята, отгадайте загадку. О каком домике идет речь?
    В этом домике есть красные двери,
    Рядом с дверями есть белые звери.
    А те зверушки любят конфеты и плюшки. - А кто живет в этом домике?
    Выполните упражнения артикуляционной гимнастики вместе со мной.

    - Чисто в домике у язычка, но вот неприятность, сам-то он измазался, извозился. Язычок взял щетку и начал чистить себя вот так: шч, шч, шч. Давайте поможем язычку, все вместе: шч, шч, шч. К язычку в гости пришел гусь и зашипел на него: ш ш ш ш ш ш. Пошипите, как гусь, а теперь растяните губы в улыбку, при этом ваш язычок подвигается вперед и вместо звука [ш] вы слышите [щ].

    Возьмите зеркала.

    - Итак, когда мы произносим звук щ, наши губы находятся в легкой улыбке, зубы сближены и видны, язык широкий, он поднят к бугоркам за верхними зубами, посредине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
    Охарактеризуем этот звук.

    Гусь пришел не один, посмотрите, что он принес: туфли, сапоги, ботинки (Показ картинок). Что это? (Обувь). Гусь предлагает нам ее почистить. Возьмите щетку( у каждого на столе) и почистите щеткой сначала туфли, при этом произнесите [щ щ щ], затем сапоги:[ щ щ щ] , потом ботинки [щ щ щ].

    Если щетка нам нужна для обуви, значит она какая? Если щетка нам нужна для чистки зубов, значит она какая?
    Если щетка нам нужна для платья, значит она какая?

    • -Рот
    -Язык, язычок

    -Согласный, глухой, мягкий

    • -Обувная
      -Зубная
    • -Платяная
  • Формировать правильную артикуляцию, правильный выдох.
  • Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию.
  • Актуализировать знания по теме.
  • Обогащать словарь по теме.
  • Формировать навык образования относительных прилагательных.
    • Изучение нового материала.
    • Сообщение темы занятия.
    На доске ряд картинок, в названии которых есть звук Щ. - Запомните картинки, не называя вслух. Картинки открываются, дети проверяют правильность ответов.

    - Какой звук есть в названиях всех картинок?

    - Дайте его характеристику.

  • дети запоминают картинки, картинки закрываются, затем дети воспроизводят их по памяти слева направо и справа налево.
  • Щ.
  • -Согласный, есть преграда – язык, голоса нет, мягкий, глухой, непарный, обозначается зелёным цветом. При произношении звука [Щ] губки округлены.
  • Определить уровень осведомленности детей о правильном произношении звука Щ.Развивать связную речь.
  • Закрепление изученного материала. Игра «Кто внимательный?»
    • Знакомство с буквой.
    • Чтение слов.
    • Игра с мячом «Эхо».
    • Игра «Сделай слово огромным»
    Игра « Кто это - назови профессию» (Показ картинок)
    • Развитие мелкой моторики – «Щелчки».
    • Анализ и синтез слов.
    • Слоговой анализ и синтез слов.
    • Динамическая пауза.
    • Речедвигательгая ритмика
    • Анализ и синтез предложений, текста.
    • Зрительная гимнастика
    - Я для вас приготовила свои любимые слова. Если вы услышите в них звук Щ, покажите кружок зелёного цвета. Щеночек, светофор, сиреневый, дощечка, сеялка, щупальца, топорище, велосипедный, учащийся, максимальный, помещение, пища, колючий щелкунчик, цапля, шоколад, щепка, щекотка, шапка, уши, щит, щипцы, кошка, помещение. .

    На доску вывешивается буква Щ.

    На расчёску Щ похожа.

    Три зубца всего?

    Ну что же!

    - Буква Щ в этих словах куда – то убежала и они стали непонятными. Догадайтесь, какие это были слова?

    _ётка, _екотал, _ели, ле_и, _егол, ро_а, _ука, тре_ит, тре_ина, носиль_ик, пла_, я_ик.

    Освещать – освещение

    Вращать – (вращение)

    Прощать – (прощение)

    Посвящать – (посвящение)

    Смущать – (смущение)

    Похищать – (похищение)

    Угощать – (угощение)

    Восхищать – (восхищение)

    Совещаться – (совещание)

    Возвращаться – (возвращение)

    Возмущаться – (возмущение)

    Прощаться – (прощение)

    • Кулак…(кулачище)
      Сила…
      Сапог..
      Дом..
      Кот…
      Усы…
      Голос…
      Карман…
      Топор…
      Рука…
      Зубы…
      Губы..
      Нос…

    Кто дрессирует животных ?...
    Работает на экскаваторе…
    Чистит обувь…
    Точит ножи…
    Играет на барабане…
    Регулирует уличное движение…
    Делает кладку из камня…
    Чинит часы…
    Занимается фехтованием….

