Логопедические упражнения на развитие словаря ребенка
Здесь представлены следующие направления работы по развитию словаря ребенка: 1. объяснение смысла слов. 2. глагольный словарь. 3. словарь существительных. 4. словарь прилагательных. Объяснение смысла слов Проще всего начать с объяснения сложных слов: «Почему самолет называется самолетом? Самокат? Самовар?» - Сам летает, сам катается, сам варит чай… Лучше выбирать слова, которые состоят из тех слов, значение которых ребенку уже известно: рыболов – ловит рыбу; спортзал – зал для спорта. Слово для объяснения предъявлять лучше, произнося его по частям, через небольшую паузу: «рыбо лов». После того, как объяснение сложных слов будет освоено, можно переходить к словам, образованным с помощью приставок и суффиксов. А) рыболов, вездеход, ледокол, водопой, снегопад, водопад, листопад, самолет, самовар, самокат, самосвал, сенокос, сеновал, водолаз, скалолаз, пылесос, мясорубка, соковыжималка, бледнолицый, краснокожий, светловолосый… Б) подорожник (по дорожник), подоконник (под оконник), холодильник, снеговик, снежинка, Снегурочка, подосиновик, дождевик, …. Подобные забавы со словами позволяют в дальнейшем избежать множества проблем с усвоением русской орфографии, потому что один из принципов орфографии (морфологический) предполагает, что части слова (корни в том числе) всегда пишутся одинаково, но первым делом, нужно эти самые корни слышать и узнавать в словах. Обогащение словарного запаса ребенка за счет глаголов Способы передвижения животных: Обращаем внимание ребенка на то, что кошки бегают, а птицы летают. По мере того, как у ребенка увеличивается словарный запас, задаем вопрос: «Кто еще летает?» Птицы, бабочки, мухи, жуки, комары, стрекозы – летают Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки – плавают Змеи, гусеницы, черви, ящерицы – ползают Кузнечики, лягушки, зайцы – прыгают Кошки, собаки, лошади, гепарды – бегают. В дальнейшем можно добавить «Кроме животных, кто (что) еще умеет летать, прыгать, плавать…(вертолет, самолет, мячик…) Действия одного и того же животного. Пример: собака стоит, сидит, лежит, спит, бежит, лает, ест, играет. Кто как голос подает В самом начале своего речевого развития ребенок пользуется так называемыми звукоподражаниями, т.е. животных обозначает не именами существительными – кошка, собака – а теми звуками, которые издают эти животные. В дальнейшем звукоподражания заменяются настоящими словами, но очень долго ребенок произносит так: «Собака говорит Гав!» Свяжите два знакомых понятия «Собака» и «говорит» новым понятием «лает». Ребенок: «Собака говорит Гав!» Мама: «Да! Собака лает Гав! А кошка?...»
Что чем делают? Пилой пилят Молотком забивают Топором рубят Ножницами режут Иголкой шьют Ручкой пишут Карандашами рисуют Метлой подметают Лопатой копают Словарь существительных 3 года: одежда, обувь, игрушки, посуда, животные, 4 года: дикие и домашние животные, птицы, фрукты, овощи 5 лет: деревья, ягоды, дикие и домашние птицы, 6 лет: транспорт, инструменты, электроприборы, бытовые приборы, профессии Данное разделение тем по возрастам не значит, что раньше 4-х лет не давать детям слова «береза», «пила»…, если эти понятия встретились в жизни. Точно также не стоит трехлетнему малышу втискивать в голову жуткие слова, значения которых не каждый взрослый знает: «кардиган», «жакет»… (Вообще лучше давать своему ребенку те слова, которыми вы пользуетесь сами, потому что вам с ним жить всю жизнь и желательно понимать друг друга). Возрастные рамки предполагают, что к указанному возрасту ребенок должен знать обобщающее слово, предметы, которые входят в обобщающее понятие и могут исключить лишний предмет. Первоначальное накопление словаря проходит в повседневной жизни: Мама: «Малыш, помоги маме убрать со стола посуду. Тарелки, чашки, блюдца – это посуда. А еще: