«КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ»
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
«КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ»
Проблема грамотного письма всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений
письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей.
Цель данной статьи - помочь родителям, имеющих детей с нарушениями письма.
Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.
Определить, что вашему ребенку действительно трудно дается правописание можно
по характеру ошибок:
- отсутствуют пропуски между словами и предложениями;
- не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;
- зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевернуты в другую сторону;
- повторение одной и той же буквы: пироп, вместо пирог;
- замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);
- ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;
- пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо
- магазин);
- забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;
- нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному).
Эти и другие ошибки в детских тетрадях говорят о дисграфии.
Дисграфия – частично специфическое нарушение процесса письма. Помочь ребенку может логопед, знающий основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка, а также заботливые родители.
Вот некоторые советы родителям:
- обращайте внимание на характер ошибок в тетради вашего и ребенка и вовремя обратиться к логопеду и неврологу;
- помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат ситуацию;
- не торопите неуспешного ребенка;
- постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за его старание;
- сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;
- проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок;
- радуйтесь вместе с ним его маленьким победам;
- выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией, повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений, научите ребенка искать их в книгах;
- играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь;
- обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения;
- попросите ребенка информировать вас о его успехах;
- помните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной или пешей прогулки или на катке;
- верьте в успех вашего ребенка;
- не забудьте о важной составляющей грамотного письма – чтении.
Вот еще несколько советов родителям:
- пусть ребенок чаще видит вас с книгой в руках;
- дарите детям книги;
- постоянно обращайтесь к книжным примерам: ребенок привыкнет искать ответы у великих писателей, на страницах книг;
- попробуйте перед началом «скучного» произведения прочитать детям один из наиболее веселых, коротких отрывков;
- ищите такую книгу, которая «захватит» вашего ребенка;
- читайте детям на ночь;
- обсуждайте с ребенком содержание прочитанной им книги, будьте в курсе его предпочтений, спорьте, завидуйте, обменивайтесь мнениями, уважайте его выбор;
- вместе с ребенком ищите в книгах ответы на разные вопросы школьной программы.
Теперь поговорим о проблемах письменной речи. Одна из главных проблем правописания – пропуск букв в словах. Пропуск букв может возникнуть по следующим причинам: ученик первый раз слышит слово; он не знает, что обозначает слово; ребенок знает значение слова, но не встречал слово написанным; у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличие от образца. Решить проблему пропуска букв в словах помогут решить следующие упражнения.
«Магазин». Рисуем определенные предметы, например, арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:
а – ароматный;
р – рубиновый;
б – большой;
у – укатить домой;
з – звонкий;
м – маленькая;
ы – ы-ы!;
ш – шуршит;
ь – мягкая шубка.
Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии младшего школьника.
«Кузовок». Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок и т.д. Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик … Соответственно собирать слова на -ина, -ка, -ик. Это игру можно начинать такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется…» (картина, балерина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка);
«Вот ящик, скорей клади туда… (мячик, ларчик).
Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.
«Арабское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слеванаправо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение «В океане живет необычная рыба – рыба-ёж», написанное «по-арабски», должно выглядеть так: «же-абыр – абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В».
Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.
«Древнерусское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «ОтважныйМиша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: …тв…жн…й М…ш… б…ж…т …т м…ш… Сразу же необходимо записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: О… …а… …ы… …и…а …е…и… о… …ы…и.
Необходимо сделать вывод, какое предложение читается легче.
«Неудачный робот». Перед началом необходимо распределить роли. Ребенок становится роботом, взрослый – конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. Если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, при пропуске букв в середине слова – только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по_ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ де _ _ _ _ _, _ _ _ _ _ _ _ _ _ ик.
«Волшебный диктант». Диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы необходимо ввести символы, например, договориться, что слова с буквой «с» обозначаем как «Х», слова с гласной «е» - «», а все остальные – «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи на небе» выглядит так: / Х / / / / . Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (и-у, и-ц, ц-ч, ш-щ, ё-ю и т.п.). Это упражнение помогает устранить дисграфические проявления, развивает внимание, фонематический слух.
«Словесный мяч». Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. В игре используется мячик. Его можно кидать либо по кругу, либо в беспорядке. Лучше называть слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, третью с конца и т.п. Такая игра позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова.
«Виселица» или «Балда». Один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт), и обозначает первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элемент виселицы, либо в буквы слова «балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово «балда».
Опыт работы показал, что подобные игры не только повышают грамотность младших школьников, но и оживляют занятия с детьми, делают их веселыми и интересными. Важно то, что дети видят свои успехи и начинают верить в себя.
Учитель-логопед Низамутдинова С.Н.