урок русского языка "Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями"

Урок по системе Способ диалектического обучения. 1 класс. "Школа России".

Шрайнер С.М.      Урок русского языка в 1 классе

 

Тема: "Использование алфавита при работе со словарями."

(урок обобщения знаний)

Цели:

  1. Образовательно-развивающие

1.1. Применение опорных понятий: буква, алфавит, слово, словарь (орфографический, толковый).

1.2. Развитие у учащихся УУД :

  • познавательных: подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
  • регулятивных: определение познавательной цели, оценка и самооценка;
  • коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

1.3. Развитие у учащихся специальных умений: правильно называть буквы русского алфавита,  распределять слова по алфавиту, находить  слова в толковом и орфографическом словарях, определять порядок   фамилий группы  в алфавитном порядке.

  1. II. Воспитательные цели:

2.1. Формирование у уч-ся мировоззрения на основе философских категорий: общее – особенное ;  единство-многообразие; целое – часть; причина-следствие.

2.2. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.

 

Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточка №1),   карточки с заданиями, орфографический и толковый словари.

 

Заявка на оценку:

"Умница" - 16 баллов и более;

"Молодец" – 12 - 15 баллов;

"Хорошо" – 8 - 11 баллов

 

 

22б +2б=24б :3=8б      19 учеников

 

 

 

 

 

№  

Деятельность учителя

Время, балл

Деятельность учащихся

I

 

Организация начала урока

Приветствие

 

 

15 сек

 

  

Знакомство учащихся с заявкой на оценку

- За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов. Баллы  будете проставлять в карточке  внизу. Желаю удачи!

                                                 

"Умница" - 13 баллов и более;       У
"Молодец" – 9 - 12 баллов;             М
"Хорошо" – 5 - 8 баллов.                 Х

Поощрительные  баллы:
дисциплина, аккуратность, скорость работы, правильная осанка.
Арбитр : определит самого активного на каждом ряду.  Ника  

 

 

 

30 сек

 

 

Выбор арбитра на урок.

 

 

Ожидаемая  оценка проставляется на карточке в отведённом месте

У    М     Х

 

Для арбитра – список учащихся

II

 

 Целеполагание :

Что такое буква?

Для чего в русском языке нужны буквы?

 

Отгадайте !   (на слайде)

Первая  буква стоит перед буквой «бэ» , вторая буква  - после буквы «жэ», третья – перед буквой «вэ», четвёртая – между буквами «тэ» и «эф», пятая – перед буквой «эль», шестая – перед буквой «бэ».

- Назовите синоним слову «азбука».

- как доказать , что слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами.

 

 

 

Что такое синонимы проверим по словарю

 

 - Сформулируйте тему и цель урока.

 

  

 3 мин

 

       

Буква – знак…

 - Буквы обозначают звуки речи.

- из букв составляют слоги, из слогов слова, из слов - предложения.

 

 

 - Азбука.

 

 

 

 

 

- Алфавит.

   Слова, близкие по значению, называются синонимами .А слова «азбука» и «алфавит»  - слова, близкие по значению. Следовательно, слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами.

- Правильность понятия проверим     по словарю. Ученик зачитывает определение понятия.

Тема урока : Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями.

Цель : знать порядок букв русского алфавита, правильно их называть, формировать умение пользоваться знанием алфавита при работе со словарями.

Повторить буквы алфавита. Повторить порядок букв в алфавите

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Актуализация знаний

Задание  .

Сформулируйте вопросы – понятия по карточке № 1.

 

Какие ещё словари вам известны?

 По орфографическому словарю можно узнать, как правильно писать слова.

Толковый словарь – словарь, который  объясняет значения слов.

 В разных словарях уже по алфавиту составлены слова. Над составлением словарей работали взрослые люди.  На уроке мы будем пользоваться алфавитом при работе со словарями.

 

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Что называется алфавитом?

 Что представляет собой порядок букв?

-Что называется словарём Что представляет собой орфографический словарь? толковый словарь? 

Орфографический словарь – это словарь, с помощью которого можно узнать как правильно писать слова.

Несколько ответов на вопросы-понятия

IV.

Работа по теме урока:

 

•       Оп    1. Опорные понятия : буква, слово, алфавит, словарь.

               Цифровой диктант по опорным понятиям по               Буква , словарь, алфавит, слово.

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают цифры в карточке.

 

 

 

 

 

Взаимопроверка по вариантам.

 

 

Проверка по слайду.

1 – вариант                 2 – вариант

 3 4 1 2                                1 2 4 3

 

 

 

1вариант

2 вариант

1.Порядок букв.

1. Знак для письменного обозначения звука речи.

2.Единица языка, служащая для названия отдельных понятий.

2. Сборник  слов в алфавитном порядке.

3. Знак для письменного обозначения звука речи.

3. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий.

4. Сборник  слов в алфавитном порядке.

4. Порядок букв.

 

Проверка по слайду.

1 – вариант                 2 – вариант

 3 4 1 2                                1 2 4 3

 

 

2. Соотнести понятие и вариант ответа:

 

 

 

Соотносят  понятие и вариант ответа:

Взаимопроверка . Один ученик читает понятия и варианты ответов.

1.Буква - знак для письменного обозначения звука речи.

2.Слово - единица языка, служащая для названия отдельных понятий.

3.Словарь - сборник  слов в алфавитном порядке.

4.Алфавит- порядок букв.

В ходе ответов принимаются возражения, дополнения.