сахарница, хлебница – тоже посуда, их тоже нужно убрать со стола». Мама: «Сложи свою одежду на стул. Сложил? Молодец! Положи на стул свои носочки, они ведь тоже одежда». В дальнейшем можно поиграть с мячом, как в «Съедобное – несъедобное»: «Я тебе бросаю разные слова, а ты лови только фрукты, а остальные слова не лови». Игра «Кто больше назовет предметов на заданную тему» «Исключение 4-го лишнего» развивает не только словарный запас, но и мышление. Классификация предметов: «Назови одним словом» Группы предметов Одежда: платье, пальто, куртка, шуба, рубашка, майка, брюки, штаны, футболка, кофта, плащ, ветровка, юбка, майка, джинсы, шорты, свитер, трусы, шарф, варежки, перчатки, носки, гольфы, колготки, дождевик, пыльник, кардиган, жакет, пиджак, жилет, комбинезон, купальник, плавки. Головные уборы: шапка, кепка, шляпа, панама, бескозырка, фуражка. Обувь: сапоги, туфли, ботинки, полуботинки, кеды, кроссовки, валенки, сандалии, тапочки, босоножки, галоши, боты, мокасины. Фрукты: яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон, ананас, кокос, киви, слива, абрикос, персик, хурма. Овощи: капуста, огурец, морковь, перец, репа, редька, баклажан, помидор (томат), лук, картофель (картошка), редис (редиска), репа, свекла (свёкла), Ягоды: виноград, клубника, черешня, вишня, крыжовник, малина, смородина, брусника, черника Дикие животные: заяц, лиса, волк, медведь, ёж, барсук, хомяк, хорёк, енот, олень, лось, кабан, ласка, белка, обезьяна, тигр, лев, жираф, буйвол, газель, слон, барс, зубр, рысь, бобр, нутрия, шакал, гиена, леопард, ягуар, гепард, антилопа, крокодил, бегемот, пума, коала, панда, песец, соболь. Домашние животные: корова, коза, лошадь, свинья, кошка, собака, овца, осел, свинья, кролик. Домашние птицы: курица, петух, индюк, утка, гусь Дикие птицы: чайка, голубь, ворона, сорока, синица, сокол, ястреб, гриф, орел, воробей, попугай, цапля, страус, колибри, трясогузка, канарейка, павлин, кондор, грач, соловей, кукушка, зяблик, скворец, иволга, удод, чибис, цапля, аист, лебедь. Мебель: стол, стул, кресло, диван, шкаф, кровать, сервант, комод, табурет, скамейка, лавка, полка, буфет, сервант, секретер, бюро, пуфик, тахта, софа, кушетка, колыбель, люлька. Транспорт: машина, автомобиль, самосвал, грузовик, автобус, трамвай, троллейбус, метро, поезд, самолет, пароход, электричка, аэроплан, лодка, велосипед, корабль, теплоход, шхуна, фрегат, яхта, баржа, самокат, скутер. Посуда: тарелка, вилка, ложка, нож, чайник, чашка, стакан, блюдце, сковорода, кастрюля, дуршлаг, бокал, фужер, самовар Игрушки: кукла, машинка, мишка, зайчик, пирамидка, мяч, юла, скакалка, кубики, Деревья: береза, ель, сосна, дуб, ива, тополь, яблоня, сирень, груша, каштан, кедр, пихта, кипарис, пальма, клён, черёмуха, верба, липа, ирга, лиственница Инструменты: пила, топор, молоток, рубанок, клещи, дрель, долото, кисть, мастерок, отвес, напильник, игла, метла, веник, ножницы, лопата, грабли, коловорот, лом, отвертка, клещи, кусачки, штангенциркуль. Электрические приборы: пылесос, холодильник, стиральная машина, фен, телевизор, музыкальный центр, магнитофон, видеомагнитофон, дивидиплеер, миксер, блендер, кухонный комбайн, компьютер, ноутбук, принтер, сканер, ксерокс. Профессии: учитель, строитель, врач, ветеринар, парикмахер, продавец, спасатель, писатель, журналист, артист, художник, музыкант, танцор, певец, актёр, дирижёр, билетёр, сапожник, портной, швея, инженер, слесарь, пекарь, аптекарь, звонарь, писарь, библиотекарь, косарь, столяр, булочник, кондитер, кондуктор, водитель (шофёр), маляр, дизайнер, программист, пианист, флейтист, органист, виолончелист, скрипач, трубач, солдат, офицер, артиллерист, танкист, сапёр, шахтёр, кузнец, садовод, доярка, птичница, кинолог. С 4-х лет начинают осознанное изучение названий детенышей. Сначала предлагаются для запоминания слова, которые образуются от той же основы: тигр –тигренок. Позже детеныши домашних животных – они наиболее сложны для образования и запоминания: корова – теленок. Детеныши животных и птиц
