Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с трудностями письма
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с трудностями письма
Проблема грамотного письма всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей.
Цель данной статьи - помочь родителям, имеющих детей с нарушениями письма. Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.
Определить, что вашему ребенку действительно трудно дается правописание можно по характеру ошибок:
отсутствие пропусков между словами и предложениями;
несоблюдение границ полей в тетради и устойчивое несоблюдение правил переноса;
зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и др. перевернуты в другую сторону;
повторение одной и той же буквы: «пироП» вместо «пирог»;
замена букв: «б» – «д» («колоДок») «ж» – «х» («муЖомор», «и» – «у» («клУмат», «т» – «п» («Пигр»);
ошибки в ударных слогах («учЕтель» вместо «учитель»);
пропуск букв, не дописывание слов и букв, перестановка слогов («гамазин» вместо «магазин»);
забывание редко встречающихся букв («ъ», «э»);
нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному).
Практическая часть – дидактические игры и упражнения
Предлагаю Вам некоторые игры, которые могут помочь справиться с трудностями в овладении письменной речью.
При этом важно соблюдать правила.
Заниматься регулярно
Не ругать ребенка, если у него что-то не получается
Стараться разнообразить занятия, проводить их в игровой форме
Делать перерывы по мере усталости
1.ЕСЛИ У РЕБЕНКА:
зеркальное изображение букв;
замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв;
пропуски, не дописывание элементов букв.
Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор. Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т. д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.
Работа над зрительным восприятием
1.«Корректурная правка». Для развития зрительного внимания, при зеркальном написании букв хорошим упражнением служат корректурные пробы:
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка.
Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.
Зачеркни неверные буквы или обведи в кружок правильно написанные буквы.
Подчеркнуть те слоги и слова в строке, которые выделены.
СЕ в строке: СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕССЕ
ОБ в строке: БОБИОБОВБАБОБАОБВОБООББО
КОТ в строке: ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО
ЧАШКА в строке: ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧКА ЧАШКА
Найди спрятанное слово в строчке:
ГАЗЕТАВРОАТИВСЛШКТДОМТРЬНА (газета, дом)
ШАОНИПАМВЕЬТРИОЧКИТРАПАКЕТ (очки, пакет)
Вписать вместо буквы Д стрелку вниз, Б - стрелку вверх:
ДЕНЬ, ДРУГ, БАБУШКА. ДЕДУШКА, ДРОБЬ, БРОВЬ, ВОДА, ТРУБА, БЕГЕМОТ, ЛАНДЫШ.
2. «Перевёрнутый текст». Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ученик должен, двигая глазами справа, налево, прочитать текст.
2.ЕСЛИ У РЕБЕНКА:
замена на письме букв, похожих по звучанию (парных твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих, некоторых гласных).
частые ошибки при письменном обозначении мягкости звуков ("писмо", "лубит", "больит" и т. д.
пропуски некоторых букв или даже слогов, перестановка их местами.
объединение при написании нескольких слов в одно.
Что делать? Упражнения по развитию фонематических процессов
1. Найди по звуку слово.
Цель: После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак " + ", соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак " - ", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом.
После устной работы предложить записать слова, которые запомнили, в левый столбик с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими.
2. Назови слово, которое отличается от остальных.
Цель: различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов.
УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА –ТАЧКА
3. «Съедобное-несъедобное».
Ход игры. Взрослый произносит три слова, похожих по звучанию. Ребенок должен назвать только то, что можно есть:
картошка – ложка – окрошка
конфета – котлета – ракета
4. Будь внимательным.
Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры: Взрослый бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.
На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
5. Угадай слово
Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные.
Предлагается самостоятельно записать слова, предложения только согласными (с-п-г-, м-л-к-).
(Используется при работе со словарными словами.)
6. Подбери слова к заданным схемам.
-а-, -а-а,
Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар.
Каша, Маша, папа, жаба, лама.
7. Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв
8. Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ
9. Расшифруй слова и назови одним словом.
а) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с
б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь
а) тапки, туфли, ботинки, сапоги - обувь
б)ночь, утро, вечер, день - сутки
10. Прочитай слово по слогам, начиная с конца.
ХА-ПА-РЕ-ЧЕ
Упражнение “Не ошибись!”
Ребенку дается инструкция:
– Если услышишь звук “С”, то подними руки в стороны, а если услышишь звук “З”, то спрячь за спину. Будь внимателен! Затем предлагается звуковой ряд: -с-с-з-с-з-з-з-с-с-з-з-с-з-с-с-с-з-з-с.
3. ЕСЛИ РЕБЕНОК пишет аграмматично, т. е. как бы вопреки правилам грамматики.
Что делать? Для освоения законов предложения можно составлять предложения по схемам. Исправлять специально сделанные взрослым ошибки (исправить ошибки в речи иностранца, который учится говорить на русском языке). Составить предложение; распределить, кто каким будет словом; встать по порядку, составляя предложение, не забыв в конце поставить точку. Разделить сплошной текст на слова и предложения.
1. Тексты без границ слов. Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно
Белки.
Душистойсмолойпахнетбор. Устаройсосныпрыгаютбелки. Снялизверькипушистыесерыешубки. Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты. Всюдолгуюзимубелкижиливлесу.
Ответраистужипряталисьвтпломгнезде. Онирадысветлойвесне.
2. Тексты без заглавных букв и точек. Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.
зима в лесу
повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости
3. Восстанови предложение и рассказ. Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений. Озаглавьте его.
ёжика, подарил, дедушка, ребятам
в, он, летом, жил, сарае
ёжик, в, зимой, норе, уснул
голодный, ёжик, вернется, весной
мыши! Берегитесь
4. Подружи слова. Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.
Птица летит над небом.
На столе лежит красная яблоко.
На дереве выросли сладкие слива.
И Аллы зацвел роза.
Учитель пишет в доске.
Паша рисует за альбомом.
4.ЕСЛИ У РЕБЕНКА:
Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего. Помочь ребенку сформировать понятие «слово». Для лучшего понимания, что такое слово, можно, например, написать слово на карточке, а потом разрезать ее. Тогда из слова, например лиса, получится два не слова (две части, не имеющие смысла).
1. Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности. Вставь гласные. Запиши.
Б_лк_.
Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_йхв_ст. _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_йз_м_йт_пл_. _н_ ч_ст_ с_д_т н_ с_чк_.
2. Сбежавшие гласные. Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.
Смьрзтмрь–днрзтржь. е а о е о и а о е
Бзтрд н втщшь _ pбкпрд. Е уа е ыаи и ыу и уа
Н мйстрблй, _ мйстдрзй. е ие о уе а ие о уе
Длврм-птхчс. Дeея - оее а.
Нвхдрзйнжвй,_ стрх н трй. Оыуеаиа а аы е аыа
Правильные ответы:
Семь раз отмерь-один раз отрежь.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Делу время- потехе час.
3. Буквы-прилипалы. Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ (запиши).
Слклолронлаллстлулплилтзлиллмлал.
Уыпыадуытыныазыемылыюсывыерыкыаыюыщыиыесынеыжыинкыи
Лаеса аи паолаебаудауатабаеалыамаи.
Сльнмрззгнмлкхзврй в нрк.
Проверь себя: Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.
4. "Словесный мяч" Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т.д. Усложнение: Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.
5. «Волшебные диктанты» Если ребенок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а черточками, каждая буква – черточка.
6. Упражнение «Найди пропущенную букву» Направлено на развитие внимательности у детей. Для его выполнения нужен исходный текст, где всё находится на своих местах. Затем в этом же материале нужно убрать буквы, оставив на их месте пропуски. Задача ученика – заполнить недостающие элементы. Не следует убирать текст-исходник, так как ребёнку нужно на чем-то основываться.
Уважаемые родители!
Надеюсь на то, что мои рекомендации окажутся для вас полезными и интересными. И вы с удовольствием будете использовать их в занятиях с вашими детьми.