​Памятка для родителей «Если у ребенка есть нарушения речи»

  • 1.Компоненты правильной речи
  • 1.Правильное произношение звуков, т.е. соответствия произношения ребенка лингвистическим нормам языка.
  • 2.Умение владеть голосом. Это значит правильно использовать силу, высоту голоса и различные интонации.
  • 3.Речевое дыхание должно быть правильным: ровным и спокойным.
  • 4.Адекватное владение лексикой родного языка. (Нужно знать значение употребляемых выражений и слов, когда и где их использовать (в разговоре с друзьями, с учителем и т.д.)
  • 5.Значение грамматики родного языка. (Умение правильно изменять слова и образовывать новые слова, знать, как правильно строятся предложения.)
  • 6.Владеть письменной речью (уметь читать и писать правильно).

Все вышеперечисленные компоненты правильной речи являются базой для успешного овладения иностранным языком.

  • 2.Этапы развития речи ребенка в норме
  • 0-2 года. Формируются предпосылки к развитию речи, закладываются основы речевого поведения и потребности в общении.
  • 3-5 лет. Накапливается словарь, формируются грамматические навыки и правильное произношение.
  • 6-7 лет. Заканчивается формирование правильного произношения, ребенок владеет лексикой родного языка, умеет обобщать группы слов в понятия, овладевает грамматикой родного языка на бытовом уровне. Развивается связная монологическая речь. В этот период дети запоминают много сказок, стихов, рассказывает о своих делах и текущих событиях. Формируются предпосылки для развития письменной речи.
  • 3.Причины нарушений речи

Причины нарушения речи – это воздействие на организм внешних или внутренних вредоносных факторов. Выделены следующие группы причин:

  • 1.Органические

Это недоразвитие или поражение мозга во внутриутробном периоде или при рождении, или после рождения. Чем раньше был поражен мозг, тем тяжелее последствия этого поражения.

  • 2.Психоневрологические причины – умственная отсталость, расстройство психики.
  • 3.Функциональные причины – нарушение слуха, расщелины нёба, патология строения речевого аппарата, хронические соматические заболевания.
  • 4.Социально-психологические причины – недостаток общения с ребенком, неблагополучная речевая среда, неблагоприятные социальные условия жизни ребенка.
  • В настоящее время первичная речевая патология встречается редко. Гораздо чаще нарушения речи развиваются вторично, на фоне других заболеваний.

4. Если у ребенка имеется нарушения речи, необходимо сделать следующее:

1. Пройти полное медицинское обследование.

2. Проконсультироваться у логопеда.

3. Выполнять рекомендации врачей.

4. Как можно раньше начать занятия с логопедом.

5. Выработать оптимальный режим занятий и отдыха ребенка.

6. Ежедневно дома выполнять задание логопеда. Без домашней работы не будет закрепляться правильная речь.

7. Хвалите и поддерживайте ребенка. Радуйтесь его достижениям.

8. Придерживайтесь единых правил воспитания ребенка в семье. Если логопед и родители требуют правильного произношения, а бабушка культивирует и поддерживает неправильную речь, это, во-первых, нервирует ребенка, а во-вторых, мешает усвоению и закреплению правильной речи.

9. Давать ребенку образец красивой и правильной речи.

10. Важно знать, что правильная и красивая речь – ключ к жизненному успеху.

11. Помните, если вовремя обратиться за помощью, можно успешно исправить недостатки речи, или максимально их скорректировать.

5. Что будет, если не исправлять недостатки речи?

1. Ребенок начинает отказываться от общения из-за плохой речи и постоянно пребывает в плохом настроении, может стать агрессивным.

2. Возникают трудности при общении с детьми и взрослыми. Нужен посредник при общении. Чаще всего это бывает мать, которая объясняет, что хочет сказать ребенок.

3. Из-за плохой речи ребенок часто отказывается проявлять свои способности.

4. При несформированной успешной речи ребенка не может формироваться письменная речь (письмо и чтение).

5. Ребенок не сможет овладеть иностранным языком по причине несформированности родной речи.

6. Комментарии логопеда

Правильная четкая и красивая речь ребенка – это заслуга взрослых людей, окружающих ребенка. Важно с первых дней жизни ребенка таким образом общаться с ним, чтобы сформировать предпосылки правильного развития речи. Уже в 1 месяц ребенок следит за объектом, в 2 месяца реагирует на интонацию, в 3 месяца начинается гуление, в 6 месяцев – лепет. Гуление и лепет очень важны, т.к. это тренировка артикуляционного аппарата и подготовка его к речевой работе. В 1 год появляются первые слова. Фразовая речь должна появиться к 2 годам.