А) размер Б) цвет В) вкус Г) антонимы Д) синонимы А)Размер: Понятия «большой – маленький» ребенок усваивает достаточно рано – еще до двух лет. Помочь ему в этом можно изменяя интонацию: «Медведь – большой (произносим басом, как медведь), а мышка – маленькая (высоким голосом, как мышка) Б) Какие ты знаешь цвета? Сначала необходимо научиться соотносить предметы по цвету: «Выбери кубик такого же цвета». «Выбери все кубики одного цвета, потом другого». Первоначально берем 2 цвета, выбираем из них. Затем из трех. Постепенно вводят названия цветов. «Возьми желтый карандаш. Желтый, как солнышко. Какой карандаш ты взял?» - «Желтый» Три первых цвета – основные цвета – красный, желтый, синий. Из каких цветов состоит радуга? Нарисуй (соблюдайте последовательность: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). «Какого цвета небо (синее, голубое, серое…), солнце (желтое, оранжевое, красное…), трава (зеленая, желтая, коричневая…), …». «Какого цвета твоя куртка, шапка, любимая рубашка,… Какого цвета у тебя была вчера рубашка?» Дополнительные цвета: Черная черника, Зеленая зелень, Голубая голубика, Сиреневая сирень, Фиолетовая фиалка, Розовая роза, Малиновая малина, Желтый желток, Коричневая кора, Белая побелка (белила), Синяя синька (слива) В) Каковы продукты на вкус? – соль (соленая), сахар, лимон, лук. (Дайте ребенку попробовать эти продукты) Что ещё бывает соленое, сладкое, кислое, горькое, пресное? Г) Слова – антонимы (противоположные по значению) Предварительно уточнить понимание значений слов «одинаковый», «разный», «похожий», «противоположный». Игра «Скажи наоборот»: «Я говорю хороший, а ты говоришь плохой». Дерево высокое, а кустик – (какой?) – низкий. Слон большой, а мышонок маленький. Дорога широкая, а тропинка узкая. Книга толстая, а тетрадка тонкая. У девочек волосы длинные, а у мальчиков короткие. Ночь темная, а день светлый Большой – маленький. Высокий – низкий. Широкий – узкий. Длинный – короткий. Толстый – тонкий (о книге) Толстый – худой(о человеке) Полный – худой(о человеке) Полный – пустой. Старый – молодой (о человеке) Старый – новый (о журнале) Светлый – темный. Черный – белый. Пушистый – колючий. Гладкий – шершавый. Сладкий – горький. Трудолюбивый – ленивый. Чистый – грязный. Весёлый – грустный. Трусливый – смелый, храбрый. Добрый – злой. Лживый – честный. Умный – глупый. Грубый – вежливый. Болтливый – молчаливый. Сильный – слабый. Горячий – холодный. Яркий – тусклый. … Дикие животные это дикие животные (лиса, белка, заяц, ёж, лось, волк, медведь). Они живут в лесу, поэтому их ещё называют лесными. Они сами заботятся о своих детёнышах, сами добывают себе корм, строят жилища. какого цвета? Многие животные почти всегда одного цвета: лиса – рыжая, медведь – коричневый (бурый). Но у некоторых животных цвет шерсти зимой и летом разный. Заяц зимой белый, а летом – серый. Белка летом рыжая, а зимой – серая. кто где живёт? Белка живёт в дупле. Дупло – это отверстие в стволе дерева. Медведь живёт в берлоге, лиса живёт в норе, волк – в логове. кто чем питается? Животные которые питаются травой, листьями, корой называются травоядными, а животные, которые питаются животными называются хищными. Что ест лиса? Волк, ёж, ……. кого как назовём? Заяц всех боится, значит, он какой? трусливый Лиса осторожно пробирается, значит она какая ? осторожная (хитрая, Медведь любит сладкое (косолапый, неуклюжий, сластёна) У ежа иголки, он какой? Колючий Белка (проворная, быстрая, прыгучая) 6. Угадай кто это? - мохнатый косолапый – (медведь) - серый колючий – (ёж) - рыжая прыгучая – (белка) - рыжая хитрая хищная – (лиса) - серый злой – (волк) И т.