Игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа
При проведении предлагаемых игр можно использовать предметные картинки, игрушки, муляжи. Если ребенку непонятно то или иное слово логопед объясняет его лексическое значение.
Вариант№1
Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ* и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:
А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.д.
Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.
Вариант№2.
Определить первый звук в словах.(В данном случае как вариант приводятся слова со звуком /в/)
Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.
Определить, в каком из двух слов есть звук В.
Волосы — полосы, ворона — корона, вышка — пышка, вагон — загон, вата — хата, волк — полк, корова — корона, волны — полный, сова — сама.
Выделить голосом, «нажать» на звук В.
Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.
Объяснить некоторые слова.
Вариант №3.
Подобрать в рифму названия овощей со звуком К.
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел всё лето урожай. Что собрало— отгадай!
Где весною было пусто, летом выросла... (капуста)
Солнышко светило, чтоб ярче зеленел... (укроп)
Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку)
От дождя земля намокла, вылезай, толстушка... (свёкла)
Из земли за чуб плутовку тянем, сочную... (морковку)
Надо поклониться низко, чтобы вытащить... (редиску)
Помогает деду внук —собирает с грядок... (лук)
Просит дедушка Федюшку:— Собери ещё... (петрушку)
Вот зелёный толстячок, крупный, гладкий... (кабачок)
И красавец-великан тёмно-синий... (баклажан)
Обратить внимание детей на рифму. Проговорить парами слова: намокла — свёкла, пусто — капуста, лукошко — картошка и т.д