С 2 и до 5 лет идет самое бурное развитие познавательной деятельности и речи. Речь взрослых должна быть образцом для подражания. Ошибки в речи ребенка надо исправлять. Важно, чтобы ребенок постоянно изучал окружающий мир, слушал образцы литературной речи – стихи, сказки, потешки, песенки. Постоянно беседуйте с ребенком на прогулке, во время игры, во время режимных моментов.

Нельзя перегружать ребенка занятиями, иначе можно спровоцировать развитие невроза. Режим занятий и отдыха ребенка должен быть правильно организован. Любое общение с близким человеком во время бытовых дел и режимных моментов может быть как маленькое занятие. Например, мы собираемся гулять. На улице жарко. Как нужно правильно одеться? В какие игры поиграть? Или другая ситуация. Мы будем обедать. Напомни мне, как приготовить твой любимый салат.

Когда у ребенка есть впечатления от прогулки, от беседы, от занятия, от сказки и т.д., ему есть о чем рассказать. Постоянно разговаривайте с ребенком на прогулке, рассказывайте ему обо всем, что видите: о машинах, о птицах, о домах, о занятиях и профессиях и т.д.

Выполняйте рекомендации логопеда, педагогов и психолога. Следите за здоровьем ребенка и его физическим состоянием. Своевременно проходите медицинское обследование ребенка, лечите своевременно хронические заболевания.

Будьте сами примером трудолюбия, организованности для ребенка, придерживайтесь здорового образа жизни. Верьте в свои силы и Вы сможете помочь своему ребенку.

  • Если у ребенка имеются нарушения письма и чтения.
  • Очень часто ребенок с нарушениями устной речи испытывает трудности в обучении: плохо запоминает буквы и их элементы, очень медленно и с ошибками читает, не понимает инструкций учителя, не может передать содержание прочитанного, имеет трудности определения пространства на листе тетради.
  • Родителям следует предупредить учителя об особенностях и уровне речевого развития ребенка. Необходимо с начала учебного года встретиться со школьным логопедом и определить режим занятий.
  • Необходимо постоянно поддерживать контакт с учителем и логопедом, выполнять все их рекомендации. Важно помнить, что не следует сравнивать ребенка с другими детьми, а сравнивать его нужно только с самим собой. Так что же может сделать семья, чтобы помочь ребёнку преодолеть трудность в обучении?
  • Правильная организация режима дня ребенка младшего школьного возраста имеет огромное значение. Необходимо чередовать часы занятий с часами отдыха и регулярного питания.
  • Не перегружайте ребенка дополнительными занятиями, если он сильно устает после учебы. Вовремя ложиться спать и не откладывать приготовление уроков на поздний вечер.

Регулярная и качественная помощь родителей в выполнении домашнего задания по всем предметам. Вместе с ребенком держать перед глазами расписание уроков и собирать портфель. Обязательно скажите: «Я тебе помогу. Смотри и учись, как нужно собирать портфель. Но это твоя обязанность, ты - школьник и скоро ты будешь сам собирать свой портфель».

Постоянный контроль за учебной деятельностью ребенка со стороны семьи крайне важен. При получении низких оценок поддержите ребенка, скажите ему, что оценку можно исправить. Только для этого нужно хорошо поработать дома( выучить правило, стихотворение, переписать упражнение, исправить ошибки в примерах и ответить учителю еще раз). Просите учителя дать ребенку шанс исправиться .Хвалите ребенка даже за незначительные успехи.

Использовать схемы, опоры, наглядные пособия, которые предлагает логопед. Например, чтобы ребенок мог более уверенно писать, необходимо всегда держать перед глазами алфавит с прописными буквами.

Формировать у ребенка алгоритмам учебных действий( что делаем сначала, что дальше и что делаем в конце работы).

Обязательно разбирать непонятый материал, доделывать дома, что не сделано в классе. Поскольку дети плохо запоминают материал, важно находить время для его повторения

Важно заранее знакомить ребенка с изучаемым материалом, т.к. легче пойдет процесс усвоения новой информации.

Очень хороший результат дают упражнения на списывание. Потом можно попросить ребенка подчеркнуть гласные звуки в словах 1-го предложения ,найти глаголы во 2-м предложении, выписать имя мальчика из 3- предложения и т. д. Можно писать с ребенком небольшие диктанты в 3-4 предложения с орфографическим проговариванием всех слов. Если допущены ошибки, важно произвести их анализ вместе с ребенком Как вариант, можно предложить ребенку сравнить свою запись с текстом диктанта и исправить ошибки.

Не забывайте следить за здоровьем ребенка, выполняйте советы врача. Своевременно проходите курс необходимых процедур или лечения у врачей специалистов.