урок русского языка "Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями"
Урок по системе Способ диалектического обучения. 1 класс. "Школа России".
Шрайнер С.М. Урок русского языка в 1 классе
Тема: "Использование алфавита при работе со словарями."
(урок обобщения знаний)
Цели:
- Образовательно-развивающие
1.1. Применение опорных понятий: буква, алфавит, слово, словарь (орфографический, толковый).
1.2. Развитие у учащихся УУД :
- познавательных: подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
- регулятивных: определение познавательной цели, оценка и самооценка;
- коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.
1.3. Развитие у учащихся специальных умений: правильно называть буквы русского алфавита, распределять слова по алфавиту, находить слова в толковом и орфографическом словарях, определять порядок фамилий группы в алфавитном порядке.
- II. Воспитательные цели:
2.1. Формирование у уч-ся мировоззрения на основе философских категорий: общее – особенное ; единство-многообразие; целое – часть; причина-следствие.
2.2. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточка №1), карточки с заданиями, орфографический и толковый словари.
Заявка на оценку:
"Умница" - 16 баллов и более;
"Молодец" – 12 - 15 баллов;
"Хорошо" – 8 - 11 баллов
22б +2б=24б :3=8б 19 учеников
№ |
Деятельность учителя |
Время, балл |
Деятельность учащихся |
||
I
|
Организация начала урока Приветствие
|
15 сек |
|
||
|
Знакомство учащихся с заявкой на оценку - За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов. Баллы будете проставлять в карточке внизу. Желаю удачи! |
30 сек |
Выбор арбитра на урок.
Ожидаемая оценка проставляется на карточке в отведённом месте У М Х
Для арбитра – список учащихся |
||
II
|
Целеполагание : Что такое буква? Для чего в русском языке нужны буквы?
Отгадайте ! (на слайде) Первая буква стоит перед буквой «бэ» , вторая буква - после буквы «жэ», третья – перед буквой «вэ», четвёртая – между буквами «тэ» и «эф», пятая – перед буквой «эль», шестая – перед буквой «бэ». - Назовите синоним слову «азбука». - как доказать , что слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами.
Что такое синонимы проверим по словарю
- Сформулируйте тему и цель урока.
|
3 мин
|
Буква – знак… - Буквы обозначают звуки речи. - из букв составляют слоги, из слогов слова, из слов - предложения.
- Азбука.
- Алфавит. Слова, близкие по значению, называются синонимами .А слова «азбука» и «алфавит» - слова, близкие по значению. Следовательно, слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами. - Правильность понятия проверим по словарю. Ученик зачитывает определение понятия. Тема урока : Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями. Цель : знать порядок букв русского алфавита, правильно их называть, формировать умение пользоваться знанием алфавита при работе со словарями. Повторить буквы алфавита. Повторить порядок букв в алфавите |
||
III
|
Актуализация знаний Задание . Сформулируйте вопросы – понятия по карточке № 1.
Какие ещё словари вам известны? По орфографическому словарю можно узнать, как правильно писать слова. Толковый словарь – словарь, который объясняет значения слов. В разных словарях уже по алфавиту составлены слова. Над составлением словарей работали взрослые люди. На уроке мы будем пользоваться алфавитом при работе со словарями. |
4 мин
|
-Что называется алфавитом? Что представляет собой порядок букв? -Что называется словарём Что представляет собой орфографический словарь? толковый словарь? Орфографический словарь – это словарь, с помощью которого можно узнать как правильно писать слова. Несколько ответов на вопросы-понятия |
||
IV. |
Работа по теме урока:
• Оп 1. Опорные понятия : буква, слово, алфавит, словарь. Цифровой диктант по опорным понятиям по Буква , словарь, алфавит, слово. |
5 мин
4б |
Записывают цифры в карточке.
Взаимопроверка по вариантам.
Проверка по слайду. 1 – вариант 2 – вариант
|
||
1вариант |
2 вариант |
||||
1.Порядок букв. |
1. Знак для письменного обозначения звука речи. |
||||
2.Единица языка, служащая для названия отдельных понятий. |
2. Сборник слов в алфавитном порядке. |
||||
3. Знак для письменного обозначения звука речи. |
3. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий. |
||||
4. Сборник слов в алфавитном порядке. |
4. Порядок букв. |
||||
Проверка по слайду. 1 – вариант 2 – вариант
|
|||||
2. Соотнести понятие и вариант ответа: |
|
Соотносят понятие и вариант ответа: Взаимопроверка . Один ученик читает понятия и варианты ответов. 1.Буква - знак для письменного обозначения звука речи. 2.Слово - единица языка, служащая для названия отдельных понятий. 3.Словарь - сборник слов в алфавитном порядке. 4.Алфавит- порядок букв. В ходе ответов принимаются возражения, дополнения. |
|||
1.Буква |
сборник слов в алфавитном порядке. |
||||
2.Слово |
порядок букв. |
||||
3.Словарь |
единица языка, служащая для названия отдельных понятий. |
||||
4.Алфавит |
знак для письменного обозначения звука речи. |
||||
Самооценка. Если всё записано правильно – 4 балла. За каждую ошибку минус 1 балл. |
|||||
Повторение пройденного алфавита. Звучит песенка про алфавит 1.Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы. 2. Найти имена в орфографическом словаре. Девочки и мальчики по алфавиту по фамилиям ( если резерв времени) |
3 мин
|
Выходят , обсуждают, строятся в алфавитном порядке Проверка, дополнения, возражения и т.д. Находят имена в орфографическом словаре.