д. Загадай мне загадку.(ребенок называет признаки – мама отгадывает) Про ёжика – колючий, маленький… Овощи: План: 1. цвет 2. форма 3. величина (большой – маленький, длинный короткий) 4. вкус (сладкий, горький, кислый, хрустящий, саленный, вкусный) 5. где растёт (овощи – на земле или в земле, фрукты – у нас или в тёплых странах) 6. что можно приготовить (сок, пюре, добавлять в щи, суп, борщ, есть свежим). Загадки: - большой, зелёный, овальный, хрустящий, растёт на земле, едят свежим. (огурец) - зелёная, большая, круглая, хрустящая, растёт на земле, едят свежей. (капуста) - красный, маленький, круглый, вкусный, растёт на земле, едят свежим. (помидор) - красная, большая, круглая, сладкая, растёт в земле, добавляют в борщ. (свёкла) Тема: Посуда Какая посуда бывает? Кастрюля, сковорода, чайник, половник – кухонная посуда Чашка, блюдце, - чайная посуда Вилки, ложки, ножи – столовые приборы Части Кастрюля состоит из: стенок, донышка, ручек и крышки Сковорода: стенки, донышко, ручка Чайник: стенки, донышко, крышка, носик, ручка ФРУКТЫ Придумать загадки про фрукты: жёлтый, кислый, овальный (лимон) большое, красное, вкусное, сладкое (яблоко) большая, треугольная, зелёная, сладкая, вкусная (груша) маленькая, круглая, синяя, сладкая (слива) колючий, овальный, жёлтый, сладкий (ананас) домашние животные Назвать все части тела животного: - корова (копыта, ноги, хвост, туловище, голова, рога_ - лошадь (голова, туловище, копыта, хвост, грива) Какую пользу приносят? - корова даёт молоко - лошадь перевозит людей - свинья даёт мясо - собака охраняет дом - кот ловит мышей - овца даёт шерсть, Кто, где живёт? Лошадь в конюшне Корова в коровнике Овцы в овчарне Свиньи в свинарнике Собака в конуре Кошка в доме Когда собирается много коров – стадо Много лошадей – табун Много овец – отара Много собак – стая Кого я загадала? - голова, туловище, копыта, рога, живёт в коровнике, даёт молоко - голова, туловище, копыта, грива, живёт в конюшне, перевозит людей Кот – кошка – котёнок (пушистый – пушистая- пушистенький) Пёс – собака – щенок (рыжий – рыжая – рыженький) Козёл – коза – козлёнок (серый – серая – серенький) Баран – овца – ягнёнок (белый – белая – беленький) Конь – лошадь – жеребёнок (молодой – молодая – молоденький) Бык – корова – телёнок (чёрный – чёрная – чёрненький) Боров – свинья – поросёнок ( Птицы: 1. покажите птиц, обращая внимание на её характерные признаки: «это синичка, у неё жёлтая грудка с чёрным «галстуком»; это грач, он весь чёрный…..». Покажи и назови птиц. Как называется птица, у которой красная грудка, птицу у которой длинные ноги и длинный клюв…. Как ты догадался, что это снегирь, это грач (ребёнок указывает самые яркие признаки птицы) 2.Части тела У птицы есть две лапки; клюв, которым она клюёт зёрна червяков; два крылышка, хвост; тело покрыто пухом и перьями. Покажи, где у птички клюв, хвост, и т.д. Назови части тела птиц 3. кто как голос подаёт? Ворона кричит «кар». Она каркает. Сова кричит «ух». Она ухает. Воробей «чик – чирик». Он чирикает. Синица – «тинь». Она тинькает. Голубь – «Ур». Воркует. 4. Птицы перелётные и зимующие. Некоторые птицы улетают осенью в тёплые края. Это перелётные птицы: грач, скворец, ласточка, снегирь, и т.д. птицы, которые остаются зимовать в наших краях, - это зимующие птицы: воробьи, синицы, вороны и другие. 5. чей дом? Где живут птицы? (гнёздо – это место для жилья) 6. чем питаются? 7. птенцы. У совы – совёнок У грача – грачонок У вороны воронёнок У аиста – аистёнок У скворца – скворчонок 8. придумаем слова: Если у птицы длинный хвост она – длиннохвостая Если длинные ноги - длинноногая Если чёрные крылья – чернокрылая Если у птицы белые бока – белобокая Если у птицы красная грудка – красногрудая Если у птицы круглая голова – круглоголовая Почему снегиря называют красногрудым? Сороку – длиннохвостой, и т.д. |