1.Буква

  сборник  слов в алфавитном порядке.

2.Слово

  порядок букв.

3.Словарь

  единица языка, служащая для названия отдельных понятий.

4.Алфавит

  знак для письменного обозначения звука речи.

 

Самооценка. Если всё записано правильно – 4 балла. За каждую ошибку минус 1 балл.

  Повторение пройденного алфавита.

Звучит песенка про алфавит

 1.Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы.

 2. Найти имена в орфографическом словаре.

Девочки и мальчики по алфавиту по фамилиям ( если резерв времени)

 

3 мин

 

 

Выходят , обсуждают, строятся  в алфавитном порядке

Проверка, дополнения, возражения и т.д.

Находят имена в орфографическом словаре.

 

 

 

 

V.

Практическая работа по теме урока:

 

№1."Наведи порядок".

Распределите по алфавиту. Над словами поставьте цифры. Какие словари понадобятся ?

Уч.ник,  к.р.ндаш  ,

р.бота , красивее,  банты,

звонит, абзац.

 

 

 № 2.

1)     Распределите    по алфавиту ,  расставьте  цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно.

Финиш ,  фантазия,  фойе,  фиолетовый,  фейерверк.

Проверьте по толковому словарику  С. 63.

 

 

                                                                                                

2)      Выписать из толкового словаря  ( с.62 – 63) слова , необходимые для обучения в школе.

      Подчеркните слова, значение которых непонятно.

 

 

 

3)      Найти ошибки в словах  по орфографическому словарю.

Акуратный ,  виртекальный,  калиграфия,  патреот .

 

1.       Индивидуальный труд.

2.       Простая кооперация.

3.       Работа в группе. Каждая группа обсуждает и готовит к выступлению по одному заданию.

 

 

15- 18

мин

 

3б.

 

 

 

 

3б.

 

 

 

 

 

 

 

 

10б.

 

2б.

  Распределяют по алфавиту. Над словами  ставят  цифры.

 

 

- Орфографический:

Уч.ник,  к.р.ндаш  , р.бота,

 

-Толковый : абзац.

- Орфоэпический: красивее,

банты,   звонит.

 

        6                        2

Ученик,  карандаш  ,

4            5

работа ,   тетрадь ,

    3                    1

пенал , абзац.

 

1.      Индивидуальный труд.

2.      Простая кооперация..

На этапе простой кооперации необходимо задания поделить на группы.  

Распределяют   по алфавиту ,   ставят   цифры над словами. Подчеркивают слова, значение которых непонятно.

1 группа

                     3                    1               5

       Финиш ,  фантазия,  фойе,

     4                               2 фиолетовый,  фейерверк.

Проверяют  по толковому словарику  С. 63.

Выписывают из толкового словаря       ( с.62 – 63) слова , необходимые для обучения в школе.

Подчеркивают слова, значение которых непонятно.

2 группа

Уважать , увлекательный, умелый, упорный, упрямый, усердие, усидчивый, успех,  учтивый, уяснить.                                       

3 группа

Находят ошибки в словах  по орфографическому словарю.

Аккуратный ,  вертикальный,  каллиграфия,  патриотизм.

Значения слов находят в толковом словаре.

Выходят , обсуждают

Проверка, дополнения, возражения и т.д.

 

 VI.

Итог урока:

- Каждая группа подготовит и задаст вопрос - понятие (карточка № 1)   другой группе .

Вопрос - понятие - 1 б.

Ответ - 2б.

 

 

5 мин

 

№1. - Что называется алфавитом?

- Что представляет собой алфавит?

- Что понимается под словарём?

……..

VII

Оценки за урок

- Сосчитайте баллы.

Дополнительные баллы поощрения получают.....

3 мин

 Встаньте у кого совпали ожидаемые оценки.

"Умница" - 16 баллов и более;

"Молодец" – 12 - 15 баллов;

"Хорошо" – 8 - 11 баллов

 

      

 

Ф.И.            ____________________  Отгадка :  ________________________________

Ожидаю :  ____                Мои баллы:_________________________________

 Цифровой диктант по вариантам: 2б

1- вариант

                    2- вариант

1.Порядок букв.

1. Знак для письменного обозначения звука речи.

2. Сборник  слов в алфавитном порядке.

2. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий.

3. Знак для письменного обозначения звука речи.

3. Сборник  слов в алфавитном порядке.

4. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий.

4. Порядок букв.

Соотнесите понятие и вариант ответа:    4б.

1.Буква

сборник  слов в алфавитном порядке.

2.Слово

порядок букв.

3.Словарь

единица языка, служащая для названия отдельных понятий.

4.Алфавит

знак для письменного обозначения звука речи.

 

Задание №1  Вставить пропущенные буквы. Распределите слова по алфавиту. Над словами поставьте цифры. Какие словари понадобятся ?

Уч. ник,  к .р .ндаш  ,р. бота. красивее,  банты, звонит, абзац.

 Задание № 2. Индивидуально, в парах, в группе, выступление.

1.Распределите    по алфавиту ,  расставьте  цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно. Сформулируйте задания к данным словам.

 

Финиш ,  фантазия,  фойе,  фиолетовый,  фейерверк.

Проверьте по толковому словарику  С. 63.                               

2.Выписать из толкового словаря на букву У ( с.62 – 63) пять слов , необходимых для обучения в школе.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Найти ошибки в словах  по орфографическому словарю.

Акуратный ,  виртекальный,  невежда,  патреот .