Упражнения для укрепления общей моторики при дизартрии у детей с ЗПР

Учитель-логопед МБОУ

Рощинской СОШ №17

Низамутдинова С.Н.

Специальные упражнения для укрепления общей моторики при дизартрии у детей с ЗПР

- упражнения проводятся от 15 минут перед артикуляционной гимнастикой.

«Волчок.» - это упражнение поможет обрести равновесие и лёгкость. И. положение – стоя, руки развести в стороны, ладони вниз – сделать повороты туловища, ног по часовой стрелке в среднем темпе, положение рук не менять. (от 3 х раз)

«Червячок.» Лёжа на коврике, руки вдоль тела, ладони вниз, сделать глубокий вдох и поднять голову и ноги, таз не отрывать от пола ( от 3 х раз).

«Птичка.» - Хорошо устраняет застои в носовых пазухах, осуществляется массаж щитовидной железы. Исх. пол. – стоя на коврике на коленях, руки на поясе чуть – чуть отклонены назад, голова слегка опущена к груди, вдох прогнуться назад – выдох в исходное положение - от 3 х раз.

«Стол.» - упражнение для укрепления иммунной системы . Исх. пол - сидя на полу ( на коврике), ноги слегка разведены, руки около бёдер, пальцы рук направлены вперёд, голова у груди - вдох поднять туловище , опираясь в пол руками и ногами, голову слегка откинуть назад, выдох - в исх. пол.

«Собака.» - укрепляет организм, Исх. пол – лёжа , руками и носками ног опираться в пол, живот поднят над полом, голова откинута слегка назад, вдох, встать на вытянутые руки и ноги, голова внизу между рук – выдох ( от 3 х раз)

Массаж носогубных складок:

1). 5 – 7 движений от ноздрей к уголкам губ (от центра к периферии, сверху – вниз).

2). Лёгкое постукивание сверху – вниз, по носогубным складкам.

3). Зигзаг , сверху – вниз.

4). Пружина, спиралевидные движения.

5). Волнообразные движения.

6). Пощипывания по месту носогубных складок.

7). Закончить на уголках губ – точечный массаж.

Массаж губ:

1)От середины верхней губы к уголкам губ, двумя пальцами.

2)От середины нижней губы к уголкам –

3)На обеих губах, в средней части губ.

4)Спиралевидные движения по верхней губе .

5)Спиралевидные движения по нижней губе.

6)Спиралевидные движения по средней части обеих губ

7)Волнообразное движение по верхней, нижней и серединной части губ – 6 раз.

8)Лёгкое пощипывание обеих губ ( 7 раз).

9)Постукивание по верхней губе 5 – 7 раз.

10)Спиралевидное поглаживание по верхней губе .

11)То же по нижней губе.

12)То же по обеим губам.

13)Лёгкое пощипывание по средней части обеих губ.

Массаж мягкого нёба:

1). Двумя пальчиками массировать от передних резцов до середины ротовой полости, неглубоко. Пальцы обмотать марлей. – 5 раз.

2). Постукивание от резцов до середины твёрдого нёба. 5 раз.

3). Зигзагообразные движения 5 – 7 раз.

4). Спиралька, колечки – 5 раз.

5). Волна. 5 - 6 раз.

Все движения делать только к центру. Очень полезно дуто через трубочку в стакан с водой. Дать зевнуть ребёнку. Дать покашлять ребёнку. Надувать игрушки очень полезное упражнение.

Массаж языка:

1). Пошлёпать пальцами от кончика языка до его середины.

2). Поглаживать с двух сторон язык от кончика до середины языка. (Стимуляция), от середины к кончику ( расслабление).

3). Спиралька.

4). Волна.

5). Постукивание.

6). Пощипывание.

Коррекция свистящих:

Гимнастика для мышц губ:

1).Растянем губы в улыбку, зубы не видны. - 5 упражнений.

2).«Забор.» - обнажить зубы — 5 упражнений.

3).«Трубочка.» - губы вытянуть — 5 упражнений.

4).Чередовать упражнения 2 и 3 — 5 упр.

