Методические рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов

Методические рекомендации

учителя-логопеда учителям начальных классов

Составил: учитель-логопед

МБОУ Рощинская сош № 17

Низамутдинова С.Н.

Содержание

1.Введение.

2.Анатомо-физиологические механизмы речи.

3.Неправильности речи, встречающиеся у детей.

3.1.Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей.

3.2.Нарушения устной речи.

3.3.Расстройства фонационного оформления.

3.4.Нарушения структурно-семантического оформления высказывания.

3.5.Виды нарушений письма.

4.Логопедическая памятка для учителей.

4.1.Классификация дисграфических ошибок.

5.Воспитание правильной речи у детей.

5.1.Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма.

6.Единые требования к занятиям с учениками-логопатами.

7.Рекомендации учителя-логопеда учителю.

8.Заключение.

Введение

Логопедия (греч. loqos — слово, + paideia — воспитание, обучение) — наука, изучающая расстройств речи (как устной, так и письменной) и разрабатывающая методы их коррекции и профилактики.

Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко — непосредственно, с помощью органов чувств (например, сигналом еды служит запах пищи) и посредством слов (например, слово «горячо» заставляет отдернуть рук от огня или горячего утюга). Благодаря речи мы можем воспринимать действительность отвлеченно, мысленно. Различают речь внешнюю и внутреннюю. Первая включает в себя устную и письменную речь. Устная речь служит главным образом целям общения, поэтому строится так, чтобы быть понятной слушателям. При этом различают диалогическую и монологическую речь. Первая — это наиболее простая форма речи и состоит в основном для обмена репликами. Вторая представляет собой связное повествование, описание или рассуждение. Это более сложная форма речи, поскольку она предполагает связность мысли, правильное грамматическое оформление ее и выразительность голосовых средств.

Письменная речь — это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анали­зировать написанное и тесно связана с развитием устной речи. При недоразвитии речи часто возника­ют различные нарушения письма.

Внутренняя речь (речь про себя) беззвучна. Она возникает, когда человек думает о чем-либо, и имеет большое значение для развития сознания и мышле­ния, для регуляции действий и поступков человека.

Анатомо-физиологические механизмы речи

Специальных органов речи у человека нет. В про­изнесении голосом звуков речи (фонем, слогов, слов и фраз) участвуют легкие, трахея, гортань, глотка, язык, зубы, губы и щеки. Большое значение для голоса имеют ротовая полость и придаточные пазухи носа. В громкой речи участвуют дыхательные, фонацион­ные (связанные с голосовым аппаратом) и артикуля­ционные мышцы, согласованность деятельности ко­торых находится под контролем речевых отделов коры больших полушарий головного мозга. Развитие восприятия, понимания смыслового содержания сло­весных сигналов является функцией всей коры го­ловного мозга.

Для того чтобы речь человека была членораздель­ной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими. Мы ведь не задумываемся, когда говорим, над тем, какое положение должен занять язык во рту, когда надо вдохнуть и т. д.

Таким образом, речевой аппарат состоит из двух частей: центрального, который находится в головном мозгу (установлено, что преимущественное значение для речи имеет у правшей левое полушарие, а у лев­шей — правое), и периферического, состоящего из ды­хательного, голосового и артикуляционного отделов.

Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с легкими, бронхами и трахеей. Речь образу­ется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящи­мися в ней голосовыми складками, которые почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя лишь сравнительно узкую голосовую щель.

В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и легких. Колебания переда­ются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса.

Немного подробнее остановимся на артикуляци­онном отделе. Основными его органами являются язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, альвеолы (рис. 1). Язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть — это подвижные органы, осталь­ные неподвижные.

Язык — главный орган артикуляции. Передняя его часть подвижна и в ней различают кончик, пере­дний край, боковые края и спинку. От середины ниж­ней поверхности языка ко дну ротовой полости спус­кается складка слизистой оболочки, так называемая уздечка, ограничивающая крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения.

НЕПРАВИЛЬНОСТИ РЕЧИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ДЕТЕЙ

Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей.

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционно­го аппарата: языка, губ, нижней челюсть и мягкого нёба. Кроме того, они еще не могут воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Постепенно все недочеты уменьшаются и к четырем годам многие уже овладевают правиль­ным звукопроизношением.

Однако очень мно­гие дети сейчас не посещают детские учреждения, а родители не спешат обратиться к специалисту. Ког­да же ребенок начинает посещать школу, то появля­ются проблемы, которые можно было не допустить.

Дислалия

Дислалия происходит от греч. слова dis — рас­стройство и lalia — речь. Мы уже говорили, что к 4—5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Однако все дети разные, и некото­рые, в силу различных причин, продолжают непра­вильно произносить звуки, и это приобретает силу привычки. Нарушение звукопроизношения при нор­мальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата называется дислалией. Это один из самых распространенных дефектов речи. По мнению некото­рых ученых, дислалия наблюдается примерно у 25 % дошкольников.