|
|||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
V. |
Практическая работа по теме урока:
№1."Наведи порядок". Распределите по алфавиту. Над словами поставьте цифры. Какие словари понадобятся ? Уч.ник, к.р.ндаш , р.бота , красивее, банты, звонит, абзац.
№ 2. 1) Распределите по алфавиту , расставьте цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно. Финиш , фантазия, фойе, фиолетовый, фейерверк. Проверьте по толковому словарику С. 63.
2) Выписать из толкового словаря ( с.62 – 63) слова , необходимые для обучения в школе. Подчеркните слова, значение которых непонятно.
3) Найти ошибки в словах по орфографическому словарю. Акуратный , виртекальный, калиграфия, патреот .
1. Индивидуальный труд. 2. Простая кооперация. 3. Работа в группе. Каждая группа обсуждает и готовит к выступлению по одному заданию.
|
15- 18 мин
3б.
3б.
10б.
2б. |
Распределяют по алфавиту. Над словами ставят цифры.
- Орфографический: Уч.ник, к.р.ндаш , р.бота,
-Толковый : абзац. - Орфоэпический: красивее, банты, звонит.
6 2 Ученик, карандаш , 4 5 работа , тетрадь , 3 1 пенал , абзац.
1. Индивидуальный труд. 2. Простая кооперация.. На этапе простой кооперации необходимо задания поделить на группы. Распределяют по алфавиту , ставят цифры над словами. Подчеркивают слова, значение которых непонятно. 1 группа 3 1 5 Финиш , фантазия, фойе, 4 2 фиолетовый, фейерверк. Проверяют по толковому словарику С. 63. Выписывают из толкового словаря ( с.62 – 63) слова , необходимые для обучения в школе. Подчеркивают слова, значение которых непонятно. 2 группа Уважать , увлекательный, умелый, упорный, упрямый, усердие, усидчивый, успех, учтивый, уяснить. 3 группа Находят ошибки в словах по орфографическому словарю. Аккуратный , вертикальный, каллиграфия, патриотизм. Значения слов находят в толковом словаре. Выходят , обсуждают Проверка, дополнения, возражения и т.д.
|
||
VI. |
Итог урока: - Каждая группа подготовит и задаст вопрос - понятие (карточка № 1) другой группе . Вопрос - понятие - 1 б. Ответ - 2б.
|
5 мин
|
№1. - Что называется алфавитом? - Что представляет собой алфавит? - Что понимается под словарём? …….. |
||
VII |
Оценки за урок - Сосчитайте баллы. Дополнительные баллы поощрения получают..... |
3 мин |
Встаньте у кого совпали ожидаемые оценки. "Умница" - 16 баллов и более; "Молодец" – 12 - 15 баллов; "Хорошо" – 8 - 11 баллов
|
||
Ф.И. ____________________ Отгадка : ________________________________
Ожидаю : ____ Мои баллы:_________________________________
Цифровой диктант по вариантам: 2б
1- вариант |
2- вариант |
1.Порядок букв. |
1. Знак для письменного обозначения звука речи. |
2. Сборник слов в алфавитном порядке. |
2. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий. |
3. Знак для письменного обозначения звука речи. |
3. Сборник слов в алфавитном порядке. |
4. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий. |
4. Порядок букв. |
Соотнесите понятие и вариант ответа: 4б.
1.Буква |
сборник слов в алфавитном порядке. |
2.Слово |
порядок букв. |
3.Словарь |
единица языка, служащая для названия отдельных понятий. |
4.Алфавит |
знак для письменного обозначения звука речи. |
Задание №1 Вставить пропущенные буквы. Распределите слова по алфавиту. Над словами поставьте цифры. Какие словари понадобятся ?
Уч. ник, к .р .ндаш ,р. бота. красивее, банты, звонит, абзац.
Задание № 2. Индивидуально, в парах, в группе, выступление.
1.Распределите по алфавиту , расставьте цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно. Сформулируйте задания к данным словам.
Финиш , фантазия, фойе, фиолетовый, фейерверк.
Проверьте по толковому словарику С. 63.
2.Выписать из толкового словаря на букву У ( с.62 – 63) пять слов , необходимых для обучения в школе.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Найти ошибки в словах по орфографическому словарю.
Акуратный , виртекальный, невежда, патреот .