5).«Зайчик.» - обнажить верхние зубы, поднять верхнюю губу. 5 р.

6).«Обиделся.» - выдвинуть вперёд нижнюю челюсть — 5 р.

7).Чередование упр. 5 и 6 , с исх. пол.

8).«Кривая ухмылка.» - подъем губы влево и вправо, поочерёдно. Затем, если есть гиперкинезы, то большее число с больной стороной — 5 , 6 раз.

9).«Кролик жуёт .» - движение губ, как при жевании — 10 — 12 раз.

Гимнастика для языка:

1).«Лопатка.» - высунуть широкий язык, подержать 6 сек. 5 раз.

2).«Лопатка вперёд — назад.» - 5 движений.

3).«Накажи язычок.» - шлёпать губами по языку — ПА — ПА — ПА — 1 мин.

4).«Накажи язычок зубами.» - жевать язык зубами — ТА — ТА — ТА — 1 мин.

5).«Песенка бабочки.» - петь — И - - 5 раз.

6).«Орешек.» - упор языка за левую и правую щёки. - по 5 раз.

7).«Помой щёчку.» - чистить языком справа и слева, язык внутри рта — 5 раз.

8).«Вытолкни морковку.» - выталкивание морковки (кусочек, 1, 5 см) сначала в уголке рта, затем справа, слева — 5 раз с каждой стороны.

9).«Песенка бабочки.» - ещё 1 раз. 5 упражнений.

10).«Жевать боковые края языка.» - 5 раз.

11).«Мостик.» -язык широкий, кончик языка упирается в нижние резцы. - 6 сек. 5 раз.

12).«Тёрка.» - тереть зубами по поверхности языка. - 5 упр.

13).«Построить мостик, разрушить.» - широкий мостик выгнуть. Опустить — 5 упражнений.

14).«Катушка.» - язык в виде катушки, держать 6 сек. 5 упр.

15).«Мостик вверху — внизу.» - движения языка вверх — вниз

1).«Подуй на язык» - положить широкий язык, подуть, подставит ладонь и проверить , выдох должен быть холодным. - 5 раз.

2).«Подуй в трубочку.» - поднять боковые края языка и подуть вперёд , если ребёнок не может поднять боковые края языка, то на середину языка положить спичку. - 5 упражнений.

3).«Дуть на желобок.» . - язык «мостиком», посередине проходит желобок, дуть на желобок. - 5 раз.

4).«Подуть в колпачок.» - положение языка №3 — дуть 5 раз.

(на постановку — 1 — 1, 5 месяца, звук взрослый не называет).

Гимнастика для постановки шипящих звуков:

1).«Поздоровайся с носом.» - закрыть широким языком верхнюю губу — 5 упр.

2).«Оближи верхнюю губу.» - язык внутрь рта, лакательные движения, медленно — 5 упр.

3).«Поцелуй верх. губу» - 5 упр.

4).«Лесенка.» - широкий язык на верхней губе, за верхней губой, за верхними зубами. - 5 упр.

5).«Помой зубки.» - языком помыть верхние зубки. - 5 упр.

6).«Поцелуй зубки.» - языком целовать верхние зубки — 5 упр.

7).«Фокус.» - сдувать кальку с кончика носа — язык поднят вверх — 5 упр.

8).«Подуй на чёлку.» - теплая струя воздуха на нос. - 5 упр.

9).«Удержи кусочек.» - на широком языке удержать кусочек хлеба. - 6 сек. - 5 упр.

Коррекционная работа строится комплексно, т.е. включает в себя медицинское и логопедическое воздействие.

Медицинское воздействие:

Медикаментозное лечение (назначает врач, а не логопед).

Физиотерапевтическое лечение

Массаж

Массаж служит для возбуждения иннервации речевой и лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата. Перед массажем рекомендуется провести упражнения на расслабление массируемой мышцы. Массаж проводится теплой рукой; начинается он обычно с поглаживания, этим же приемом его хорошо и закончить. Другими приемами будут легкое похлопывание и пощипывание паль­цами по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и глоточно-нёбной мышце. Применяют также поглаживающие дви­жения кожного покрова лица (щекочущие движения). Продолжительность массажа не более двух минут.