Причины дислалии могут быть различны, поэто­му принято различать дислалию механическую (орга­ническую) и функциональную.

Механическая дислалия является следствием органических дефектов периферического речевого аппарата. Наиболее распространенным дефектом

Нарушения устной речи

Расстройства фонационного оформления:

  • афония, дисфония - отсутсвие или нарушение голоса;
  • брадилалия - патологически замедленный темп речи;
  • тахилалия - патологически убыстренный темп речи;
  • заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
  • дислалия - нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
  • ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизнесе-ния, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
  • дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Нарушения структурно-семантического

оформления высказывания:

  • алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры голов. мозга;
  • афазия - полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Виды нарушений письма

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причина возникновения- неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит.

Акустическое дисграфия

Причина возникновения- нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи (замена букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина возникновения- затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки: пропуски согласных, пропуски гласных, перестановки букв, добавления букв, пропуски, добавления, перестановки слогов, слитное написание слов, раздельное написание слов, слитное написание предлогов с другими словами, раздельное написание приставки и корня.

Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения - недоразвитие грамматического строя речи (изменении падежных окончаний, неправильное употребление предлогов, рода, числа, пропуски членов предложения, нарушения последовательности слов в предложении, нарушения смысловых связей в предложении и между предложениями).

Оптическая дисграфия

Причина возникновения - несформированность зрительно-пространственных функций (замена и искажения на письме графически сходных рукописных букв(и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).

Логопедическая памятка для учителей

Классификация дисграфических ошибок

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
  • пропуски букв и слогов-«трва»(трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес);
  • замена гласных или согласных букв-«пище» (пишу), «люгий»(легкий), «тва» (два), «урошай» (урожай), «боказываед» (показывает)
  • перестановки букв и слогов- «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал»(переписал);
  • недописывание букв и слогов- «красны» (красный), «лопат»(лопата);
  • Наращивание слов лишними буквами, слогами –«тарава»(трава), «бабабашка» (бабушка), «клюкиква»(клюква);
  • Искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки);
  • Слитное слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастене» (висит на стене);
  • Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец. шофер работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
  • Замена одной буквы на другую-«зуки»(жуки), «панка» (банка), «шапоги» (сапоги);
  • Нарушение смягчения согласных – «василки» (васильки), «кон» (конь), «смали» (смяли).
  1. Ошибки, обусловленные несформированностью лесико-грамматической стороны речи:
  • Нарушения согласования слов-«с еловый ветки» (с еловой ветки), «огромная бабочки» (огромные бабочки);
  • Нарушения управления- «с ветка» (с ветки), «сидит стул» (сидит на стуле);
  • Замена слов по звуковому сходству;
  • Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок- «вкармане» «при летели», «в зяла».
  1. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
  • Замена букв отличающихся разным положением в пространстве: ш-т,д-в,д-б;
  • Замена букв отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  • Замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ш, ц-щ, п-т, х-ж, л-м;
  • Зеркальное написание букв: с,э,е,ю
  • Пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
  1. Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:
  • Безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;
  • Правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка-дорожка;
  • Обозначение смягчения согласных;
  • Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Если у ребенка проблемы с речью, у него плохое звукопроизношение, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если дома и в школе с ним не будут ежедневно заниматься. Однако необходи­мо не только научить ребенка правильному звукопроизношению, но и узнавать и понимать те слова, кото­рые он слышит, а также правильно употреблять их.

Формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми. Если ре­бенку трудно рассказывать, попробуйте задавать на­водящие вопросы. Все дети любят рассматривать кар­тинки в книгах, делайте это вместе с ними и обяза­тельно просите их рассказать, что там изображено. Необходимо научить ребенка пересказывать прочи­танное. Начните с самых маленьких сказок, в кото­рых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребенок сможет их хорошо пересказывать. Но помни­те, что читать детям надо выразительно, стараясь го­лосом и интонациями выделять разговорную речь, чтобы страшные слова лисы или волка «Я тебя съем» звучали, действительно, выразительно. Считалки, потешки и загадки легко запоминают­ся и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помо­гают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки. Поиграйте с ребенком в следующую игру. Пусть он отвернется, а вы подвигайте стулом, потопайте, постучите ложками или произведите любые другие звуки, а ребенок должен отгадать, что вы делаете. Придумывайте любые игры, лишь бы они спо­собствовали развитию звукового восприятия.

Педагог- дефектолог М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мел­кой моторики пальцев рук. Поэтому надо постарать­ся увлечь ребенка пирамидкой, кубиками, мозаикой. Детям легче вначале играть с крупными игрушка­ми, но постепенно размер кубиков, конструктора дол­жен уменьшаться, чтобы ребенок мог построить домик даже из палочек размером со спичку. Мальчику можно предложить навинтить гайки на болт, а девоч­ки будут с удовольствием нанизывать бусинки на нитку.

