Особенности адаптации учащихся 10 класса
Особенности перехода в 10 класс
1. 10 класс как переходной период от детства к серьезной учебе.
После смены критериев оценок учебного процесса происходит потеря первичного статуса в группе сверстников. При этом появляются существенные сдвиги в самооценке, как правило, не осознаваемые самим подростком. Совершается разрыв в той сфере переживаний человека, которые связаны с осознанием себя.
Подобные процессы достаточно часто приводят к возникновению защитных механизмов разного рода, которые обеспечивают сохранение привычной самооценки человека и его отношения к себе, искажая восприятие окружающейся действительности.
Внешне неадекватное восприятие окружающего мира и собственной личности может проявляться в поведенческих нарушениях, понижении конструктивности поведения, частых аффективных реакциях; возникает подавленность и депрессия.
2. 10 класс расслабление между двумя серьезными этапами обучения.
Еще одна проблема, характерная для десятиклассников, - установка на продление моратория. После того, как девятый класс с его напряжением и завершением определенного этапа образования позади, многие девушки и юноши в преддверии окончания школы и поступления учебные заведения хотят расслабиться.
Может показаться, что они впадают в беззаботное детское состояние: приоритетными становятся общение со сверстниками, повышается интерес ко всему, что не является учебой или работой. Необходимо понять и принять то, что подобное состояние действительно необходимо в качестве передышки или отдыха.
Подчас подобные действия можно даже посчитать необходимыми. Кроме того, приобретаемый на этом периоде опыт широкого и разнообразного взаимодействия с окружающим миром, не ограничиваемый только лишь учебным процессом, для данного возраста имеет большое развивающее значение.
Полезно и то, что в этом возрасте многие стремятся приобщиться к "взрослой" жизни - естественно, все должно быть в меру.
Однако, подобное состояние хорошо лишь в качестве явления проходящего. Если же школьник обладает сформированной установкой на такую жизнь (нередко получается, что родители отправляют ребенка в десятый класс именно для продления моратория детства), учителям и школьным психологам нужно будет заниматься подобными случаями – слишком затянувшееся детство и стремление только лишь к развлечениям далеко не полезно для дальнейшей социализации.
Рекомендации родителям
- относиться к детям соответственно их возрасту;
- способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей;
- оказывать поддержку при формировании у старшеклассника качественного изменения самосознания; системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа;
- способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии;
- не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно пере оценивание значимости внутренних психологических проблем, попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает»;
- сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подростком.