Логопедическое воздействие:

Работа строится с учетом структуры речевого дефекта и на основе клинической картины, включает в себя следующие разделы:

Развитие общей моторики. Используются комплексы гимнастических упражнений для снятия излишнего напряжения мышц.

Развитие мелкой моторики:пальчиковые игры, игры с кукольными и теневыми театрами, шнуровки, мозаики, различные конструкторы, лепка, работа с шаблонами, штриховки и т.п.

Развитие мимической мускулатуры: используются специальные упражнения «Надувание - втягивание щек», «Полоскание рта воздухом», «Нахмуривание бровей», «Подмигивание» и т.д. Если ребенку не удается выполнить упражнения, то оно дается в пассивном варианте. Если напряжение мышц лица повышено, то напряжение может передаваться на мышцы артикуляционного аппарата. Для снятия можно использовать массаж. Развитие артикуляционной моторики. Работа по преодолению саливации (жевание сухарей, глотание, глотание воды маленькими порциями, жевание и глотание с запрокинутой головой, проглатывание слюны разовым толчком с последующим проговариваем звука) – эти упражнения необходимо проводить каждое занятие, пока ребенок не научится самостоятельно следить за слюной. Выучить правило: прежде чем начнешь

говорить – проглоти слюну. Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие мышц артикуляционного аппарата в целом. Может быть пассивная, пассивно-активная, активная. Пассивная гимнастика – это оказание помощи ребенку в том случае, когда самостоятельное выполнение невозможно: с помощью логопедических зондов, шпателя, рукой логопеда, использование рефлекторных актов («вкусное варенье» - обмазать вареньем, медом верхнюю губу, для широкого языка – облизать блюдце). Пассивно-активная гимнастика – логопед помогает ребенку начать делать упражнение, затем он продолжает делать его самостоятельно. Активная гимнастика – используется для выполнения тех упражнений, которые ребенок может делать самостоятельно. Специальная артикуляционная гимнастика проводится также как и при дислалии: каждое движение выполняется многократно с длительным удержанием позы. Ребенок выполняет движения перед зеркалом.

Коррекция звукопроизношения (постановка звука, автоматизация, дифференциация)

Коррекция и развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа

Развитие лексико-грамматической стороны речи

Коррекция личности ребенка в целом

Развитие дыхания: нижнее диафрагмальное дыхание, выработка ротовой воздушной струи, дифференциация ротового и носового дыхания, выработка целенаправленной воздушной струи.

Работа над голосом – при дизартрии голос слабый, затухающий из-за недостатка иннервации языкоглоточного и блуждающего нерва.

Особое внимание отводится на работу с родителями: они должны быть в курсе всей коррекционной работы и не ждать быстрого эффекта, необходимо требовать от родителей тщательного выполнения домашнего задания.

Структура логопедического занятия при дизартрии:

1.Организационный момент.

2.Нормализация мышечного тонуса

3.Расслабляющий массаж лица при повышенном тонусе.

4.Упражнения на развитие дыхания

5.Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики

6.Развитие мимики.

7.Развитие голоса, интонационной стороны речи

8.Борьба с саливацией.

Далее структура урока зависит от структуры речевого дефекта (постановка, автоматизация, дифференциация звуков). Речевого материала на занятии не должно быть много, он должен быть многократно проработан.

В том случае, если дизартрия у ребенка сочетается с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, необходимо сознательно планировать коррекционные мероприятия по развитию высших психических функций.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика неразрывно связана с артикуляционной моторикой, поэтому ускорить подготовку артикуляционного аппарата необходимо с развитием мелкой моторики. Несколько упражнений, которые можно использовать.