Очень важно научить ребенка конт­ролировать свою и чужую речь.

Прежде чем начать учиться произносить звуки, -надо выполнить несколько дыхательных упражнений, которые подготовят артикуляционный аппарат для усвоения звуков, которые малыш плохо произносит. Занятия должны быть короткими, продолжительно­стью не более 15 минут. Только усвоив, как следует, одно упражнение, можно переходить к следующему, это же относится и к звукам: лишь отработав, как следует, один звук, можно при­ниматься за другой.

Иногда плохое звукопроизношение связано с вя­лостью мышц языка, губ, нижней челюсти. В этом случае помогают артикуляционные упражнения.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.

Проводить гимнастику необходимо обязатель­но перед зеркалом и ежедневно. Только в этом слу­чае занятия принесут ожидаемый результат.

И еще один совет, прежде чем перейти к отработ­ке звуков. Поставьте перед собой зеркало и произне­сите, глядя в него, тот звук, который вы будете изу­чать с ребенком. Внимательно посмотрите и постарай­тесь запомнить, какое положение заняли ваши губы, язык, зубы в момент произнесения звука. Необходи­мо и ребенка посадить перед зеркалом, чтобы он на­глядно видел положение губ и языка при правиль­ном звукопроизношении. Обычно перед зеркалом дети с большим удовольствием выполняют упраж­нения.

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма.

Процесс письма связан с устной речью. Если у ребенка нарушено звукопроизношение, т.е. он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эти дефекты.

Упражнения, позволяющие устранить нарушения письма, зависят от вида нарушения. Они могут быть в форме занятий, индивидуальных заданий, а лучше проводить их в игровой форме, как во время урока, так и вне: во внеклассной работе, в группе продленного дня.

1.Лексико - грамматический анализ

Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».

Примеры игр:

Журналисты

Детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать, что на ней нарисовано. Затем необходимо посчитать, сколько слов в предложении.

Я начну, а ты продолжи

Играть можно парами или группой. 1-й ребенок говорит предложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 слову, чтобы предложение получилось развернутое и красивое. Кто не придумал слово – выбывает. итд..

2.Слоговой анализ и синтез

Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количества слогов в слове.

Только гласные

Ведущий называет слова, а дети указывают только гласные, записывают их.

Шифровальщики

а) Выделить устно из слов 1-й слог;

б) Выделить в словах 1-е слоги, записать. Составит из нихпредложение . Улей, домик, луна, жаба. ( У дома лужа)

в) Нужно выделить в словах ударные слоги (письменно

и составить из них предложение.

Горы. Пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. ( Голова без ума –пустая сума) итд

3. Фонематический анализ и синтез.

В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова 1-й и последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.

Внимание, на старт

Учитель показывает картинку. Нужно выделить 1-й звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.

Кто быстрей

В течении 2-х минут:

а)составить как можно больше слов на определенный звук;

б) Составить предложение с большим количеством слов;

в) составить слова из 1,2,3 и более слогов.

В течении 3-х минут составить 3 слова и 3 предложения ит.п. ит.д.

4.Развитие пространственного восприятия зрительного внимания, закрепление образа букв.

При оптической форме дисграфии буквы похожие по начертанию дети не различают. При устранении оптической дисграфии на первое место выступает развитие пространственных восприятий, зрительного внимания и памяти. Полезно проводить игры:

Конкурс внимательных и находчивых

а)Устное описание характерных отличительных знаков двух букв «Р» и «П», «Х» и «Ж» ит.п.

б) Трансформирование букв ( «И» в «Ш», «Т» в «П»).

в) Найти недостающий элемент буквы.

г) Угадывание букв в различных положениях.

д) Чтение по горизонтали и вертикали.

е) Замена рукописного текста печатным и наоборот.

ж) Диктант букв и слогов (тех, который ребенок смешивает). Ит.д.

Штриховка

Заштриховать любую фигуру вертикально, горизонтально, наклонно и т.п.

Орнамент

Нарисовать ранее показанный и убранный орнамент по памяти.

А также игры с мозаикой, пазлами, конструктором.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы дать учителям начальных классов такие рекомендации:

Единые требования к занятиям с учениками-логопатами

Успех работы учителя-логопеда во многом зависит от тесного контакта с учителями начальных классов. Обязательно должны быть выработаны единые подходы, требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих занятия у логопеда.

На уроке в классе и на логопедическом занятии необходимо:

  • всесторонне развивать личность учащегося–логопата;
  • обучение должно носить воспитывающий характер;
  • учитывать возрастные особенности детей;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;
  • учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;
  • добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;
  • широко использовать наглядность, игровые приемы.

Рекомендации учителя-логопеда учителю

1.Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.

2.При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.

3.Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.

4.Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.

5.Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов.

6.Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.

7.Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.

6+

Возрастное ограничение

Этот сайт содержит материалы 6+, Если вам не исполнилось 6 лет, просьба покинуть данный сайт, и возвращаться только с родителями!