    - Какой согласный звук общий для всех этих слов?

    Правая рука: кончик указательного пальца щёлкает по большому, затем кончик среднего пальца щёлкает по большому, потом кончик безымянного и, наконец, мизинца. После этого щелчки идут в направлении от мизинца к большому.

    Точно такие же щелчки делаются левой рукой и двумя руками одновременно.

    Работа со звуковой линейкой.

    - Послушайте слова и определите, на каком месте по счёту находится звук Щ.

    Щенок(1), товарищи(7), часовщик(6), сварщик(5), угощение(4), хвостище(7).

    (На доске карточки со слогами)

    - Соберите слова из слогов.

    Мы работали, устали.
    А теперь, ребята, встали.
    Быстро руки вверх подняли,
    В стороны,
    Вперёд, назад.
    Повернулись влево, вправо,
    Поднимите дружно плечи,
    Чтоб работать было легче
    А сейчас вперед прогнитесь
    И носка рукой коснитесь.
    Сели мы за парты смело,
    Надо нам продолжить дело.

    На листочках записан текст. Дети его читают. В тексте есть слова, в которых нет буквы Щ. Нужно вставить букву Щ в слова зелёным цветом. Учащиеся пересказывают текст.

    • Д.Игра. Упражнение.
    Дети называют слова

    Освещать – освещение

    Вращать – (вращение)

    Прощать – (прощение)

    Посвящать – (посвящение)

    Смущать – (смущение)

    Похищать – (похищение)

    Угощать – (угощение)

    Восхищать – (восхищение)

    Совещаться – (совещание)

    Возвращаться – (возвращение)

    Возмущаться – (возмущение)

    Прощаться – (прощение)

    Щенок(1), товарищи(7), часовщик(6), сварщик(5), угощение(4), хвостище(7).

    Дети собирают слова из слогов

    Дети выполняют упражнения вместе с педагогом.

    Дети выполняют упражнения вместе с педагогом.

    Дети выполняют упражнения вместе с педагогом.

    Дети собирают слова.

    Летом на даче Лёша любит ходить в ро_у. В ро_е поют _еглы и чижи. За ро_ей чистая речка. В речке плавают ле_и и _уки. Лёша с товари_ами рыбачит на речке. Они ловят _ук и ле_ей на удочку.

    Дети выполняют.

    • Развивать фонематическое восприятие
    • Учить соотносить звук с буквой
    • Формировать навык чтения. Закреплять правильное произношение звука в процессе чтения.
    • Формировать навык образования имен существительных.
    • развивать мелкую моторику
    • Формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов
    • Формировать навыки слогового анализа и синтеза
    • Формировать навыки анализ и синтез предложений
    • Развивать фонематическое восприятие, общую моторику, координировать речь с движением.
    • Прививать любовь к чтению.Развивать связную речь.
    • Собдюдать режим охраны зрения.
    • Контроль знаний и умений
    Найдите слово среди данных, которое обозначает множество предметов, употреблено во множественном числе. (Защитники) - Отыщите среди букв каждой строчки слова с буквой щ, запишите их в тетрадь. Кто первый?

    А В А Щ Е Л Ь А

    Т И К К Д Я Щ Е Р И Ц А М

    О Г О Р Д С И Щ И РВ Ы
    М Е А О Б Е Щ А Н И Е

  • -щель
    - ящерица
    -щи
  • -обещание
  • Проконтролировать уровень усвоения.
    • III. Итог занятия
    • Оценка деятельности ребенка.
    Наше занятие подходит к концу. На сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю по вашим ответам. Продолжите мои высказывания: - Сегодня мы учились произносить звук…

    - Этот звук…

    - Я могу назвать слова, содержащие этот звук…

    - Звук [щ] на письме обозначается буквой …

    - Слог ща мы пишем с гласной …

    - Сегодня у меня хорошо получилось…

    - К следующему занятию я постараюсь …

  • Дети отвечают.
  • Обобщить тему урока. Развивать долговременную память. Оценить деятельность детей.
    • Домашнее задание
  • Предлагается домашнее задание по пройденной теме
  • Дети получают домашнее задание
  • Закрепить пройденную тему во время домашних заданий.