Упражнения с мячом. 1. Подбросить мяч вверх 10 раз: - двумя руками; - правой рукой; - левой рукой. 2. Ударить мячом об стенку: - двумя руками; - правой рукой; - левой рукой. 3. Ударить мячом об пол: - двумя руками; - правой рукой; - левой рукой;

Упражнения для рук 1. Руки вытянуты вперед пере грудью, пальцы разведены. Сжать с силой в кулаки, задержать на 2-3 секунды, разжать, расслабить кисти, встряхнуть ими 4-6 раз. 2. Руки вытянуты вперед перед грудью, пальцы правой руки сжать в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы левой руки. Делать 20 раз, ускоряя темп. 3. Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы. 4. Руки согнуты, касаться большим пальцем поочередно каждый пальчик (выполнять обеими руками). 5. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы переплетены. 6. Руки вытянуты вперед перед грудью. Развернуты ладони наружу. Вернуться в исходное положение.

Работа над техникой речи

В процессе обследования речи детей каждый логопед сталкивается со случаями «смазанной речи». При этом изолированно все звуки ребенок произносит правильно. Причин можно выделить несколько: • слабое речевое дыхание • нечеткая артикуляция • ускоренная речь • поверхностное дыхание • неумение владеть голосом, как инструментом, что делает речь бедной и невыразительной. Дети со смазанной речью нуждаются в иной помощи, чем логопаты. Эта работа имеет три составляющих: 1) работа над физиологическим и речевым дыханием; 2) работа над голосом; 3) работа над артикуляцией. В случаях убыстрения речи её следует приостановить.

Работа над дыханием

Дыхание является физиологической основой речи. Каким должно быть фонационное дыхание? Оно должно быть глубоким и нижнереберным. Опустить дыхание на диафрагму можно при помощи упражнения « Шарик», надувая при глубоком вдохе живот.

Следующий этап — выработка ровной воздушной струи.

Упражнение 1. Вдох через рот – выдох через рот вдох через нос-выдох через нос вдох через рот — выдох через нос вдох через нос-выдох через рот Последний вариант лежит в основе речевого дыхания.

Упражнение 2. Глубокий вдох через нос на выдохе счет до 10,12,15…

Упражнение 3. «Цветок» Поработать над силой и продолжительностью выдоха, постепенно наращивая фразы. АХ! АХ, пахнет! АХ, как пахнет! Ах, как пахнет цветок! Упражнение «Ай, да я!» Похвалиться, подтрунить «Ну и ну». Легкое свободное восклицание раскрепощают мышцы фонационного аппарата. В качестве тренинга можно использовать стихотворные тексты. В игре с помощью звукоподражания используя речеручной рефлекс и стихотворные тексты мы тренируем навык переключения и дыхания, фонемационное дыхание должно быть глубоким, высоким, чистым.

Вывод: работа над дыханием, тренировка энергетической системы голосообразования является первым этапом в овладении речевым голосом.

Работа над артикуляцией Чтобы подготовить органы речи, нужно проводить общую артикуляционную гимнастику. «Заборчик» «Улыбка-трубочка» «Лопатка» «Качели» «Чашечка» «Лошадка» «Грибок»

Вывод: подготовить органы артикуляции можно с помощью специальных упражнений, разогревая на тренировке согласные звуки, их трудные сочетания. Четкость произношения достигается при автоматической, рефлекторной , хорошо скоординированной артикуляции и дыхания, выравнивающем силу звука. Скороговорки позволяют решить несколько творческих задач: отработку элементов техники речи, овладение интонационной выразительностью, разговорной интонации, элементами общения.

Работа над голосом

Задача этого этапа — работа над силой, выразительностью, объемным звучанием голоса. Упражнение «Малыш» А-а-а, у-у-у Упражнение «Гудит паровоз» У-у! Уууу — ууу! Эээ-Иии Упражнение «Смех» Ха-ха-ха! Упражнение «Мяч» Мой веселый звонкий мяч…. Хорошим тренингом могут служить речевки, частушки, считалки.

Общий вывод: благозвучный голос всегда образован на мягкой атаке звука, гласные звучат четко. Сила звука и полетность достигается не за счет перенапряжения связок, а с помощью опоры голоса, активной рефлекторной работы мышц брюшного пресса и диафрагмы. Чтение стихов отвлекает от голосовых недостатков, вырабатывает автоматические навыки верного рождения звука, позволяет закрепить полученные в полученном дыхательном и голосовом тренинге навыки.