​Игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа

При проведении предлагаемых игр можно использовать предметные картинки, игрушки, муляжи. Если ребенку непонятно то или иное слово логопед объясняет его лексическое значение.

Вариант№1

Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ* и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.д.

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

Вариант№2.

Определить первый звук в словах.(В данном случае как вариант приводятся слова со звуком /в/)

Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.

Определить, в каком из двух слов есть звук В.

Волосы — полосы, ворона — корона, вышка — пышка, вагон — загон, вата — хата, волк — полк, корова — корона, волны — полный, сова — сама.

Выделить голосом, «нажать» на звук В.

Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.

Объяснить некоторые слова.

Вариант №3.

Подобрать в рифму названия овощей со звуком К.

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел всё лето урожай. Что собрало— отгадай!

Где весною было пусто, летом выросла... (капуста)

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел... (укроп)

Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку)

От дождя земля намокла, вылезай, толстушка... (свёкла)

Из земли за чуб плутовку тянем, сочную... (морковку)

Надо поклониться низко, чтобы вытащить... (редиску)

Помогает деду внук —собирает с грядок... (лук)

Просит дедушка Федюшку:— Собери ещё... (петрушку)

Вот зелёный толстячок, крупный, гладкий... (кабачок)

И красавец-великан тёмно-синий... (баклажан)

Обратить внимание детей на рифму. Проговорить парами слова: намокла — свёкла, пусто — капуста, лукошко — картошка и т.д